Брест-Литовский интендантский городок. Часть I
Архив от 2017 года
В настоящее время в центре Бреста полным ходом продолжается строительство нового микрорайона на территории бывшего военного городка «Интендантский». С каждым днем камень за камнем растут новые дома, и такими же темпами уходят в небытие старые постройки интендантского городка.
В свободное время я решил наведаться туда и запечатлеть для себя те оригинальные постройки 19 века, которые еще не пали под молохом века XXI-го. Кое-где еще ведут свою деятельность арендаторы, которые безо всяких проблем, специальных разрешений, рекомендательных писем и согласований с вышестоящим руководством, предоставили мне доступ, позволив при этом сделать несколько фотографий внутри складского помещения. На мой вопрос, что тут было, я получил вполне ожидаемый ответ: «Да, какие-то склады…»
Какие-то склады
В этой статье мы попытаемся понять в общих чертах, что такое интендантский городок? Для каких целей он был построен? Да и вообще, что это за место? Более того, когда я взялся за этот материал, то понял, что мало кто касался вообще этой темы. Начать хотелось бы с простого. Что означает слово интендант?
ИНТЕНДАНТ – это должностное лицо в армии, которое отвечало за продовольственное снабжение, финансовое, медицинское, ветеринарное и вещевое обеспечение армии.
Интендантский городок в Брест-Литовске был построен в период 1877-1880 г.г., и напрямую подчинялся окружному Интендантскому ведомству. Ведомство же находилось в Варшаве и было создано в 1862 году, в то время, когда был образован Варшавский военный округ, в состав которого входила крепость Брест-Литовск.
Окружной интендант Варшавского военного округа Бальц Александр Федорович (1841-1899)
А уже непосредственно ведомство было в подчинении у главного интендантского управления в Санкт-Петербурге. Т.е. по сути мы рассматриваем достаточно серьезную структуру, без которой армия и не армия вовсе. Где без своевременного снабжения амуницией, провиантом, лекарствами и фуражом (растительный корм для питания животных) неизбежны любые сбои этого большого и сложного «механизма». Что и было продемонстрировано на полях военных действий в русско-турецкую войну 1877-1878 г.г., где из-за несвоевременного снабжения в частях возникали большие проблемы.
Интендантский городок, это место где осуществлялся не только отпуск всего необходимого для нужд крепости, окружного госпиталя, полевых госпиталей и гарнизона Брест-Литовска, но это еще и место где формировался фурштадт.
Фурштадт - военный обоз, который был приписан к определенному полку и следовал за ним на учениях, маневрах и в военных походах. В фурштадте служили исключительно солдаты нестроевой службы: конюхи, повара, сапожники, ветеринары и т.д.
Интендантский городок Брест-Литовска был расположен от улицы Пушкинской, вдоль железнодорожной ветки на Киев, до улицы Шоссейной (пр-т Машерова), где имел в своем составе главное здание (в советскую бытность - армейский госпиталь), пять каменных сараев, здание приемной комиссии, флигель для офицеров, казарму для нижних чинов, каменную конюшню, два каменных отхожих места, каменный сарай для хранения отправляемых вещей, завозный магазин (временный склад), сторожевой домик, две каменные конюшни при офицерском флигеле, ледник, деревянный навес для выколачивания вещей, навес для взвешивания тюков, шесть каменных колодцев. Выгодное соседство с вышеуказанной железной дорогой обеспечивало удобный подъезд подвижного состава на территорию городка по отдельной железнодорожной ветке!
Так же на территории городка была церковь в память Преображения Господня. Помещение, которое занимала церковь, приспособлено в 1895 году Инженерным ведомством в одном из складов, расположенных в Интендантском городке. Первоначально здесь помещалась церковь 6-го пехотного Либавского полка, потом некоторое время занимали под церковь 152-й пехотный Владикавказский полк, 193-й пехотный резервный Ковельский полк и снова, с 1910 года, Владикавказский полк. Здание церкви - каменное, типа одноэтажного здания (размер 10 саж. длины и 6 саж. ширины), с маленькой главкой над алтарем, покрыто железом. По штату при церкви был положен один священник.
По описи 1891 года, данная казарма числилась на территории интендатского городка за 6-м Либавским полком. С большей долей вероятности смею предположить, что именно тут и была обустроена церковь.
Несколько удивляет и тот факт, что в интендантском ведомстве имелся свой суд из состава общества офицеров и чинов ведомства. «Казнокрады» были в любое время, и куда чаще факты хищений происходили именно там, где сама служба способствовала этому. Вашему вниманию выдержка из приказа Государя Императора по интендантскому ведомству от 10 февраля 1910 года.
Относительно личного состава интендантского ведомства необходимо заметить, что они не разделялись на специальности. В интендантстве одинаково служили и достигали высших должностей лица, служившие ранее в рядах армии, а так же и вольнонаемные. Однако офицеры, переводясь из строевой армии, в обязательном порядке проходили подготовительные курсы по интендантскому делу и после перевода сохраняли офицерский мундир и чин, но по желанию могли быть переименованы в гражданские чины, получая при этом классность. Отставные же офицеры, пожелавшие поступить на службу в ведомство, должны были иметь при увольнении аттестацию «выдающийся» и «хороший».
