Школа Май БэбиЦентр семейной стоматологии «Дентико»https://tv.mts.by/channels/nowmts.byshop.mts.by

ГлавнаяНовостиИстория БрестаПодземелья Брестской крепости. Развенчание мифов. Часть I

Подземелья Брестской крепости. Развенчание мифов. Часть I

«Атлантида» Брестской крепости. Миф или реальность? Многие журналисты и простые любители пытались провести расследования в поисках ответов на эти вопросы, но до сих пор никто так и не приблизился к ответу.

Кому из нас в детстве, вдохновленных «Островом сокровищ», «Кортиком», «Полесскими Робинзонами», снедаемых жаждой приключений, не хотелось найти что-то таинственное, невероятное? Полазить с фонариками в казематах Брестской крепости в поисках секретных ходов, вообразив себя героем со страниц книги или приключенческого кинофильма? В детстве все воспринимается по- иному.

Подземелья Брестской крепости — это тема, про которую уже неоднократно и писали, и снимали документальные фильмы.  В итоге, вопросов всегда оставалось больше, чем ответов. В обществе сложилось мнение, что подземелья существуют и ведут они из крепости в Польшу, из крепости — в Брест и на железнодорожный вокзал. Некоторые рассказывают, что подземные коммуникации не ограничиваются тремя направлениями, а распространяются дальше. Подземельями протяженностью в десятки километров связаны между собой все форты Брестской крепости, более того, центром подземного лабиринта является Цитадель.

Но откуда взялась эта идея? Откуда эти сведения? И есть ли истина в подобных предположениях? Многие журналисты и простые любители пытались провести расследования в поисках ответов на эти вопросы, но до сих пор никто так и не приблизился к ответу. Город наполнен легендами о подземельях. Фактов, увы, нет. Может просто до сих пор не там искали?  В этом материале Реальный Брест попробует провести свое расследование и дать объективную оценку, отвечая на вопрос: на самом ли деле существует «Атлантида» Брестской крепости…?

Полевые выходы с фонариком интересны, информативны и познавательны, но искать подземную крепость надо не в казематах, а в библиотеке.  Пока мы не поймем назначение скрытых под землёй коммуникаций, систему строительства и назначение каждого объекта в крепости, мы будем долго искать черного кота в темной комнате, продолжая плодить городские легенды. При поиске ответов на вопрос о подземельях, важно понимать, в какие года, как и для чего строились те или иные крепостные объекты. Подойдя с накопленным багажом знаний к вопросу о существовании подземного мира под крепостью, лишнее отсеивается и остаются факты. Факты, против которых не устоит ни одна легенда.

Начать хотелось бы с прояснения вопроса: что мы имеем в виду, говоря о подземных ходах? Это —  проход под землей для свободного перемещения между фортификационными сооружениями крепости или опорными пунктами укрепленных районов. Изнутри — длинный коридор с переборками на входе и выходе, высотой и шириной позволяющий свободно перемещаться взрослому человеку. Все это подходит под фортификационный термин – ПОТЕРНА. Значит, это и является целью наших поисков. Потерна, ведущая под землей за пределы крепости.

Территория Брестской крепости очень богата на технические коммуникации, такие как канализационные и ливневые стоки, которые строились одновременно с крепостью. Именно их зачастую и принимают за подземные ходы. Отчасти это так. Высота и ширина таких коммуникаций были соблюдены при строительстве таким образом, чтобы позволить взрослому человеку проползти по ним на четвереньках и в случае засора добраться до него и очистить магистраль. За последние 8 лет такие канализационные магистрали встречались на Кобринском, Волынском укреплениях и на Центральном острове.

Это действительно большая и разветвленная сеть, где при желании человеку средней комплекции можно перемещаться, ощущая лишь некоторые неудобства. Тут можно с уверенностью говорить о том, что в архивах существует план этих «подземелий». Но, при всем желании, это не потерна для перемещения живой силы в полной амуниции. Это — канализация 19 века, система отвода нечистот. Т.е., это совсем не то, что мы ищем. Кстати, на одном из крепостных планов такая система обозначена, вопреки заявлениям, что подобные документы скрыты от общественности. На плане выделена пунктирной линией.

 В 2010 году, после ураганного ветра, повалившееся дерево на Госпитальном острове подняло корнями часть грунта. Таким образом, удалось увидеть, что из себя представляет старая канализация, воспринятая многими апологетами существования подземелий, как самый настоящий подземный ход. 

Следующие объекты для рассмотрения на звание «подземных ходов» — горжевые казематы главного крепостного вала, казематированный траверс за постом милиции, кафе «Цитадель», казематы в толще главного вала входа «Звезда» (горжевые казематы), перед капониром Гаврилова и т.д. Не используется специализированная терминология, да простят меня квалифицированные историки и знатоки фортификации, т.к. этот материал предназначен для широкого круга читателей.

