Урочище Божий дар стало местом притяжения любителей истории XIX века
Урочище Божий дар расположено недалеко от деревни Малыши Кобринского района. Пять лет назад оно было выкуплено, и сейчас эта территория с каждым днем всё больше становится местом притяжения любителей истории XIX века.
В 1845 году фольварк Божий дар принадлежал Викентию Вальтеру. Потом он перешел Дионисию и Терезе Митрашевским. После поражения январского восстания шляхты в 1863 – 1864 годов, которая выступала за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года, имение было конфисковано.
Урочище связано с польским революционером, генералом Ромуальдом Траугуттом. Родился он в Гродненской губернии, служил в российской армии. После выхода в отставку в 1862 году поселился в Варшаве. Когда в январе 1863-го началось польское восстание, Траугутт поначалу оставался в стороне от борьбы. В апреле того же года именно в Божьем даре к участникам восстания, собравшимся у Яна Митрашевского, приезжал Траугутт, чтобы присягнуть на вер-ность руководителям повстанческого отряда. В урочище также был организо¬ван госпиталь, куда поступали раненые повстанцы.
Соединение Траугутта было незначительным, его максимальная численность достигала около 500 человек. Отряд провел три стычки с регулярными войсками под Горками. И это было единственное крупное сражение в повстанческой кампании Траугутта. Соединение было разгромлено, а сам генерал чудом сумел бежать в Варшаву.
30 марта 1864 года Ромуальд Траугутт был арестован вместе с несколькими помощниками в Варшаве. Находился в заключении под судом в Варшавской цитадели. В обмен на смягчение приговора отказался выдать остававшихся на свободе единомышленников, был лишен всех чинов и наград и приговорен к смертной казни через повешение.
Сама усадьба в урочище Божий дар была заложена в первой половине XIX века в буквальном смысле среди болот. Небольшой деревянный дом стоял почти в центре усадьбы. В ее основу была положена сложная водная система из пяти водоемов, соединенных протоками. Система была нарушена во время мелиорации.
Возможно, о том, насколько это интересное место, мало кто и знал бы – об исторических событиях напоминал лишь памятный валун, который был установлен в 2003 году. Сейчас на нем есть табличка, где на русском, белорусском и польском языках написано: «Здесь в Божем даре в апреле 1863 года Ромуальд Траугутт принял командование над вооруженным отрядом повстанцев земли полесской».
Пять лет назад урочище Божий дар было выкуплено. Благоустройством усадьбы занимается УП «Зодчий-Агро». Территория урочища – 40 гектаров. Центром возрождаемой территории стал музей Траугутта. Вокруг раскинулись голубичные поля, но о них позже.
Центральный дом усадьбы был отстроен по старым чертежам. Поодаль – тот самый валун, рядом – две настоящие чугунные пушки. У валуна – лампадки: частые гости – поляки, которые трепетно чтят свою историю, а фигура Траутутта близка и дорога их сердцу, зажигают их в память о героях прошлого. Под навесом у музея – путеводитель-историческая справка.
Сам дом-музей действительно поражает. Открытые ставни впускают лучи солнца, и от неожиданности замираешь – словно попал в XIX век, ощущение, что хозяин дома только что вышел из комнаты. Практически все экспонаты – подлинники. Серванты, комод, стулья, подсвечники, скатерти, зеркала, картины, иконы, Библия заняли свои места в, казалось бы, простом, но таком богатом интерьере главной комнаты.
В кухне своя атмосфера: кажется, вот-вот закипит самовар, на деревянных полках стоит медная посуда. В углу печь – мастера сделали её рабочей. Интересный факт – в то время для прочистки ходов служили не дверцы, которые были большой редкостью, а тарелки, которые вмуровывались в печь. При необходимости их вынимали и ставили обратно. Именно такие тарелочки стоят и в этой печи.
Такая же колоритная и спальня. Здесь, как и во вскм доме, каждая вещь интерьера имеет свою историю. Дополняет композицию одежда того времени – манекены с мужским и женским строем словно дожидаются примерок.
Особое место занимает комната с экспонатами, связанными с жизнью Ромуальда Траугутта. Все экспонаты выкупались из частных коллекций: аксельбанты, очки, документы, газеты, фотографии, награды, монеты. Револьверы, палаш, ружья и даже самодельное оружие в виде пики, ножей и прочего, которыми бунтующие готовы были сопротивляться до последнего, отстаивая свои права, также представлены в экспозиции.