На этой старой фотографии, которую мне довелось приобрести на одном интернет аукционе, запечатлен служащий интендантского городка Брест-Литовска. На погонах четко читается литера И, как принадлежность к интендантскому ведомству. Судя по мундиру, перед нами нижний чин.
В поисках информации о службе в целом на интендантских складах, мне довелось ознакомиться с собранием III, отделением I, свода законов Российской Империи от 1910 года по интендантскому ведомству. Вот небольшая выдержка, из которой будет понятно в целом, как протекали будни интендантского городка.
…Не позже как за одни сутки завоза на вещевой склад материалов и вещей, поставщик подает начальнику склада письменное заявление и копию о том, по какому контракту, какие вещи и в каком кол-ве будут завезены на склад. Начальник склада, получив заявление, распоряжается отводом кладовой, для ожидаемых к ввозу материалов и вещей и подписывает документ к ввозу во двор склада «ЗАВОЗНОЙ БИЛЕТЪ». Когда же материалы будут доставлены к воротам склада, поставщик заявляет об этом заведующему завозом и вывозом. Заведующий завоза и вывоза, пропустив материалы на территорию склада, в присутствии офицера или чиновника от ведомства, проверяют партию на кол-во предметов. После чего начальник склада, сверив накладную с завозным билетом, визирует накладную поставщика. Завозная кладовая для хранения вещей, впредь до заноса их в приемную комиссию, находится за замком поставщика и печатью заведующего завоза и вывоза, которые один без другого не могут находиться в завозной кладовой…
Это лишь один пункт из 37 того, что там написано по поводу приемки, не говоря об обязанностях делопроизводителей, приемщиков, техников, нижних чинов и даже химиков, которые проверяли завозную медицинскую продукцию на брак, создавая при этом специальную комиссию. Более того, после завоза материалов на склад, поставщику было положено страховать ввозимое имущество, до того, как оно переходило после полной оплаты в собственность интендантского ведомства.
Казарма, место рассположения нижних чинов интендантского городка (двор по ул. Кирова 50)
Войска Брест-Литовского гарнизона получали ежегодно от интендантской службы определенное количество вещей и определенную сумму денег на их пошив. И деньги и вещи, отпускались, исходя из числа людей и установленных сроков службы вещей.
Вещи разделялись на годовые, мундирные и амуничные, бессрочные и постельные принадлежности.
Деньги выдавались на шитье вещей, чистку амуниции и на ремонт. Вещевым довольствием также считался установленный отпуск мыла.
Оригинальная накладная на отпуск мыла от местного производителя
К категории годовых вещей и денег относились белье нательное, носовые платки, утиральники (проще говоря, полотенце), портянки и амуничные деньги. Каждый солдат получал ежегодно три рубахи, трое исподних брюк, три носовых платка, два утиральника, три пары портянок, одну пару высоких сапог, и, кроме того, вторую пару передов, подошв и подметок. Выданные постельные принадлежности назад не отбирались, при переводе нижних чинов в другое место службы вещи пересылались вместе с ними. При увольнении в запас старослужащих нижних чинов полученные ими постельные принадлежности поступали в полную их собственность.
Мундирные вещи - это предметы одежды, и для них тоже существовали установленные сроки службы. Так, мундир выдавался - на два года, шаровары суконные - на один год, шинель - на два года, фуражка - на два года, башлык - на шесть лет, гимнастическая рубаха - на один год. У нижних чинов мундирные пуговицы, не имеющие явных повреждений перешивались со старого мундира на новый.
Оловянная пуговица с изображением государственного герба, найдена на территории интендантского городка.
В канун Первой мировой войны интендантский городк по классификации был отнесен к складам III класса и в списке складов Российской Империи значился как «Брест-Литовский склад госпитальных запасов для полевых подвижных и запасных госпиталей». У которого на довольствии к 1914 году значилось 72 военно-полевых госпиталя!
Эта фотография датирована 12 августа 1915 года. Санитарный обоз русской армии покидает Брест-Литовск.
«Какие-то склады» в далеком прошлом нашего города на самом деле всего лишь вершина айсберга большой структуры, от которой в большей мере зависела боевая готовность армии! В августе 1915 года, неся потери на фронтах, отступающая русская армия покидает Брест-Литовск. Отступая на восток, по отношению к городу применялась тактика выжженной земли, и интендантские склады не стали исключением.
На этой немецкой открытке 1915 года интендантский городок после пожара.
В 1921 году в нашем городе установилась польская власть. И в прошлом интендантский городок Брест-Литовска, получил свое второе рождение. Но, это уже другая история…
Интендантский городок Брест-над-Бугом. Часть II. «Панцерники».
Олег Полищук, для социального портала «Реальный Брест»
Похожие статьи:
История Бреста → К 100-летию брестского художника и педагога Михаила Толмачева
История Бреста → «Икарусы» в Бресте
История Бреста → «Это брат! Не еврей!» Как Праведники спасали узников Брестского гетто
История Бреста → В 1906 году преподаватель Иосиф Ящинский вошел в состав педагогического персонала Брестских гимназий