Если у фотоотчета о действиях некоего персонажа есть начало, середина, то обязательно должен быть и конец.
А что такое можно сфотографировать, чтобы одним кадром показать, что история окончена, герой выполнил свою миссию и готов в обратный путь? Конечно же, вокзал и ритуал прощания!
Вот, например, как в фоторепортаже военного корреспондента газеты «Красная Звезда» Александра Устинова о посещении Бреста маршалом Тимошенко в сентябре 1940 года, знакомого читателям Zarya.by по ряду предыдущих публикаций под рубрикой «Старая фотография».
Определить, где были сделаны эти снимки, удалось далеко не сразу. Железнодорожный вокзал Брест-Центральный уже давно не выглядит так, как в 1940-м, да и судя по всему, ракурс фотограф специально выбирал (подозреваю, что из соображений секретности) такой, чтобы не раскрывать место съемки. Но в кадр все-таки попали детали, ставшие для меня подсказками. И в этих деталях весь цимес! Первыми глаз зацепил уличный термометр на стене и плакаты про «среднесуточные погрузки с товарооборотом». Они-то подтолкнули к мысли о том, что это вокзал. Потом я обратил внимание на характерный клетчатый рельеф хорошо видных подвальных люков. Но окончательно утвердили мои догадки фонарь и едва заметный краешек больших часов над обвитым плющом входом в здание так хорошо знакомого по другим фотографиям Брестского железнодорожного вокзала начала 1940-х годов.
В том, что для военного парада был выбран не строевой плац, а перрон, нет ничего необычного. Встречи и проводы высоких должностных лиц на железнодорожных вокзалах с последующим прохождением торжественным маршем частей гарнизона – традиция многих армий мира.
Из всех запечатленных на снимках участников события удалось установить только четверых. Рядом с маршалом Тимошенко принимает парад начальник Генерального штаба РККА генерал армии Кирилл Мерецков, за ним, по моим предположениям, стоит командир 6-й Орловской Краснознаменной стрелковой дивизии комдив Николай Золотухин, крайний слева командующий 4-й армией комкор Василий Чуйков.
Примечательно, что у Золотухина и Чуйкова в петлицах гимнастерок так называемые «ромбы», хотя еще в июне им были присвоены генеральские звания. Еще одна интересная деталь – на фотографиях нет скульптуры Сталина, известной по снимкам июня 1941-го. Видимо, ее установят позже в нескольких метрах левее от того места, где стоит Чуйков. Обратите внимание и на то, как одеты бойцы и командиры, шагающие в строю, на выглядывающих из окон вокзала брестчан, на заляпанную побелкой трубу водостока. Подобных, незначительных на первый взгляд, но интересных в контексте сюжета мелочей на этих фотографиях множество. По большому счету они, наряду с личностями и событиями, запечатленными на фотографиях, тоже наша история.
Поэтому я надеюсь, что эти уникальные снимки Александра Устинова когда-нибудь разместят в экспозиции музея железнодорожного вокзала Брест-Центральный, как имеющих к нему, к нашему городу и его жителям самое непосредственное отношение.
Олег ГРЕБЕННИКОВ, «Заря»
Похожие статьи:
История Бреста → 12 лет кропотливой работы. Посмотрите, как реставрируют Коссовский замок
История Бреста → Архитектурное наследие Франциска Ящулда на Брестчине
История Бреста → Бресту передали картины Якова Балглея, родившегося в Брест-Литовске в 1891 году
История Бреста → Время перемен... Брест после падения «железного занавеса» в начале 90-х
История Бреста → В Ивановском районе провели раскопки на месте падения Ил-4 в 1944 году