Когда взвод надежней батальона. Спортсмены Победы
«Каждый спортсмен стоит в бою нескольких рядовых бойцов, а взвод спортсменов — надежнее батальона, если предстоит сложная боевая операция».
Эти слова, характеризуя вклад советских спортсменов в Победу, произнес Герой Советского Союза генерал армии Иван Петров.
В воздухе, на суше и в воде
Список спортсменов-воинов Великой Отечественной был бы очень длинным. Мы упомянем лишь некоторых из отличившихся на войне и в спорте.
Герой Советского Союза спортивный летчик Марина Чечнева в войну служила в авиаполку.
Совершила на бомбардировщике 810 боевых вылетов, уничтожила шесть складов, пять переправ, один железнодорожный эшелон, четыре зенитные батареи и один самолет. Кроме того, она подготовила 40 летчиц и штурманов. Кстати, супругом Чечневой также был Герой Советского Союза и летчик – Константин Давыдов.
Рекордсмен мира по плаванию Леонид Мешков ушел на фронт добровольцем и служил в морской разведке на Ленинградском фронте.
В 1941 году, получив ранение в руку, он спас своего раненого товарища, переплыв с ним реку Луга под Ленинградом. Награжден орденами Великой Отечественной войны I и II степени и орденом Славы.
Абсолютный чемпион СССР по боксу Николай Королев воевал в партизанском отряде специального назначения «Победители» Героя Советского Союза полковника Дмитрия Медведева, которого дважды выносил раненым с поля боя.
Королев награжден орденом Красного Знамени.
Многократный чемпион СССР по греко-римской борьбе Григорий Пыльнов воевал в мотострелковой бригаде особого назначения НКВД, в которой служили спортсмены-добровольцы. Вместе с ними он героически погиб на боевом задании в тылу противника под Калугой, попав под танковый удар.
Выжить в Бухенвальде
Судьбы спортсменов на войне складывались по-разному. Но атлетический дух, несомненно, помогал выстоять в самых непростых ситуациях. Судьба не всем уготовила героический путь на войне. Так, в оборонительных боях 41-го на западных границах Беларуси, получив контузию, в плен попал известный борец греко-римского стиля, будущий олимпийский чемпион Яков Пункин.
Он четыре года провел в немецких лагерях. Еврей по национальности, Пункин вынужден был выдавать себя за осетина. Со второй попытки Пункину удалось бежать. Две недели практически без еды он провел в лесу, дождавшись наступления армии союзников.
Солдаты, увидевшие истощенного 36-килограммового Пункина, приняли за подростка. С острой дистрофией его положили в госпиталь, уже советский, после выхода из которого он служил в разведке.
После войны Пункин стал трехкратным чемпионом СССР и выиграл Олимпиаду в Хельсинки.
За оригинальный стиль Пункина прозвали «молнией на ковре». Его коронкой был бросок прогибом, который он исполнял, резко меняя траекторию. Занимался Яков Пункин не только борьбой: у него были разряды по легкой атлетике, акробатике, баскетболу, велоспорту. А на ковре он одинаково хорошо боролся в левосторонней и правосторонней стойках.
На вопрос, откуда у него такая сила, чемпион отвечал: «От отца, он был портовым грузчиком. На спор мог поднять лошадь. А в уличных драках клал на лопатки любого докера».
Еще один большой спортсмен – гимнаст, абсолютный олимпийский чемпион Виктор Чукарин на фронт ушел добровольцем, воевал в артиллерийской части. Попав в плен под Полтавой, прошёл через 17 концлагерей, в числе которых и Бухенвальд.
Через Бухенвальд прошел и еще один олимпийский чемпион – штангист Иван Удодов. К моменту освобождения узников лагеря он не мог ходить от истощения.
Орудие пропаганды
Спорт нередко становился орудием тоталитарной пропаганды. Диктаторы старались чаще показываться в обществе прославленных чемпионов, пытаясь утвердить с их помощью свое «превосходство».
Вспомним, как поводом для карательной операции в Хатыни стало нападение партизан на легковую машину немцев, в котором был убит олимпийский чемпион Ганс Вёльке. Толкателя ядра, выигравшего образцово-показательную олимпиаду нацистов в Берлине в 1936-м, называли «любимцем фюрера».
Показательна и история величайшего немецкого боксера и пожизненного «спортсмена номер один в Германии» по версии Союза спортивных журналистов ФРГ Макса Шмеллинга. Он обедал с Гитлером (хотя, как утверждал сам, до этого четырежды ему отказывал), а в его кабинете висела картина «Фюрер» с автографом нацистского лидера.
Но в «Хрустальную ночь» погромов в 38-м Шмеллинг спрятал в своей берлинской квартире двух еврейских парней, которым затем помог бежать. За это он получил награду Международного фонда Рауля Валленберга.
Нокаут от мэтра
Известные спортсмены воевали и в армиях союзников СССР по Второй мировой. Нельзя не сказать об американце Эдварде Игане – единственном в истории чемпионе как летней Олимпиады – по боксу, так и зимней – по бобслею.
Во время Второй мировой Иган дослужился в американской армии до полковника.
И, конечно же, как не вспомнить об Эрнесте Хемингуэе, нобелевском лауреате, военном журналисте и участнике освобождения Франции. «Хем» довольно серьезно занимался боксом.
Он рассказывал, что в боксерский клуб пришел в 14 лет, в молодости зарабатывал на жизнь спаррингами с профессионалами, а однажды даже отправил в нокаут чемпиона Франции. Нет ли в этих словах некоторого художественного вымысла, мы не знаем. Поверим мэтру на слово.
Дмитрий ПИСКУР, Брестский вестник
Похожие статьи:
История Бреста → Митьки: история вчерашней деревни под Брестом
История Бреста → Историческая топонимия Бреста от Н. Н. Власюка-старшего
История Бреста → Бронепоезд «Смелый» - воин металлических путей