Итак, эти казематы не были подключены к общей системе отвода нечистот. Поэтому вышеупомянутые магистрали к ним не подводили. Да и строились они в разное время с основными крепостными объектами.  Здесь имелись стационарные уборные в крайних казематах, от которых шел пятиметровый туннель за периметр здания, заканчивающийся камерой-накопителем (выгребная яма) с отверстием в потолке, через который уже с улицы производился забор нечистот.  Т.е. снова не то, что мы ищем. На данном плане все четко показано.

Но и тут не обошлось без сюрпризов. В 2011 году по многим белорусским СМИ прогремел материал, что в Брестской крепости найден подземный ход!!! Который на поверку оказался… канализацией, о чем написано чуть выше.

Никто из вас не задумывался, а когда вообще начали появляться легенды про подземелья в крепости? Разбирая этот вопрос, удалось выяснить, что все слухи про некие подземные ходы появились в послевоенное время, сначала в литературе, в воспоминаниях защитников, потом и от детей, гуляющих в крепости.  Дети рассказывали взрослым, те своим знакомым. Потом дети подросли и продолжали при случае вспоминать об этом. Так город наполнялся слухами о подземельях. Мы постараемся разобрать несколько таких случаев, попытаемся понять, что имел в виду тот или иной человек, рассказывая о подземных ходах. И начнем пожалуй с официальных источников, опубликованных воспоминаний защитников крепости.

Стоит обратить внимание, что на момент начала боевых действий в Брестской крепости, гарнизон насчитывал порядка 30 (+ -) представителей различных национальностей. Некоторые из которых не то что были неграмотными, но даже по-русски плохо понимали. Более того, человеку, прожившему всю жизнь в провинции и впервые оказавшемуся в фортификационном объекте, любой проход в валу казался подземным ходом.  К сведению, перед началом войны вся крепость была поделена на сектора, в которых размещались подразделения и проход на территорию другой части был запрещен. Т.е. не было разброда и шатаний по всей крепости бойцов из одних частей на участок соседей. Следовательно, знать, как устроена вся крепость, они не могли.

РОМАНОВ АЛЕКСЕЙ ДАНИЛОВИЧ, сержант, командир пулеметного отделения, секретарь комсомольского бюро полковой школы 455-сп. Сражался в Цитадели на участке Брестских ворот и Белого дворца. Из его воспоминаний, в ночь на 2 июля вместе с группой товарищей выбрался из крепости.

… Трудно достались нам какие-то сотни метров от Белого дворца до Мухавца: из 27 человек мы потеряли 20, и лишь ночью на 29 июня, лавируя среди трупов, переплыли Мухавец метрах в 150-200 от моста, вверх по течению.
На противоположном берегу реки в зарослях камыша и лозняка мы обнаружили узкий сводчатый проход, ведущий в подземелье. Абсолютно темный коридор в начале вел на подъем, потом под уклон и оканчивался сводчатым тесным помещением с тремя амбразурами, выходящими на дорогу, ведущую к Центральному острову. Наблюдая в амбразуры за дорогой, мы увидели быстро передвигавшихся немцев.

Если внимательно проследить путь Романова, то получается, что он с товарищами оказались в шлюзе, который поддерживает уровень воды в крепостном водяном рву (в народе — обводной канал). Правильное название — «Каменная труба», там действительно есть выход в реку Мухавец. Это вполне широкий лаз, с подъемом наверх, где и будет технический колодец с устройством для поддержания уровня воды, что Романов описывает, как амбразуру.

Тут небольшое отступление. В этой истории Романов ссылается на Гребенюка, как на командира этой группы, с которым они пересекли Мухавец. С фактами не поспоришь, у Гребенюка в карточке военнопленного стоит дата пленения 24 июня…

О подземных ходах вспоминал и А. Леонтьев, сражавшийся в Цитадели.

Ночью, переплыв Мухавец в районе 455 сп, проползя через весь Северный остров, ему удалось выйти из крепости через «подземный лазарет» в главном валу: 

«Лабиринты мы очень хорошо знали, так как дело старое (иногда без увольнительных ходили в город не через ворота)».

Однако, судя по всему, Леонтьев ушел через хорошо знакомый ему ветеринарный лазарет (т. н. «гавриловский капонир»), где действительно имеется проход через вал.

Генерал-полковник Л.М.Сандалов «Пережитое». В июне 1941 г.  — полковник, начальник штаба 4-й армии:

«Брестская крепость была построена русскими в 1842 году. Основу ее составляла цитадель, расположенная на острове, омываемом с юго-запада Бугом, с юго-востока рекой Мухавец, а с севера — рукавом Мухавца. По внешней окружности цитадели проходила сплошная кирпичная двухэтажная казарма, которая в то же время являлась и крепостной стеной. Казарма имела 500 казематов для размещения войск, под казематами находились подвалы, а еще ниже — сеть подземных ходов».

