https://tv.mts.by/channels/nowshop.mts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»Школа Май Бэбиmts.by

ГлавнаяНовостиИстория БрестаМеталл в архитектуре города Бреста. Новое издание Николая Власюка-старшего сразу стало раритетом

Металл в архитектуре города Бреста. Новое издание Николая Власюка-старшего сразу стало раритетом

Начну с названия книги, изданной Власюком Н.Н. в 2021 году, в котором уже, как в зерне, заложена авторская концепция: «КРЕПОСТЬ БРЕСТЪ-ЛИТОВСКЪ. Металлъ въ архитектуръ XIX – нач. XX вв.

Краткiй атласъ аутентичного металла правого берега реки Буг, составленный по материаламъ практикъ студентовъ брестскаго государственнаго политехническаго колледжа» (название изложено дореформенным языком по правилам дореволюционного правописания, так что я не нашла соответственных букв при воспроизведении названия, за что приношу свои извинения). Для полноты картинки приведу и посвящение: «33-летию «Бестреставрацияпроект» посвящается».

Итак, после предыдущего научного издания Власюка Н.Н. «Историческая топонимiя…», вышедшего в свет в 2020 году в издательстве БрГТУ, спустя год последовало новое научное издание, обозначаю его – «Краткий атлас аутентичного художественного металла». Правда, тираж этой книги всего 100 экземпляров, что сразу делает ее раритетом. А она настоящий бестселлер для думающего народа: журналистов, историков, архитекторов, художников всей Беларуси и не только!

Автор монографического труда – известный брестский архитектор, реставратор, историк, некрополист, ныне преподаватель в Брестском техническом университете – вкупе со своими юными сподвижниками проделал большую системную работу по истории Бреста.

Собран огромный материал по фотофиксации художественного металла в виде церковных крестов, оград, ворот, балконных решеток, лестниц, козырьков и навесов, кладбищенских крестов, памятников, оград и надгробий, приствольных решеток, люков, в технике ковки и чугунного литья и др.

В ПРЕАМБУЛЕ к Атласу автор излагает свою концепцию о том, что на протяжении 1000 лет Брест был городом-крепостью, и не только фортификационным сооружением Крепость Брест-Литовск с первой половины XIX века, и это очень доказательная точка зрения.

Здесь же, в преамбуле, визуальный ряд подкрепляет концепцию города-крепости: старинная картина крепости с подвесным мостом, фотографии других исчезнувших мостов, ворот, казарм, бронированных дверей, противопехотных заграждений, а также утраченных городских Торговых рядов, зданий с балконами и козырьками, пешеходных виадуков, мостов, эллингов, колонок крепостных жилых форштадтов, то есть, вынесенная за крепостную экспланаду селитебная территория крепости, что развились в город.

Историк Власюк Н.Н. излагает краткий экскурс о развитии металла в архитектуре Бреста по векам, периодам от древнего Берестья до современности, причем, кроме известной информации и своих характеристик специалиста, приводит сведения, которые, к примеру, для меня стали открытием. Так, в сноске к стр. 4 о территории Брестской крепости, которая после присвоения звание «крепость-герой» разделилась на ту, что в границах мемориала, для туристов и собственно брестчан, и фактическую «Крепость Брест-Литовск» с двумя кольцами фортов.

Но я отвлеклась от основного текста, где автор кратко, но емко дает характеристики художественному металлу от артефактов могильника Брест-Тришин (а это не 1000, а 1800 лет тому назад), до находок открытого археологом Петром Лысенко детинца древнего Берестья X-XIII  веков, далее средневекового города, Брест-Литовска периода Российской империи. Большой урон городу нанес пожар 1895 года, Первая мировая война, когда немецкие захватчики «планомерно и методично» вывозили металлолом, в том числе и художественный металл в Германию.

В межвоенный период художественный металл – ковка и металлоизделия слесарной работы – отличался стилистикой Речи Посполитой.

Художественный металл того времени сохранился преимущественно на закрытых кладбищах Бреста. Но была еще Вторая мировая война, а затем послевоенная новая стилистика, которая обходилась без «излишеств» художественности.

Самый красноречивый и сравнительный материал на более чем 190 страницах Атласа – сотни снимков аутентичного художественного металла Бреста.

Интересен для читателя и ПОСТСКРИПТУМ к Атласу, где автор фиксирует тенденции в современной архитектуре и коммунальном хозяйстве:

«После Второй мировой войны в архитектуре и благоустройстве Бреста использовался преимущественно «художественный металл», представленный сварными изделиями из проката: ограды госучреждений, школ, детских садов и больниц…

Кованые изделия в архитектуре города и кладбищ почти не использовались».

«К началу XXI века, наряду с действительно «стильными» изделиями, стальные холоднодеформированные «художественные произведения» заполонили исторический центр и окраины города».

На этом я тоже делаю точку, поскольку далее все происходит на наших глазах, и без глубокой оценки худсоветов и специалистов не должно формировать эстетику городской среды и ландшафта.

 

 

 

Похожие статьи:

История БрестаПеренесут ли немецкое кладбище с территории Свято-Симеоновского кафедрального собора в Бресте?

История БрестаВ Бресте состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию памятного знака на месте гибели советских летчиков

История БрестаНа могиле Алексея Петровича Стороженко

История БрестаКраткая история еврейской общины Бреста до 1939 года

История БрестаВспомним, как в Бресте в парке «Wolnosci» в Brzesciu-nad-Bugiem водонапорную башню сохраняли

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.