Историческое описание Бреста на 1880 год
Краткое историческое описание городов Гродненской губернии в памятной книжке Гродненской губернии на 1880 год, позволит нам узнать некоторые исторические события, связанные с нашим городом, запечатлеть отдельные факты и свершившиеся события.
Выбор тех или иных событий в качестве «исторических фактов», безусловно зависел от эпохи того времени – присущих ей знаний, идеологических установок и т.д., равно как и от субъективных представлений и концептуальных подходов конкретного историка: у каждого автора свой набор фактов и, соответственно, своя «область исключенного».
Павел Осипович Бобровский
Описание это составлено, руководствуясь сочинением генерала Павла Осиповича Бобровского – «Гродненская губерния», «Историей России» профессора Сергея Михайловича Соловьева, «Русским энциклопедическим словарем» профессора Ильи Николаевича Березина и сведениями, находящимися в делах Статистического Комитета.
Сергей Михайлович Соловьев Илья Николаевич Березин
«Брест-Литовск, на правой стороне р. Западного Буга, при слиянии с ним р. Мухавца, под 52° 4-46" северной широты и 6° 40-9" западной долготы, на пересечении железных дорог – Московско-Брестской и Киево-Бресто-Граевской – принадлежит к числу древнейших славянских поселений. В истории, в первый раз упоминается о нем, как о польском городе, который, около 1017 года и потом пять лет спустя, был два раза осаждаем Великим Князем Ярославом I; там же говорится, что Святополк «Окаянный», разбитый при р. Альте своим братом Ярославоль I, бежал в Брест где вероятно и умер от ран в 1019 году.
Во время нашествия Татар это был уже русский город и служил Князю Галицкому Даниилу Романовичу опорным пунктом против свирепых кочующих соседей ятвагов, населявших нынешние Бельский, Белостокский и Сокольский уезды.
Татары, 1241 г., опустошили край; в городе столько лежало трупов, что Даниил Романович, «отъ смрада», не мог в него въехать. Не смотря на это князья Галицкие сохранили свою независимость от Литвы, которая, пользуясь бедствиями, овладела русскими землями. Сыновья Даниила Романовича в 1277 году, вместе с татарами пошли мстить литовцам за их набеги и узнавши, как говорит летопись, что татары их опередили к походу к Новогрудку – «начаше думати: иже пойдемъ къ Новогрудку, а тамъ уже татарове извоевали все; пойдемъ гдѣ къ цѣлому мѣсту. И поидоша къ Городну»: только 100 лет позже татарского нашествия, Брест отошел к Литве, вследствие родственных связей детей Гедымина с потомками Даниила Романовича и притом – по пресечение рода этого князя.
Подобно тому как в Гродно были две народности – русская и литовская. так в Бресте были – русская и польская.
В 1408 году Великий Князь Витольд грамотою освободил из под власти войта русинов и новокрещенных литвинов; то есть возвратил им прежние русские права, нарушенные введением в 1390 году магдебургского права. В это же время к городским землям причислена была д. Козловичи, что ныне фольварок 3-го стана Кочичской волости, принадлежащей городу.
Для Бреста, страдавшего в конце XIV в. от набега поляков и тевтонских рыцарей, наступило лучшее время: город начал развиваться, приобретать политическое значение и, после формального соединения Литвы и Польши в одно могущественное государство на Люблинском сейме 1569 года, был назначен главным городом воеводства, с округами Брестским, Кобринским и Пинским.
В нем были церкви православные и костелы католические, синод кальвинистов и знаменитая еврейская синагога.
В 1583 году – открыта первая аптека «Берестейскаго цирюльника Генриха Петерсона», а в 1588 начали устраивать в городе мостовые.
Особую историческую известность приобрел Брест вследствие бывшего там собора, провозгласившего соединение (унию) церквей восточной и западной и произведшую чрезвычайный переворот во всем строе жизни западно русского края. Еще в 1568 году на Гродненском сейме диссиденты (исповедующие православную и лютеранскую веру) были сравнены в правах с католиками, что не могло нравиться польскому духовенству, и религиозная борьба сделалась еще более ожесточенную. Вызваны были на помощь иезуиты, которые под видом кротких иноков и безкорыстных наставников юношества, произвели столь сильное давление на православную церковь, что митрополит Киевский Михаил Рагоза в 1590 году созвал собор в Бресте, на котором постановлено представить доклад королю о притеснениях претерпеваемых русскою церковью.
Дело от этого ни мало не изменилось. В 1594 году созван новый собор, не имевший успеха подобно первому; а между тем русские вельможи Литвы, усвоив нравы и обычаи польской аристократии, легко переходили в католицизм, так что в конце XVI века значительная часть их были католиками; да и сам народ, из желания избавиться от претерпеваемых им гонений, искал примирения и готов был на некоторые уступки относительно совершения религиозных обряды.
В это время Епископ Брестский Игнатий Поцей, по желанию короля Сигизмунда III, ревностного католика, отправился в Рим для соглашения с папою и привез условия унии, то есть соединения греческой и латинской церкви под верховною властью римского первосвященника, причем первая сохраняла свои обряды и богослужение на славянском языке.
Нужно было дать этому акту законную силу. Созван третий, самый торжественный из всех бывших, Брестский собор 6 октября 1596 года, куда прибыли экзархи патриархов константинопольского и александрийского, митрополит киевский, много епископов и знатнейшие вельможи Литвы. Большинство представителей церкви и земских послов объявили незаконность унии, так как условия ее составляющие не были рассматриваемы на бывших соборах и послы отправлены в Рим без ведома соборов. Не смотря на это польское правительство объявило о введении унии в государстве, - и через некоторое время в Бресте уже было 3 униатских церкви и только один православный собор.
Следующее за тем время, начало упадка Польско-Литовского государства, было и началом упадка Бреста, частые пожары, войны и грабежи коронных польских войск довели жителей до бедственного состояния, а в 1657 году город был взят приступом и опустошен Шведами. С тех пор он не мог уже достигнуть прежнего положения.
После раздела Польши Брест присоединен к России и в 1796 году назначен уездным городом Слонимской губернии, переименованной потом в Гродненскую.
В 1833 году, на месте древнего укрепленного замка, началась постройка Брестской крепости, справедливо признаваемой ныне первоклассною, потому что к ней, в продолжении 40 лет, непрерывно применялись все новейшие усовершенствования фортификации.
В стратегическом и торговом отношениях, Брест имеет весьма важное значение, находясь на большом водном пути из Черного моря в Балтийское и на пересечение железных дорог, соединяющих Москву с Варшавой и Одессу с Кенигсбергом.
В последнее двадцатилетие, город развивается весьма заметно.
В 1860 году в нем было жилых домов 812, жителей 19342; к 1 января 1879 года – жилых домов 1927, жителей 33694.
Возрастание это зависит, главным образом, от наплыва туда еврейского населения, которого в 1817 г. считалось 2343 души обоего пола, в 1860 году - 12926 душ, а в 1878 году – 24039 душ.
В фабричной и ремесленной промышленности не заметно значительного развития».
Иван Чайчиц специально для социального портала «Реальный Брест»
Похожие статьи:
История Бреста → Программа «Культурная столица. Брест» свернула с центральных улиц в таинственные форты Брестской крепости
История Бреста → Где был Александр III в день открытия вокзала в Брест-Литовске?
История Бреста → Мария Кебадзе, теща Бубы Кикабидзе, родом из Брест-Литовска
История Бреста → Некрополь который мы теряем
История Бреста → 120 лет «Белалко». Часть третья: « Вытвурня вудэк №7»