Есть и подлинное письмо жене, которое стало последним желанием перед казнью… Витиеватый литературный язык (письмо имеет перевод) отражает, насколько был интеллигентным автор, и показывает глубину любви Траугутта к своей жене и Богу. Ромуальд называет супругу Своим Ангелом и говорит ей о том, что, чтобы она ни делала, – помнила о Боге…
Каждый объект усадьбы заслуживает отдельного внимания. Сейчас работники готовят открытую площадку, на которой будут выставлены гужевые повозки, дробилки и другой инвентарь селян того времени. Даже настоящие сани на полозьях нашлись.
Чуть поодаль – кузница, в которой мастера работают с самой настоящей кузнечной печью – горном. Конечно, время не стоит на месте, и модернизация была проведена, но традиции и технологии прошлого здесь соблюдают при изготовлении изделий как на заказ, так и для усадьбы.
Видели ли вы баню по-черному? Здесь есть такая, причем полностью рабочая – по чуть закопченным стенам заметно, что ее уже опробовали. Интересный факт – только в таких банях когда-то рожали женщины, потому что сажа является мощным антисептиком.
Отдельно строится детская площадка. В работе – качель, сделанная из окорённого ствола дерева. Пока же этот ствол «осваивает» на золотой цепи Кот Ученый. Рядом избушка на курьих ножках, в которой, возможно, поселится какая-нибудь сказочная колдунья.
Вокруг усадьбы – водная система каналов, через которые построены красивые деревянные мостики. Не менее красивы и пирсы – в виде старинной лодки драккара и с площадками-беседками.
Однако самый заметный в прямом смысле слова объект в усадьбе – ветряная мельница. Такой мельницы нет не только в Брестской области, но и в Беларуси. Ее восстановили в натуральную величину по старинным чертежам, высота – в пятиэтажный дом, длина одной лопасти – 9 метров.
Делали не муляж – мельница рабочая. На трех ее ярусах сложная система, большая часть механизмов которой деревянная. Железо в такие технологии пришло позже. Механизм уже опробовали – муку мололи, есть возможность молоть разными фракциями.
Работы в усадьбе много. В проекте – строительство гостевых домиков, и каждый, начиная от столяра и заканчивая управляющим стройкой, получает колоссальное удовольствие от своей работы.
Пока одни работники ведут благоустройство усадьбы, другие работают в теплицах и на полях – здесь занимаются выращиванием голубики и ежевики.
Голубику с любовью называют «жемчужиной». В сезон на уборку ягоды нанимают до пятидесяти человек. Особенность ягоды в том, что созревает она не одновременно, поэтому сбор растягивается во времени. Голубика идет на экспорт, хотя можно приехать и купить на месте.
Растение разводят черенкованием, черенки принимаются в «школках» – на специальных площадках с созданным микроклиматом, каждый черенок – отдельно. После их высаживают на поля. Кусты высокие, в момент нашего визита специалисты проводили мульчирование – прикрытие прикорневой поверхности дроблеными опилками и корой. Такой уход помогает сохранить здоровье растения, здесь уверены, что соблюдение агротехнологий – залог хорошего урожая. К слову, выращивают и ранние сорта ягоды, но в теплицах. Ежевику также выращивают на экспорт, используя разные сорта, помимо этого, тут есть свой небольшой сад.
Божий дар – уникальное место. Историческое прошлое соединено с вполне современными заботами фермерского хозяйства. Здесь стоит побывать не только, чтобы глубже окунуться в историю, но и просто отдохнуть от городской суеты. И полакомиться вкусной и полезной ягодой.
Людмила ПАШКОВИЧ, фото автора, «Заря»
Похожие статьи:
История Бреста → Фасад каплицы рода Ожешко в Дрогичинском районе отреставрируют в этом году
История Бреста → Триумфальные арки Брест-Литовской крепости. Манёвры и дилижанс … Часть вторая
История Бреста → Город с 1000-летней историей. Брест в уникальных фотографиях
История Бреста → Последствия стихии на католическом некрополе
История Бреста → Польский орел на здании Брестского университета