130-ти летию железнодорожной станции Брест-Центральный посвящается…Часть II
Для ознакомления Часть I
В феврале 1919 года германские войска покинули Брест-Литовск. Город заняли части польской армии. Здание вокзала продолжало стоять в разрушенном виде, хотя станция активно использовалась военными в своих целях.
После заключения Рижского мирного договора в 1921 году, положившего конец советско-польской войне, граница отодвинулась далеко на восток. Брест обрел статус столицы Полесского воеводства Польши, а с 1923 года офицально именовался Брест-над-Бугом. Брестский железнодорожный узел в те годы перевели в подчинение Виленской окружной дирекции государственных железных дорог.
Польские уланы на перроне вокзала Брест-Литовска. 1920 г.
В связи с сокращением движения в Полесском воеводстве, которое было приемущественно аграрным, железнодорожная сеть в наших краях практически не расширялась. Но, несмотря на это, Брест по-прежнему оставался крупным железнодорожным узлом Кресув всходних. Поэтому вопрос о реконструкции здания центральной станции оказался в списке первоочередных. В середине 20-х годов состоялся конкурс проектов, в котором победил проект архитектора Эдварда Гольдберга из Варшавы.
Началась реконструкция. Старый комплекс был разрушен фактически на две трети. Пришлось кое-где разбирать строения до фундаментов: из-за пожаров и сезонов, проведенных под открытым небом, известковый раствор, скреплявший кирпичную кладку, потерял прочность. Строительство завершилось к концу десятилетия. В 1930 году вокзал уже действовал. Его здание был не только тщательно отделали, но и оснастили современными инженерными системами, включая водопровод, канализацию и центральное отопление. В северо-восточной части возвышалась высокая труба котельной. Стоит сказать, что архитектор Эдвард Гольдберг ушел из жизни в 1928 году, так и не увидив завершения строительсва своего детища.
Здание, которое было возведено в популярном тогда «народном» стиле, с элементами модерна и необарокко, было значительно выше предшествующего. На фронтонах зала ожидания появились огромные арочные окна-витрины, украсившие фасады и дающие вдоволь света внутри. При входе, в нишах стояли две большие пальмы, пол укрывала мозаика из плиток. Для удобства пассажиров в углу зала ожидания имелся буфет. С вокзала выводили два основных выхода, фронтальный - на перроны, позади - выход на привокзальную площадь, где дежурили одноконные экипажи. На площади было возведено еще одно здание - двухэтажное с мансардой. Здесь расположилась почта.
К концу 30-х годов Брест-над-Бугом являлся вполне удобным и красивым городом с 50-тысячным населением. Центр полесского воеводства сохранял функции важного транспортного узла. Железная дорога давала работу 18 процентам трудоспособных брестчан.
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Германия напала на Польшу. Уже утром следующего дня Брест-над-Бугом подвергся первой бомбардировке люфтваффе. Здание вокзала оставалось целым, но были повреждены железнодорожные пути. Через Брест пошли эшелоны польской армии, а в город из западных и центральных районов стали эвакуировать раненых польских солдат, а также оказавшихся в полосе боевых действий гражданских, государственные учреждения. Ранним утром 14 сентября передовые части немецкой армии заняли Брест-над-Бугом. Передача города советским войскам, начавшим «Освободительный поход» с востока, состоялась 21 сентября. Новую линию разграничения окончательно утвердили в ходе экспертных консультаций, завершившихся 5 октября 1939 года. Граница проходила теперь по реке Западный Буг. Брест превратился в советский пограничный город.
Организационно железнодорожная станция "Брест" подчинялась созданной в декабре 1939 года Брест-Литовской железной дороге. Вокзал Брест-Центральный не претерпевал особых изменений – как внешних, так и внутренних. В зале ожидания установили солидный памятник Сталину из темного мрамора. На стенах были развешаны портреты руководителей СССР. У парадного входа с Московского перрона, слева от дверей, над которым висели круглые часы, стоял белый гипсовый Ленин. Имелась проекционная установка, и по вечерам здесь бесплатно демонстрировались фильмы.
