Сей столбъ брестский
Несмотря на изобилие информационных поводов, Реальный Брест в этот раз решил, в прямом смысле этого слова, пристать к столбу!
Многие из брестчан прогуливаясь по городу, встречали на перекрестке улиц Гоголя и Ленина старинный столб, сложенный из тесанного камня, конусной формы. На нем имеется табличка, которая гласит: «Сей столбъ границей служил между землями города и крепости с 1836 г. по 1915 г.» В следующем году столбу стукнет 180 лет!!!
Удивительно, но город, который пережил практически полное уничтожение в 1915 году, кайзеровскую оккупацию, польский период, немецкую оккупацию, советов, которые рушили все, «мы – наш, мы – новый…» донес до нас единственное сооружение на своей территории, аутентичный столб!
Если вникнуть в суть, то окажется, что надпись на столбе, не совсем точно описывает его предназначение. Все, что Вы, уважаемые читатели Реального Бреста прочтете далее, от части заслуживает называться исследовательской работой, которую провели я и мой коллега Дмитрий Шакиров. Поводом послужила фотография, которая была размещена на данном ресурсе брестским краеведом, коллекционером и общественным деятелем Александром Пащуком.
На фоне железнодорожной станции Брест-Литовск, на переднем плане, мы видим точно такой же столб, который прямо-таки «врос» в прилегающую территорию. Первый вопрос, который возник, какая связь между ними? Ведь в 1836 году в этом месте ничего не было вообще, даже станции. Мы обратились к старым планам и схемам Брестской крепости и прилегающей территории в момент ее строительства.
Как известно, до начала строительства крепости Брест-Литовск всех жителей постепенно отселяли восточней и новый город начал свое второе рождение на месте, где на карте обозначена деревня Тополёво. Следовательно именно тогда и были поставлены эти межевые столбы. Но от Тополёво до этих столбов приличное расстояние.
За пол столетия город разросся и подошел вплотную к этим столбикам. Отсюда напрашивается вывод, когда эти столбы устанавливались, никто из инженеров и не помышлял о том, что через какое-то время город разрастается в направлении крепости.
Следовательно в 1836 году, границы между землями города и крепости были определены, но непосредственно границей, эти столбы служить не могли… Не было еще попросту там города. Они обозначали границу между землей государственной и ведомственной, в данном случае отчужденную в пользу Военного ведомства Российской Империи. На последней, кроме сего ведомства, более никто не мог вести никаких работ – ни строительства, ни покосов, ни выгула скота и т.д. Но, для таких целей не обязательно было ставить столбы.
Оставался вопрос, для чего же они в таком случае…? Каково их назначение? Интересен и тот факт, что если замерять расстояние от одного столбика до другого, т.е. от места где стоял столб у ЖД моста и того, который на перекресте улиц Гоголя и Ленина, получается без малого верста! Вычисления велись при помощи Гугл мэпс, т.е. тут возможна небольшая погрешность. На схеме, если провести окружность радиусом равным от церкви (центр Цитадели) до сохранившегося столба, столб в районе вокзала идеально попадает в эту дугу. Более того, угол между двумя «известными» столбами делит предполагаемую окружность на 16 абсолютно равных частей. И вероятнее всего, такие столбы существовали еще и в других местах.
Вопросов становилось еще больше. Следующим шагом стало то, что нам пришлось заняться поиском материалов, какие были на вооружении артиллерийские орудия в крепости Брест Литовск, на момент завершения строительства и ввода оной в состав действующих крепостей Империи. Большинством орудий находящихся в то время на вооружении, являлись так называемые Шуваловские единороги. Один из таких сегодня украшает въезд в Брестскую крепость со стороны Северных ворот.
Основным боеприпасом пушки-единорога была чугунная бомба (граната). Дальность стрельбы 1-пудового единорога бомбой весом 16, 9 кг составляла 2700 метров, при угле возвышения 15 градусов.
Тут и собственно разгадка сама себя нашла. Если учесть дальность стрельбы тех орудий и то, что в случае приближении неприятеля они закатывались на внешние крепостные валы, откуда и велся огонь, получается, что эти столбы как раз расположены в пределах видимости и являются определенным ориентиром для корректировки огня. Между этими столбами и крепостью было поле наиболее эффективной дистанции для поражения противника. Вот собственно и все. Вывод из всего вышесказанного такой, что эти межевые столбы имели еще и другое, а возможно и первостепенное назначение - помимо разделения земель крепости и города, они выполняли одну из функций оборонительных мер, которые были непосредственно связаны с артиллерией.
P.S. Сей столбъ границей служил….Пусть будет и так! Главное, что он и по сей день на месте, бессменный 180-летний страж!
Олег Полищук специально для социального портала Реальный Брест
Похожие статьи:
История Бреста → Уникальная мельница в усадьбе “Студинка” под Брестом
История Бреста → Реклама на польском и на идиш на стене дома в Бресте
История Бреста → «Замок Берестейский. Книга первая. Русь»
История Бреста → Часовня игумена Афанасия Брестского. Судьба сквозь годы
История Бреста → Как Сарвер ездил в Москву на международный кинофестиваль в 1935 году