История появления телефонной связи в Бресте
Так, 3 августа 1886 года была устроена телефонная линия между управлением воинского начальника и телефонной станцией в крепости Брест-Литовск. Спустя год линию продолжили от городского полицейского управления до станции военного ведомства во все той же крепости. Еще через год, в 1888 году, заработала новая линия, связавшая между собой железнодорожный вокзал, полицейское управление, канцелярию городского пристава, квартиру полицмейстера и тюрьму.
Опора телефонной связи на территории цитадели крепости Брест-Литовск. Фото из личной коллекции А.Вербицкого.
Служебные линии прокладывались в городе и в последующие годы. 11 ноября 1888 года, гродненский губернатор получил уведомление начальника Главного управления почт и телеграфов о разрешении устройства телефонной связи в Брест-Литовске. Однако в то время телефонная связь не была востребованным общественным явлением, и эта инициатива не получила продолжения.
Нижний чин Брест-Литовской крепостной почтово-телеграфной конторы
Наступил XX век, уездный Брест-Литовск вошел в него как вполне отстроившийся, зажиточный город с хорошими перспективами развития. В 1903-1904 годах светские разговоры наиболее просвещенной местной публики о необходимости и востребованности здесь телефонной связи перетекли в переписку с официальными инстанциями. Но устройство телефонной связи в Брест-Литовске было интересно не только брестчанам. Многие предприниматели из крупных городов России были готовы вкладывать деньги в подобные проекты даже на периферии. Например, 13 декабря 1903 года в адрес гродненского губернатора поступило прошение от инженера Эмиля Шиллера, проживающего в Санкт-Петербурге, о выдаче ему концессии на строительство телефонной сети общего пользования в Брест-Литовске.
2 февраля 1904 года начальник Брест-Литовской почто-телеграфной конторы Николай Александрович Лелюхин, писменно проинформировал Брестскую городскую управу, что он действительно собирал сведения о числе лиц, желающих стать абонентами в телефонном сообщении, однако о сооружении сети с помощью почтово-телеграфного ведомства речи не идет. Такая сеть могла быть сооружена только при помощи частного капитала.
Шифровка на эполетах и погонах для офицеров, а равно на погонах и околышах фуражек нижних чинов в Брест-Литовском крепостном телеграфе.
С весны 1904 года заявления с просьбами о выдаче концессии начали поступать в адрес городских властей регулярно. В то время городским головой был Еремий Акендинович Исаев. Права телефонизировать город добивались, в частности, Елизавета Фехтель, вдова почетного гражданина, виленского купца 2-й гильдии Эдуарда Фехтеля. Господин Зусман – представитель известной фабрики мельничных и шелковых сит «Дюфор и Ко» в Швейцарии.
Наконец, 24 февраля 1906 года в Брестскую городскую управу поступило прошение от «Общества Электрических Оборудований в Варшаве Мочинского, Дзержановского и Венглера». Это прошение сопровождалось, в отличие от остальных, полноценным проектом создания телефонной сети, вместе с пояснительной запиской, планом города и кондициями на эксплуатацию. Реноме компании подтверждалось успешным строительством телефонных сетей в Плоцке, Радоме и других городах Царства Польского.
28 марта 1906 года Брестская городская дума провела экстренное собраниепод председательством городского головы титулярного советника Александра Алексеевича Маймескуля, на котором рассматривалось предложение «Общества Электрических Оборудований». В присутствии 17 представителей было принято постановление, которое признавало техническую сторону проекта удовлетворительной. 2 июня 1906 года, в присутствии начальника Гродненского почто-телеграфного округа Леонида Ревуцкого от имени Главного управления почт и телеграфов был подписан контракт с «Обществом Электрических Оборудований» на прокладку телефонной сети в Брест-Литовске.
Строительство сети началось в августе 1906 года. А уже с декабря месяца ежедневно подключались абоненты и проводились тестовые телефонные разговоры. 20 февраля 1907 года был подписан «Акт освидетельствования вновь устроенной телефонной сети частного пользования в городе Брест-Литовск». Сеть являлась однопроводной: «От центральной станции в направлении наиболее населенных улиц проведены на столбах воздушные магистрали и от них побочные ветви, с соблюдением возможной прямолинейности и условий не стеснения конного и пешего движения по улицам».
Полицейская улица, ныне Советская. По центру снимка видна опора телефонной сети.