Нижний уровень под подвалами здания Арсенала. Действительно в одном из отсеков этого подвала существуют некие ступени, которые как-бы ведут чуть ниже уровня пола, что в свою очередь и выдается за, якобы, вход в подземелья. На самом деле, это обычный «ледник». Т.е. небольшое, вымощенное помещение для хранения льда. В настоящий момент засыпано мусором и затоплено. Откуда там вода? Предположительно в леднике подорван пол, через дыру которого поднялись грунтовые воды. Это — намеренный подрыв, вследствие зачистки немцами казематов, во время которой в каждый темный угол летели гранаты. Отсюда рождение мифа о том, что немцы затопили нижний уровень подвалов под крепостью. По другой версии, дыра в полу могла оказаться следствием пробивки колодца защитниками, во время осады, т.к. это самая нижняя точка в подвале.

Давая описание крепости, фразу про 500 казематов генерал Сандалов подчерпнул скорее всего из С. С. Смирнова. "Пережитое" опубликовано в 1961 г. У Смирнова про подземные ходы впервые было написано в 1956 г. в "Крепости на границе". Причем, именно у НЕГО. Ни у М. Л. Златогорова, ни у Т. К. Никоновой годом ранее про подземные ходы ничего не было. Причем, в описании строительства крепости Никонова перечисляет основные сооружения вплоть до валов и каналов, а о подземельях там ни слова.

Т.К.Никонова. "…в начале XIX века начинается строительство крепости. На острове между Бугом и Мухавцом было выстроено кольцо оборонительной казармы, севернее, южнее и западнее возведены форты и бастионы, насыпаны земляные валы, вырыты обводные каналы". 1955 г. (фактически подписано в печать в конце 1954-го)

Впрочем, никакой конкретики по этому поводу и у Смирнова никогда не было, общие фразы. Более того, он сам признается, что все это упомянуто"по слухам"… 

"Еще не вскрыты многие крепостные подземелья и подземные ходы, которые, по слухам, в разных местах проложены под крепостной территорией".

 "Защитники крепости спускались в глубокие подземелья и по неизвестным немцам подземным ходам покидали занятые врагом участки крепости, продолжая борьбу уже на другом месте".

Под это описание очень хорошо подходит огромный подвал здания Арсенала, по которому можно пересечь территорию Цитадели от Тереспольских ворот, до казармы 455 сп. Также это применимо к Восточному и Западному фортам, где потерны соединяли основную часть форта с контрэскарпными галереями (в народе «подкова»). Что позволяло скрытно перемещаться обороняющимся по территории форта.

Из воспоминаний:

«…Проход в Восточных воротах был заблокирован. Одну из машин, покидающих крепость немцы подорвали, и в проезде ворот бушевал пожар. Нам пришлось покидать крепость через подземных ход, который был расположен чуть левее Восточных ворот и вел в сторону Бреста».

 Когда человек оказывается в стрессовой ситуации на грани жизни и смерти, восприятие меняется. Ты оказываешься в незнакомом месте, и единственная возможность выжить — покинуть это место опасности. В данном случае описан проезд сквозь вал. Т.е. по сути подземный ход, шириной в две телеги, ведущий в сторону города Бреста.

А. А. Гребенкина "Живая боль. Женщины и дети Брестского гарнизона":

"Женщины пытались найти выход из крепости. Им даже показалось, что нашли подземный ход. Проползли несколько метров и обнаружили завалы. Разобрали их, однако вскоре убедились, что подземного хода нет."

Здесь речь идет о женщинах и детях, укрывавшихся в горжевых казематах 98 ОПАД (вход «Звезда»). О том, что из себя представляли подобные казематы, говорилось выше. Казарма в толще вала, состоящая из 12 казематов, в крайних из которых были устроены туалеты с уходящими туннелями к выгребным ямам. Что и было обнаружено.

Анализируя каждый упомянутый случай, можно с большой долей вероятности сказать, что ни в одном из них речь не идет о полноценных потернах, скрытых ходах за пределы крепости. Все эти случаи носили локальный характер и ошибочно воспринимались людьми в стрессовой ситуации, как подземелья.

Форты

Форт — отдельное долговременное укрепление, полевая артиллерийская позиция в системе крепостных сооружений. Строительство фортов началось в 1869 г. с постройки форта «Граф Берг» в километре к северо-западу от крепости с целью контроля над участком железной дороги Варшава-Москва и железнодорожным мостом через реку Буг. От форта к крепости вела, так называемая, скрытая дорога. Что имелось ввиду? Дорога, прикрытая с обеих сторон насыпью (глассис). Т.е. укрытая или скрытая дорога, которая и принимается некоторыми исследователями, как потайной ход от форта в крепость.

