Под городом Брестом есть целая сеть подземных ходов?
В наши дни ни для кого не секрет, что под городом Брестом есть целая сеть подземных ходов. Но не все знают, что в Бресте есть группы людей, занимающихся изучением подземного мира.
Эти люди, изучающие дренажные системы, подземные коллектора, а так же подземные военные объекты, называются диггерами. Я пообщался с руководителем брестской диггерской группы – Дмитрием Бородаченковым.
– Дмитрий, как давно существует твой диггерский клуб? Сегодня, насколько мне известно, в Бресте действуют сразу несколько подобных групп.
— Кирилл, прежде всего хотел бы поправить в формулировке, для того, чтобы не было в последующем недоразумений. Существует Диггерская группа Бреста, то есть, общество людей: историков, архитекторов, фортификаторов, фотографов, техников, объединенных одной целью и интересами. В 1997 году мне пришла в голову идея объединить всех интересующихся в один «круг», с того времени я и числюсь его координатором и «первым среди равных». Поэтому клубом, в полном его понимании, с иерархией, счетами, строгой отчетностью, регистрацией и т.д. нашу группу назвать сложно, да и незачем, мы просто занимаемся любимым делом, как и многие наши коллеги по всему миру. Мы именно таким образом изучаем историю и культуру родного края. 1 июня 1997 года наша группа впервые собралась в Южном городке в Бресте, мы осуществили небольшую экспедицию, где и определили направления нашей деятельности. На данный момент именно мы являемся своего рода монополистами в данном виде исследования. Есть группки подростков, называющих себя разными названиями, типа, «Сталкеры» и т.д., которые спускаются в различные уровни фортов Брестской крепости и каждую интересную «ливневку» представляют потом в интернете, как «подземный ход в Польшу». Но это все на любительском уровне, ведь не надо забывать, что работа эта серьезная и помимо того, что бы «слазить» куда-то с фонариком, нужно многие темы проработать в архивах, библиотеках, поставить на уровень меры безопасности, изучить минимальную первую медицинскую помощь при несчастных случаях, хоть немного разбираться в архитектуре и истории того региона, где планируется изучение. В 2006 году я более подробно описал все это в своей книге, которая есть в свободном доступе в Интернете под названием «Компилляция тайных догматов или диггерство для чайников».
– Интересно будет почитать. А как часто Вы вербуете новых членов клуба? Как я понимаю, с «группками подростков» дел стараетесь не иметь.
— В свои ряды мы никого не вербуем, для меня важно качество, а не количество. Люди все взрослые, образованные и на самом деле фанатики своего дела. Проверенные временем и экспедициями. Хотелось бы еще добавить, что наша деятельность абсолютно аполитична.
– «Диггерство» — слово довольно новое для ушей русского человека. Скажи. Насколько трудно продвигать такое новое явление в массы?
— Термин «Диггер» я бы не сказал, что не знаком нынче на постсоветском пространстве и в других странах. На данный момент одним из первых, кто спустился в подземелья Парижа и описал их в своем произведении «Отверженные» был Виктор Гюго, во времена царской России писатель В.А. Гиляровский впервые спустился в подземную речку Неглинку в Москве, позже подробно описал это «приключение» в книге «Москва и москвичи». Были и другие авторы, назовем их «первыми диггерами». В свое время, в той же Москве Вадим Михайлов создал диггерское движение «Диггеры планеты Андерграунд», которое и нынче действует в немного измененном виде, и тесно сотрудничает с внутренними органами, с Министерством по чрезвычайным ситуациям. Об этом нам еще можно только мечтать, так как в странах бывшего союза все неизвестное априори подозрительно. Диггерство на данный момент весьма распространенное занятие во многих городах и странах. Люди общаются, встречаются, проводят свои совместные мероприятия, делятся опытом и знаниями. Все чаще СМИ рассказывает о деятельности диггеров. И это не может не радовать.
– За время деятельности клуба открыли ли Вы что-то новое, и какие ценные исторические материалы нашли?
— Во время деятельности группы все больше находок информационного характера, как, например, недавнее определение командного пункта обороны при первой мировой войне в одной из белорусских крепостей, ранее неизвестные «этажи» в отдельно стоящих старых зданиях, про которые не было известно определенно и тому подобное. Во время одной из недавних поездок по Европе и совместном «спуске» с чешскими коллегами в подземелья средневековой постройки под Прагой, мы нашли серебряную шкатулку с монетами и украшениями, все было передано в соответствующие службы. Если же попадаются какие-то «артефакты» в Беларуси в ходе исследований, аналогичным образом об этом извещаются уполномоченные органы. У цивилизованных диггеров есть свой «Кодекс чести», ему и следуем. Одним из пунктов в этом кодексе есть слова, что ни в коем разе нельзя тревожить флору и фауну подземных сооружений, которые в подобных условиях принимают весьма причудливые формы. Даже те же элементарные сталактиты никто из «наших» наружу не выносит, мы фиксируем наиболее интересные экземпляры на фото и бумаге, и оставляем нетронутыми, наблюдаем. Ведь, именно в естественных, своих условиях, они могут показать нам всю красоту, на дневном свете – это просто кусок извести…
— Ваш клуб знаменит в основном исследованиями в области Брестской Крепости. Но так же Вы совершаете экспедиции в другие части республики и другие страны. Какова реальная позиция государства по отношению к вашей деятельности? Оказывают ли власти содействие исследованиям? И обстоит аналогичная ситуация за рубежом?