Помещение центральной станции размещалось на улице Полицейской, в доме №14, в 4-х комнатной квартире, дом Конторовича (ныне Советская 50). Одна комната служила приемной для посетителей, следующая за ней – аппаратная, третья - для дежурных телефонисток и последняя – мастерская. Была еще кухня.
Вскоре телефонная связь стала общественным феноменом, о чем свидетельствует первый телефонный справочник абонентов городской сети, изданный в том же 1907 году.
Городская сеть поначалу насчитывала 98 абонентов. Телефон с номером «0» обозначал центральную станцию. В целом, владельцами телефонов являлись люди состоятельные либо те, кто был при должностях и чинах. К примеру, абонентом под номером «3» являлся Цалем Вениг - владелец масляного завода в Киевской слободке. Абонентская плата за пользование услугами телефонной связи по городу составляла 60 рублей в год.
Вот небольшая выдержка из правил пользования телефонным аппаратом.
«Абонентъ, желающiй вести разговоръ долженъ вызвать центральную станцiю помощью индуктивнаго звонка, но не снимая рецептора (трубка пр.автора) съ аппарата. Не ожидая отвъта звонкомъ отъ центральной станцiи, слъдуетъ указать номеръ требуемаго абонента, и когда станцiя отвътитъ «готово» — повторить вызовъ звонкомъ. Послъ окончанiя разговора слъдует повъсить рецепторъ и дать 3 отрывистыхъ звонка, увъдомляя такимъ образомъ центральную станцiю, что разговоръ оконченъ.
Во время грозы, пользоваться телефономъ не слъдуетъ».
Телефон Ларса Магнуса Эрикссона, ставший визитной карточкой фирмы Ericsson. Аппарат был очень популярен в дореволюционной России.
В городе действовало 4 переговорных пункта. Телефоны имелись на каждой из трех плотин, располагавшихся на реке Мухавец и Буг. Интересен факт, что с самого начала клиентам была предложена возможность передачи телеграмм посредством телефона! Спустя пять лет в Брест-Литовске насчитывались сотни абонентов. Прирост сети происходил постепенно, одновременно расширялся состав ее пользователей: помимо врачей, нотариусов, офицеров и предпринимателей, телефоны устанавливались на квартирах преподавателей гимназий и у владельцев небольших лавок.
В 1914 году брестская сеть общего пользования обслуживалась уже двумя станциями, вторая размещалась в здании городского почтампта.
Первая мировая война нарушила размеренность городской жизни…В августе 1915 года город заняли немецкие войска. Брест-Литовск был практически уничтожен. Здание первой центральной станции выгорело, а здание почтампта. Обрудование телефонной станции было вывезено, а то, что осталось было приведено в негодность. Немногое осталось и от воздушных телефонных линий. В одном из уцелевших помещений железнодорожного вокзала немцами был оборудован телеграф.
Кайзеровские солдаты на центральной улице Брест-Литовска, ныне Советская 28, строение сохранилось. К слову, напротив этого здания сегодня расположен Белтелеком.
К моменту начала мирных переговоров в Брест-Литовске, в 1917 году, немцы позаботились о восстановлении линии связи. На следующем фото - секретарь советской делегации Л.М.Карахан телеграфирует в Петроград при помощи аппарата Юза. Интересная деталь: на снимке в левом углу виден горшок. Дело в том, что во время несения службы за телеграфом, дежурному по аппаратной (он на переднем плане) было запрещено отлучаться из помещения. Дверь закрывалась на ключ, выдавалось табельное оружие.
Сегодня мобильный телефон с рядом удобных функций и выходом в сеть интернет есть практически у каждого жителя Бреста. За 130 лет, с момента появления первой линии телефонной связи в нашем городе мир шагнул далеко вперед, оставив позади проводную связь. Что нас ждет впереди, покажет время. Главное, чтобы мы c вами помнили, как все начиналось.
По материалам издания А.Суворова «На связи век» 2007г.
Олег Полищук, специально для социального портала «Реальный Брест».
P.S. Справедливости ради на этой табличке должно быть написано «На месте этого здания…», т.к. данное строение появилось в нашем городе в начале 90-х годов прошлого века.
Похожие статьи:
История Бреста → Задумывая небольшую стройку, брестчанин Данил Полянский и не предполагал, какой находкой это может обернуться
История Бреста → Какие названия были у гостиниц, кафе и ресторанов Бреста 90 лет назад
История Бреста → 15 августа 1390 года Берестье первым из белорусских городов получило Магдебургское право
История Бреста → Песнь, пробуждающая душу. О брестских церковных регентах межвоенных времен