Сотрудники линейного отдела милиции станции Брест. 1941 год
Непосредственно на вокзале размещалось управление военного коменданта. Неподалеку от главного здания вокзала, с северной стороны, стоял отдельный дом в два этажа ( здание царской постройки, разрушен в пользу парковки в ходе рекострукции 2014 г.), где располагался линейный отдел милиции. Его начальником был тогда лейтенант А.Я.Воробьев.
Пассажирское движение, обслуживаемое вокзалом станции Брест-Центральный, в отличие от военных перевозок, было малым. Июнь 1941 года выдался на железной дороге напряженным. Все больше появлялось желающих покинуть город. Причиной были будоражившие Брест слухи о скорой войне.
В ночь на 22 июня на вокзале находились более сотни пассажиров, в том числе военнослужащих. В 4:15 по московскому времени грянула война…Из зала ожидания на площадь выбежали люди. Город, как и вокзал, не подвергся обстрелу. Зарево полыхало лишь над крепостью. Но, чуть позже началась артподготовка по Северному городку. Вокзальные окна вынесло от ударов взрывной волны. В диспечерскую, где находился начальник отдела движения Л.Д.Елин и его подчиненные, прибежал заместитель начальника линейного отдела милиции лейтенант В.М.Яковлев. Его попросили выдать оружие - наганы и патроны к ним. Когда на вокзале появились немецкие солдаты 5-го железнодорожного саперного полка, завязалась короткая перестрелка. Елин был смертельно ранен, остальные отступили в подвал. В 8:30 большая часть территории вокзала была занята немцами.
Тут стоит закончить тему обороны вокзала, т.к. сегодня существует много мнений по этому поводу. Это отдельный эпизод, который заслуживает дополнительного изучения и внимания. В целом, по имеющимся данным, в подвалах вечером 22 июня оставалось около 70 человек. И лишь 26 июня, командованию 12-го армейского корпуса поступил доклад о том, что на вокзале Брест-Литовск, наконец, сдались 48 «партизан».
Оригинальный немецкий снимок. Вокзал Брест-Литовска. 26 июня 1941 года
В годы оккупации Брест превратился в крупнейший на Восточном фронте операционный транспортный узел Германии. На железной дороге в который раз была проведена перешивка колеи с широкой на узкую.
Новые власти незамедлительно вернули на железнодорожный узел мастеров, рабочих и машинистов. Управление железнодорожным узлом размещалось в бывшем Доме Красной армии (ныне Орджоникидзе,14).
Движение через Брест было чрезвычайно интенсивным. В августе 1942 года, например, через наш город ежесуточно следовало на фронт в среднем до полутора десятков поездов с войсками и грузами.
В ноябре 1943 года в главном зале вокзала сработала бомба с механизмом замедления, от которой детонировали еще две, внесенные и оставленные в чемоданах. Результатом диверсии, осуществленной группой «Искра», стала гибель около полутора сотен немецких военнослужащих, включая несколько старших офицеров.
В ночь на 8 июля 1944 года более 260 советских дальних бомбардировщиков нанесли удар по железнодорожному узлу Бреста. Хотя центральное здание вокзала не было разрушено, многие объекты узла были сильно повреждены. Станция Брест-Центральный до последнего момента использовалась немцами и потому оставалась главной целью советских войск. Немецкие сперы провели минирование зданий вокзала и прилегающей территории, а перед тем как покинуть Брест, взорвали практически все пути.
Подорванный путепровод через железнодородные пути. Брест 1944 год
Вокзал станции Брест-Центральный, как ни удивительно, в ходе сражений избежал прямых попаданий авиабомб и снарядов больших калибров. Это было похоже на чудо, т.к. здание почты, расположенное рядом, на привокзальной площади, получило значительные повреждения. Фронт откатился на запад.
Советские саперы ведут работы по разминированию привокзальной площади. Фасад зданий был предусмотрительно закамуфлирован немцами. Сентябрь 1944 год
Над городом еще клубился дым пожаров, а на железнодорожном узле уже советского Бреста начались восстановительные работы. 2 августа в Брест прибыли первые эшелоны. Требовалось как можно быстрее открыть движение по железной дороге на запад. 10 августа 1944 года был полностью восстановлен для движения составов взорваный отступающими немцами мост через реку Западный Буг. Ввиду важности брестского транзитного узла в город прибывали свежие кадры железнодорожников.