— Как я уже упоминал, мы стараемся затронуть не только Республику Беларусь, выезжаем в другие страны. Буквально недавно это была Чехия и Литва. Там, совместно с местными коллегами-диггерами проводим встречи, семинары, спуски в их сооружения. Не можем не порадоваться за наших европейских коллег потому, что во многих случаях власть и органы всячески способствуют деятельности диггерских организаций за рубежом. Даже в России, где довелось побывать в подземельях грозненской эпохи, даже в Украине, где мы познакомились с подземным Киевом. На данный момент ситуация с этой темой в Беларуси плачевна. Мало того, что диггеры не сильно компетентными людьми автоматом приравниваются к «черным копателям» со всеми вытекающими, так еще, никому не секрет, что сейчас в исторической части города происходят крупные преобразования, которые не способствуют сохранению исторического наследия Бреста. Доходит до того, и это очень часто бывает, что во время строительных работ в городе периодически обнаруживаются провалы в подземелья, вскрываются кирпичные арки подземелий времен царской России и Польши, открываются входы, но, такое впечатление, будто кто-то специально оказывается «в нужное время и в нужном месте» и эти таинственные городские свидетельства в считанные часы заливаются бетоном, засыпаются землей, строительным мусором, закатываются в асфальт. Таким образом, уничтожаются, возможно, единственные и точные сведения об этой стороне старого Бреста, с таким подходом наши потомки все меньше будут знать о том, где они живут, таким образом, вопреки государственной программе по увеличению туристической привлекательности Беларуси, теряются новые, потенциальные объекты туристической инфраструктуры. Надеюсь, что когда-нибудь и у нас подобные инициативы, по исследованию того немногого и так не часто открываемого, будут поддерживаться на управленческом уровне.
– Будем надеяться на лучшее. Насколько хорошо сегодня изучен подземный мир Брестчины? Как много белых пятен на карте осталось?
— На данный момент подземный мир Брестчины не исследован в принципе. Во многом это благодаря вот такому вот уничтожению возможностей его исследования, о которых я упоминал выше, во многом, из-за относительного преследования подобных инициатив со стороны компетентных органов. Исторических документов весьма и весьма мало попадается в руки, в которых есть какие-то упоминания по нашей тематике. Слава Богу, что есть люди, которые при наличие каких-то сведений знают, к кому обратиться или написать. Есть наши коллеги на русском фортификационном форуме, которые тоже порой помогают и содействуют выявлению истины. На что успеваем быстро среагировать, это хорошо, зачастую встречаем глухую пробку из строительного мусора или бетона. Для того, что бы подземелья Бреста на самом деле стали известны горожанам без поддержки со стороны местных властей просто не обойтись.
— Дмитрий, последний вопрос, который я не могу не задать: уже долгие годы в нашем городе ходят легенды о секретном с территории крепости ходе в Польшу…
— Как координатор диггерского движения в Бресте хотел бы официально заявить, не смотря на различные слухи, в данный момент нет сколь-нибудь доказанных и открытых подземных ходов в сопредельные государства из Бреста. Также нет, в полном их понимании, подземелий Брестской крепости. Есть остатки ливневой канализации, есть потерны фортификационных сооружений Брестской крепости, отдельные фрагменты некогда впечатляющих катакомб, но рассказы о том, что кто-то, мол, бродил в подземельях Крепости несколько часов и вышел, чуть ли не под Варшавой – абсолютно беспочвенны. А представителям власти хотелось бы задать вопрос, не лучше ли на самом деле Вам сотрудничать с подобными клубами, группами, организациями, как это практикуется во многих странах. Причем, в этом сотрудничестве прослеживается явный и обоюдный интерес.
А представителям власти хотелось бы задать вопрос: не лучше ли нам сотрудничать?
Похожие статьи:
История Бреста → Марина Влади о Бресте: «Чудный город, мы с Володей не раз проезжали, концерт давали»
История Бреста → Брестский железнодорожный вокзал в годы Первой мировой войны
История Бреста → Из истории почтовой службы Брест-Литовска
История Бреста → О фотографе Владиславе Мартиновиче Висневском замолвим слово
История Бреста → Человек из Брест-Литовска, или Несчастье в банях