110-лет Братскому Свято-Николаевскому храму
Возникновение и становление Братского Свято-Николаевского прихода города Бреста связано с деятельностью Православного Николаевского Братства, возрожденного в 1867 году стараниями настоятеля Брестского Симеоновского собора протоиерея Василия Серно-Соловьевича.
Устав возрожденного Братства 30 октября 1867 года был утвержден первым викарием Литовской епархии епископом Ковенским Александром (Добрыниным). С самого начала своего существования Братство занималось активной народно-просветительской и социально-благотворительной деятельностью. На третий год своего существования, в 1870 году братчики стали хлопотать о построении собственного братского храма.
В 1871 году по просьбе Николаевского Братства архиепископ Виленский и Литовский Макарий (Булгаков) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о выделении денег на постройку в Брест-Литовске братской каменной церкви. Но, к великому сожалению, хлопоты правящего архиерея не увенчались успехом. Тем не менее, в 1872 году брестский мещанин и братчик Николай Иванович Лигорович безвозмездно предоставил свой собственный дом на 10 лет для приспособления его под временную церковь. Данное предложение было воспринято с радостью и воодушевлением, и Совет Братства приступил к устройству временного храма в предоставленном доме. В день памяти святителя Николая Чудотворца 19 декабря 1873 года временный храм был освящен. Но братчики не остановились на достигнутом, продолжив свои старания с целью построить полноценную церковь. После многих трудов и затраченных сил, 21 декабря 1885 года деревянная Братская Свято-Николаевская церковь была освящена.
Десять лет город украшал прекрасный храм. Но во время страшного пожара, бушевавшего в городе, 4 мая 1895 года деревянная Братская церковь сгорела. Стараниями жителей города почти все имущество церкви было спасено, за исключением большей части богослужебных книг и двух колоколов, слившихся в бесформенную массу. Но во время пожара не обошлось и без Божией милости: чудесным образом в пламени уцелела икона святителя Николая Мир-Ликийского, небесного покровителя храма. Уничтожение церкви было великой потерей для братчиков и прихожан, столько сил положивших на её постройку.
В том же году братчиками было решено приступить к сооружению нового каменного храма, на что и начался сбор необходимых средств. Для совершения богослужений после пожара была построена небольшая временная церковь. В 1902 году указом Святейшего Синода был открыт самостоятельный Свято-Николаевский приход, первым настоятелем которого с декабря 1902 года был назначен священник Сергий Товаров, председатель Николаевского Братства, возглавлявший Строительный комитет, курирующий возведение храма. Только 22 мая 1903 года епископом Гродненским и Брестским Иоакимом (Левицким) была совершена закладка нового братского храма. Вскоре после этого, в 1904 году на погосте была построена каменная часовня, в которой также принимались пожертвования.
Возведение нового каменного храма было начато в 1903 году и завершено в 1906 году. 23 декабря 1906 года храм был торжественно освящен епископом Гродненским и Брестским Михаилом (Ермаковым). На строительные работы была израсходована сумма в 72.000 рублей, из них 25.000 рублей пожертвовал Святейший Синод. Остальные деньги собрало Братство, прихожане, благотворители и неизвестные жертвователи. Посильную лепту в возведение храма внесли моряки – выходцы из Брестчины, участники русско-японской войны 1904-1905 гг. Согласно преданию, недостающую сумму внес сам император Николай II, который также передал список имён погибших моряков для постоянного поминовения. Возведению храма способствовал и бывший Гродненский губернатор, председатель Совета Министров Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин.
Вид на город с высоты птичьего полета. Такое чувство, что храм парит над городом, как парусник
Храм выполнен в русско-византийском архитектурном стиле с элементами московского церковного зодчества XVII века. Кроме главного престола во имя святителя Николая, в нем имелось два придела: в честь святого апостола Иакова Алфеева и во имя святой великомученицы Варвары. Иконостасы для них были пожертвованы известным в Привислинском крае щедрым благотворителем, московским протоиереем Николаем Копьевым.
Свято-Николаевскийй приход и Николаевское Братство занимались активной благотворительной деятельностью. Их усилиями в Брест-Литовске в 1909 году был открыт детский Софийский приют, столовая для малоимущих и ночлежный дом для нуждающихся, где также призревали бездомных инвалидов и оказывали помощь нищим. Благотворительный отдел братства организовал медицинское обслуживание бедняков.
Нормальное течение церковной и общественной жизни было нарушено началом Первой мировой войны. На военные нужды была ориентирована и социально-благотворительная деятельность Братского прихода. Беженцам бесплатно выдавались обеды в братской столовой, а в Софийский приют стали принимать детей призванных на войну солдат. В связи с приближением немецких войск к Брест-Литовску, была объявлена массовая эвакуация населения в центральные губернии Российской империи, а в городе применена тактика «выжженной земли». Как результат этого – практически полное разрушение преуспевающего уездного городка. По Божией милости Братская Свято-Николаевская церковь и окружающие ее строения не пострадали от огня. Во время эвакуации Брест-Литовск покинуло и все приходское духовенство, а также из храмов были вывезены святыни, наиболее ценные предметы, иконы, церковная утварь и метрические книги. Иконостасы Братского храма остались нетронутыми.