В послевоенные годы вокзал восстанавливался медленно, не хватало ресурсов. Его почистили, кое-где оштукатурили и побелили, но многие внутренние помещения оставались необжитыми, так как не действовало отопление, освещение, протекала кровля. Требовался ремонт как наружный, так и внутренний.
В декабре 1944 года было учреждено Управление строительно-военных работ Брест-Литовской железной дороги, которое открыло участок в Бресте. В 1948 году началась реконструкция вокзала станции Брест-Центральный, включавшая ремонт главного здания и строительство отдельного корпуса для рядового и сержантского состава. Пассажирское движение набирало обороты. Значительный его поток составляли военнослужащие Западной группы войск и их семьи . Вместе с пассажирами туда направлялись большие объемы хозяйственных и военных грузов. Брест оказался важнейшим транспортным узлом на западе СССР. В конце 40-х годов здесь регулярно проезжали видные военачальники и высокопоставленные советские руководители. Так, неоднократно посещал в те годы Брест маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов. Есть сведения, что именно он первым поддержал идею полной реконструкции вокзального комплекса. Также одним из аргументов в пользу глобального изменения облика вокзала было то, что в 1957 году Москва был выбрана место проведения VI Международного фестиваля молодежи и студентов. Большое количество гостей должно было проехать через «Западные ворота» Советского Союза.
Проект вокзального комплекса был заказан в 1950 году в институте «Киевгипротранс». Строительство продолжалось три с лишним года. В законченном виде вокзал представлял собой импозантный ансамбль в духе сталинского ампира. Башня над западным фасадом, увенчанная шпилем со звездой в обрамлении колосьев, расходящиеся от нее ряды колонн, давали общему силуэту родство со знаменитыми сталинскими высотками в Москве. Въезд в СССР к концу 1956 года выглядел совершенно монументально. Вокзал превратился в достопримечательность Бреста.
За долгие годы Брестский вокзал видел много личностей мирового масштаба. Они бывали здесь не только проездом, но и в качестве гостей, которых радушно встречал Брест.
Александр III – Император Всероссийский
Николай II – Император Всероссийский
Вильгельм II – Император Германии (будучи наследным принцем)
Леопольд Баварский – Командующий Восточным фронтом в период I мировой войны, генерал-фельдмаршал
Лев Троцкий – Советский военный и политический деятель
Юзеф Пилсудский – Глава государства Польского, государственный и политический деятель, герой Польши
И.В.Сталин – Председатель Совета народных комиссаров СССР
Н.С.Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС
К.Е.Ворошилов – Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Л.И.Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС
А.А.Громыко – Министр иностранных дел СССР
Ким Ир Сен – Президент КНДР
Жорж Помпиду – Президент Франции
Рауль Кастро – Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Кубы
Ганс-Дитрих Гешнер – Министр иностранных дел ФРГ
Брестский железнодорожный вокзал живет насыщенной жизнью, складывающейся из будней и праздников, из многих ежедневных встреч и расставаний. Таково его предназначение и такова его судьба.
Олег Полищук специально для социального портала Реальный Брест
Статья подготовлена по материалам А.М.Суворова «Между Западом и Востоком»
p.s. Я с удовольствием рассказываю своим друзьям и знакомым, когда бываю на железнодорожном вокзале, что тот самый шпиль со звездой над вокзалом, в 1956 году, будучи одним из монтажников, устанавливал мой дед – Марцинкевич Иван Григорьевич.
Похожие статьи:
История Бреста → История почтового мундира
История Бреста → Усадьбы Рейтанов и Бохвицей - туристическая изюминка Ляховичского района
История Бреста → Нашлось подтверждение, что Н.В.Гоголь в Бресте бывал
История Бреста → Спасибо за то, что читаете нас: на Карла Маркса на доме спрятали провода в короб и убрали металлический профиль с балкона
История Бреста → Портрет покупателя квартиры в микрорайоне «Речица». Какое количество комнат выбирают застройщики?