О родных традициях
Хочется сразу разочаровать некоторых наших читателей – это статья снова о чае. Удивительно, что ДТП и криминал в Бресте еще никому оскомину не набили, хотя составляют канву любой новостной ленты, а вот упоминания о развитии чайной культуры у некоторых уже вызывают нервный тик. Спешу успокоить критиков и рассказать, зачем мы создаём столько чайных событий, почему не всегда отечественных, как возрождаем и родные традиции.
Те самые криминал и ДТП, которые подпитываются постоянным вниманием к ним, являются детьми алкогольной культуры. Но простой запрет алкоголя проблему не решает – история учит о последствиях «сухих законов». Дело в том, что если что-то в обществе процветает, то значит – выполняет какую-то важную роль. Как простому белорусу расслабиться, снять стресс, поднять настроение, стереть границы между людьми, особенно противоположного пола, без алкоголя? Какой процент брестчан найдет в себе силы и смелость выбрать для этого психологические игры, социальные танцы или религиозные практики? Это будут единицы, а для большинства нужен какой-то легкий, при этом легальный, при этом здоровый рецепт. Я пока нашел его только в чайной культуре. Если вы найдете другой массовый способ – поделитесь пожалуйста!
И появляются «вечные» вопросы: Почему такой акцент на китайской традиции? А что родной традиции нет? Что восстановить те практики, которые практиковали наши предки слабо?
Не буду вдаваться в полемику по поводу того, кого называть «нашими предками» в таком многонациональном государстве и городе. Начну с китайской культуры. На сегодняшний день это самая древняя и самая непрерывная чайная традиция в мире, насчитывающая несколько тысяч лет. А индийская, цейлонская и уж, тем более, славянская самоварная традиции – это дети последних пары сотен лет. Значит ли это, что на славянских землях не было более древних чайных традиций? Отнюдь нет. Но нам столько раз перечеркивали собственную историю, что опиратьсяне на что, мы невесты без приданного.
Суть чайной культуры заключена в алхимии растительного листа – ферментации, которая позволяет из зеленого «свинца» получить «чайное золото» - легкоусвояемый продукт, меняющий состояние сознания. Это «содержание» заключено в «форму» приготовления чая, которое является трансовой церемонией.
Традиционные белорусские травники и травницы, с многими из которых мне довелось познакомиться, не занимаются ни ферментацией, ни церемониальным приготовлением [только тема Иван-чая стоит отдельно, требуя еще одной статьи, но она более характерна для российских, а не белорусских, травников]. В лучшем случае, они астрономически рассчитывают правильное время и способ сбора трав. И все их мастерство заключается в смешивании разных растений в фитотерапевтические сборы. Эдакие травяные сомелье… Такая традиция является народной медициной, но никогда не станет здоровой трансовой культурой, вытесняющей алкогольную культуру.
Поэтому белорусскую чайную традицию нереально возрождать, ее надо креативно создавать на основе национального декоративно-прикладного искусства, отечественного сырья и международного чайного опыта.
Я дважды обращался к правительству с предложением сделать это на республиканском уровне. Первый раз, после победы в национальном чайном чемпионате, меня переадресовали на руководство национального парка Беловежская Пуща. Национальный парк ответил, что у них нет условий для сотрудничестваи есть свои собственные замечательные специалисты. Второй раз, после международного чайного чемпионата, ко мне вроде бы начали прислушиваться и ведут переписку.
А пока я продолжаю свои эксперименты по ферментированию белорусских трав в своей беловежской усадебке (международному жюри я подавал китайский шен-пуэр с беловежским березовым «пуэром»), разрабатываю дизайн белорусской церемониальной керамики и «перепрошиваю» древнейшие методы заваривания и варки чая под родной интерфейс…
Но если вы нашли древнюю родную чайную традицию – прошу вернуть ее родине за вознаграждение!
Алексей Купряков специально для социального портала Реальный Брест
Похожие статьи:
История Бреста → И раньше в Бресте протестовали и улицы перекрывали
История Бреста → Страшная находка в центре Бреста!
История Бреста → Брестская фабрика сувениров «Славянка»
История Бреста → В городском парке найдены человеческие кости и гильза 1938 года от винтовки Маузер
История Бреста → Прототип героя фильма «Белое солнце пустыни» — таможенника Верещагина – служил в Бресте