Занявшие в августе 1915 года город немецкие войска церковь не осквернили, не превратили, как это наблюдалось в иных местах, в конюшню, склад или казармы. После незначительной внутренней перестановки, она была приспособлена под гарнизонный храм немецких солдат-пехотинцев, и носила название «BlaueKirche» или «RussischeKirche». В храме были поставлены лавочки и стулья, на солее перед царскими вратами установлен престол, а между центральным и правым боковым иконостасом было размещено в киоте изображение «Сикстинской Мадонны» работы Рафаэля. Братский храм особенно понравился немецкому командованию, чему подтверждением служит большое количество выпущенных открыток и фотографий.
С окончанием войны и выводом из Бреста в феврале 1919 года немецких войск, начала возрождаться церковная жизнь, а в город стали возвращаться беженцы. Исполняющим обязанности настоятеля Братской Свято-Николаевской церкви был назначен прибывший в это время в Брест-Литовск иеросхимонах Феофил (Нестерук), бывший до войны насельником скита Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря на Белом Озере. Возрождая церковную жизнь, он исполнял свои обязанности с усердием и оставил после себя хорошую память. Согласно краткой характеристике, данной Брестским благочинным протоиереем Стефаном Жуковским в начале 1921 года: «Схи-Иеромонах Феофил – поведения отлично-хорошего к богослужению очень усерден. Своею благочестивою настроенностью, трудолюбием приносит только пользу церковно-приходскому делу». Трудами иеросхимонаха и было положено начало возрождению церковно-приходской жизни. После него с 22 июня 1921 года исполняющим обязанности настоятеля был назначен протоиерей Леонид Романский.
Из клировых ведомостей можно узнать, какие постройки сохранились на церковном погосте и существовали в 1923 году:
а) деревянное здание, в котором с 1895 г. по 1905 г. размещалась временная Братская церковь. Построено в 1895 г. на средства Братства;
б) каменное двухэтажное здание, в котором расположилась Русская гимназия и начальная школа. Построено Братством в 1899 г.;
в) деревянная сторожка, построенная на церковные средства в 1909 г;
г) деревянное здание, в котором до 1915 г. помещался Софийский детский приют. После войны в нем жили настоятель церкви, регент Братского хора, псаломщик и сторож, частные семьи, а также размещались товарищество «Просвіта», 1 класс и библиотека гимназии. Здание построено в 1910 году специально на средства Братства;
д) каменная часовня, построенная на средства Братства в 1904 г.
Совместными стараниями настоятеля Братского храма и Русского Благотворительного общества в Бресте-над-Бугом действовали Русская гимназия и Русская начальная школа, официально утвержденные школьным округом в 1921 году, для размещения которых была предоставлена церковная земля и приходские строения, в том числе и здание бывшей братской двухклассной церковно-приходской женской школы. В этих учебных заведениях, являющихся культурным центром для местного православного населения, воспитывавших своих учеников в духе любви и преданности Православию и своему народу, протоиерей Константин Зноско и священник Митрофан Зноско преподавали Закон Божий.
В Братском Свято-Николаевском храме был замечательный любительский хор, регентом которого являлся брестский адвокат Василий Дмитриевич Пантелевич, прекрасный организатор, обладающий редким по красоте и силе тенором. Знаток церковного пения, строгий и требовательный к певчим, он пользовался особой любовью хористов. Кроме этого хора, в Братской церкви на ранней воскресной литургии богослужебные песнопения исполнял гимназический хор, организованный преподавателем Русской гимназии Яковом Николаевичем Клочко. На раннюю воскресную литургию под звуки гимназического оркестра обязательно ходили все студенты, а также строем приводили православных солдат 35-го и 82-го пехотных полков.
В 1933 году заботами настоятеля Братской Свято-Николаевской церкви протоиерея Константина Зноско и церковного старосты Георгия Николаевича Александровского, характеризующегося любителем церковной красоты и идеальным старостой, вокруг приходской территории на добровольные пожертвования прихожан был поставлен каменный забор.
После присоединения в 1939 году Западной Беларуси к БССР настоятеля Братского храма священника Митрофана Зноско неоднократно вызывали на допросы в НКВД, предлагали сотрудничать, но он твердо стоял на своем, не поддаваясь различным угрозам. Начавшаяся Великая Отечественная война стала временем испытаний. Во время немецкой оккупации отец Митрофан помогал больным, военнопленным, сиротам. Указом архиепископа Пантелеимона (Рожновского) от 23 июня 1941 года священник Митрофан был возведен в сан протоиерея «за стойкость в Православии в дни гонений на веру и за ревностные труды в церкви Христовой», а в конце года он был назначен благочинным Брестского округа и председателем епархиального управления Брестской епархии.