18 ноября 1878 г. был утверждён план, по которому предполагалось строить форты на расстоянии 3-4 км друг от друга и на таком же расстоянии от главной ограды крепости. Каждый получил номерное обозначение, и в каждом можно было разместить до 200 солдат и 20 орудий.

Что из себя представлял в то время форт? Это позиция посреди поля, с правильным профилем вала, кирпичными казематами для убежища пехоты и склада с боеприпасами. Сохранившийся в первозданном виде на сегодняшний день Форт I, демонстрирует нам яркий пример фортов Брестской крепости до их модернизации. Могли ли между ними быть подземные ходы, и были ли они соединены с крепостью? За комментарием мы обратились к ведущему специалисту по истории строительства русских крепостей, автору многочисленных работ по истории русской фортификации Владимиру Ивановичу Калинину.

«Наличие ходов, соединяющих форты между собой нелогично именно с военной точки зрения. Форты — это автономные опорные пункты, обстреливающие промежутки между ними и тем самым содействующие пехоте, защищающей эти промежутки.

Кроме того, крепостная позиция превратилась из сплошной ограды в реденькую цепочку фортов прежде всего по экономическим соображениям, поскольку увеличение размеров этой ограды привело бы к ее немыслимому удорожанию. Копка подземных ходов между фортами, помимо нелепости в военном отношении, была бы настолько дорогим удовольствием, что это обессмыслило бы выгоду, полученную от рассредоточения крепостной ограды.

Так образом, исходя из общетеоретических соображений, а также из практики строительства всех без исключения аналогичных крепостей в мире, можно уверенно утверждать об отсутствии таких  ходов в Бресте.
 
В истории фортификации известен только один серьезный пример строительства подземных ходов между отдельными опорными пунктами — это Мезерицкий УР на границе Германии и Польши. Говорят, что Адольф Алоизиевич, увидев его даже в сильно недостроенном виде, бился в истерике и говорил, что это не фортификация, а убежища для дезертиров! И ведь прав оказался, поскольку эта система с гипертрофированной подземкой и недоразвитыми боевыми частями рухнула под ударами Красной Армии за четыре дня.»

При последующей модернизации фортовых укреплений, между объектами внутри самих фортов были проложены подземные коммуникации, потерны. До сих пор такие подземные ходы можно увидеть и пройтись по ним в фортах литеры А, 8 и 5, которые находятся на территории Республики Беларусь. К сведению, подземная потерна форта литеры А, имеет протяженность в 98 метров и это самая большая по протяженности подземная коммуникация в фортах Бреста, имеющаяся на сегодняшний день!

Лейтенант А. И. Махнач вспоминал:

«Перед тем, как получить подразделения, нас направили (16 человек) в 1-й батальон 455 сп в целях проверки внутреннего распорядка взводов. Батальон находился в пяти километрах от центра крепости, в одном из ее фортов. Наших фортов за крепостью, по рассказам бойцов, было несколько. Они были соединены ходами под землей с крепостью. Во время своего пребывания в форту я проходил вместе с другими офицерами в подземные ходы на метров 300, где была уже вода и сырость».

В своих воспоминаниях о «ходах, ведущих в крепость» А.И.Махнач ссылается на рассказы бойцов. Самому же, как видно из рассказа, до крепости дойти не удалось — за ведущий в нее ход он принял, вероятно, одну из потерн, соединявших жилую казарму с капонирами и полукапонирами форта 8 (Б), где и располагался перед войной один из батальонов 455 стрелкового полка.

Плюс ко всему, описывая это, Махнач упоминает, что освещали путь спичками, которые уже начинали подходить к концу, тогда и было принято решение вернуться. Т.е., тут сложно поверить в то, что они могли пройти 300 метров, освещая дорогу лишь спичками, рассчитав их на дорогу назад. На приведенном плане форта, о котором пишет Махнач, достаточно много коммуникаций, но не одна из них не выходит и не выходила за его периметр.

Даже не будучи специалистом, посмотрев на запутанные комуникации форта видно, что с коробком спичек его не обойти.

 

 

Олег Полищук, Реальный Брест

 

Подземелья Брестской крепости. Развенчание мифов. Часть II

 

 

Похожие статьи:

История БрестаРаньше и трава была зеленее, и вода водянее, и солнце ярче... Брестская таможня 90-х

История БрестаАутентичный канализационный люк получил прописку на улице Советской

История БрестаБыл сквер и не стало?

История БрестаМода на мистику в Брест-Литовске

История БрестаБрестский железнодорожный вокзал в годы Первой мировой войны

Поделиться:
Комментарии (38)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.