После освобождения Бреста от немецко-фашистских захватчиков, настоятелем Братской Свято-Николаевской церкви указом епископа Брестского и Кобринского Паисия (Образцова) от 13 октября 1944 года был назначен протоиерей Михаил Тарима. На долю отца Михаила, приступившего к восстановлению приходской жизни после войны, выпало также много испытаний. Особое внимание он уделял церковно-патриотической деятельности, в рамках которой в храме производился кружечный сбор в пользу сирот и вдов солдат советской армии, а также на восстановление народного хозяйства.
Советское руководство, недовольное активной позицией Братского настоятеля, не могло простить неутомимому труженику его активную деятельность по устроению церковной жизни, самоотверженное приходское служение, а также отказ от сотрудничества. Результатом этого явился последовавший 28 сентября 1948 года арест органами МГБ протоиерея Михаила Таримы, настоятеля Братской Свято-Николаевской церкви и секретаря епископа Паисия. Против него было придумано ложное обвинение, составлено дело, найдены подставные свидетели. Священник был обвинен в антигосударственной деятельности, антисоветских проповедях и агитации, а также в отравлении прихожан во время Причастия. Среди «свидетелей» были также прихожане, в том числе и доктор, которые и подтвердили абсурдные обвинения. По статье 72 «б» УК БССР протоиерей Михаил Тарима был осужден на 25 лет, и выслан в лагерь. К январю 1955 года, среди многих безвинно осужденных, он был досрочно освобожден.
Местные власти, сместив неугодного настоятеля, пытались вмешиваться в приходские дела. Среди церковных людей были агенты органов и доносчики Уполномоченного по делам РПЦ, которые занимались деятельностью, способствовавшей внутрицерковным конфликтам. Кроме этого за короткий промежуток времени в Братском храме сменилось четыре настоятеля: протоиерей Георгий Ревинский, протоиерей Иоанн Давидович, протоиерей Макарий Сакович и протоиерей Владимир Рункевич.
Во время так называемой «хрущевской оттепели», ознаменовавшейся новыми гонениями на Русскую Православную Церковь, атеистическая власть решила закрыть Братскую церковь и ликвидировать приход. Ссылаясь на требования работников коврового комбината, завода «Газоаппарат» и педагогического института, а также жильцов окружающих домов, горисполком постановил закрыть храм. Но первоначально осуществить это решение не удалось.
Прихожане не смирились с закрытием храма. По воскресным дням и церковным праздникам они собирались перед закрытой Братской Свято-Николаевской церковью для пения и чтения акафистов. По воспоминаниям очевидцев, в такие моменты из окон закрытого храма даже раздавалось пение церковного хора. Все надеялись, что обращения верующих подействуют, и церковь будет возвращена и открыта. Все прекратилось, когда с куполов Братской церкви, которую иностранные туристы фотографировали как городскую достопримечательность, были спилены кресты, не дававшие спокойствия городским властям. Власти, игнорируя сопротивление верующих, в итоге реализовали принятое после официального закрытия в 1962 году решение убрать кресты, украшавшие купола и фасад церкви.
К 1000-летнему юбилею Крещения Руси в 1988 году дело об открытии Братской Свято-Николаевской церкви было взято под покровительство Минского митрополита. Будучи в Брестской области, митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) на приеме у председателя облисполкома поставил вопрос об открытии Братского храма. Кроме этого, архипастырь поднимал данный вопрос и в правительстве республики. Поддержал группу верующих, добивающихся возвращения Братского храма, и известный советский и российский культуролог и искусствовед, председатель Советского фонда культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, который 31 октября 1988 года направил соответствующее письмо в Брестский облисполком.
Братская Свято-Николаевская церковь была возвращена верующим и 13 декабря 1988 года зарегистрирована приходская община, а 28 декабря 1988 года настоятелем был назначен священник Михаил Сацюк. После этого с весны 1989 года началась наружная реставрация храма. Летом 1989 года на куполах Свято-Николаевской церкви вновь засияли кресты благодаря трудам настоятеля и инициативе верующих. При этом до начала января 1990 года в храме все еще временно размещалось архивохранилище, что препятствовало внутренним восстановительным работам и совершению богослужений.
7 января 1990 года, в праздник Рождества Христова, в храме была отслужена первая Божественная литургия, а 18 февраля того же года митрополитом Минским и Гродненским Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, епископом Брестским и Кобринским Константином и епископом Люблинским и Холмским Авелем был освящен храм и престол.
22 мая 2016 года Братский Свято-Николаевский храм отпраздновал свое 110-летие.
Олег Полищук для социально портала «Реальный Брест»
По материалам статьи Евгения Мшара, студента I-го курса магистратуры МинДА
Похожие статьи:
История Бреста → Построенный по приказу Гитлера паровоз и поезда времён СССР. Уникальный музей железной дороги
История Бреста → Брест - город с давними пивными традициями!
История Бреста → Спустя 30 лет брестчанину вернули украденную медаль отца «За отвагу»
История Бреста → Поехали! — в историю о том, как космонавты навещали Брест