Здание с башенками возле жд вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения
Когда в конце прошлого года на одном из заседаний исторического клуба в редакции «Брестского курьера» я узнал от Валерия Фоминского, что здание, стоящее на противоположной стороне от железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» по улице Орджоникидзе грозит опасность его частичного разрушения, как брестчанин решил предпринять все имеющие меры для его спасения.
Мною были написаны обращения о сохранении данного здания к Председателю Брестского облисполкома Анатолию Васильевичу Лису, Председателю Брестского горисполкома Александру Степановичу Рогачуку, а также Министру культуры Республики Беларусь Борису Владимировичу Светлову.
В статье «Автовокзал или памятник истории? Так ставят вопрос брестские краеведы и историки» опубликованной в декабре 2014 года в газете «Брестский курьер» я узнал, как было принято решение о постройки нового автовокзала. Изначально автовокзал планировали строить в районе пешеходного моста по ул. Орджоникидзе, но по каким-то неизвестным причинам его перенесли в район, где находится здание с башенками. Мало того, при проектировании нового автовокзала, не провели надлежащего исторического исследования не только здания, в котором планируется разместить помещение под автовокзал, но и самого места. Без общественного обсуждения архитектурный проект прошел госэкспертизу. По этому поводу главный архитектор Бреста (уже бывший) Валерий Георгиевич Кескевич сказал: «…Это здание не представляет никакой исторической и культурной ценности…». Вот таким, по сути, единоличным решением решилась судьба этого здания, как в прочем решалась судьба и остальных исторических зданий в Бресте.
В ходе моего исследования было установлено, что здание было построено примерно на стыке XIX и XX веков в период Российской империи. Что изначально в нем было размещено, пока никто не знает, идет исследование. Здание построено, можно сказать, в готическом стиле. Две башенки (они стояли перед входом в здание слева и справа) с длинными стильными куполообразными крышами, придавали зданию вид замка (в советское время в 1953 году башенки, как и само здание, было частично перестроены). Есть еще предположение, что это культовое строение, принадлежащее протестантам. В период Первой Мировой войны (1914-1918) само здание не пострадало, в то время как рядом стоящие жилые дома и железнодорожный вокзал «Брест-Цетральный» был в руинах после пожара. Так русские казаки уничтожали все жилое, чтобы ничего не оставить врагу.
В то время когда Брест был польским городом, полуразрушенное здание железнодорожного вокзала «Брест-Цетральный» восстанавливали по проекту архитектора из Варшавы Э.Гольдберга. Когда восстанавливали железнодорожный вокзал 1920-х годах, в здании с башенками был обустроен пассажирский вокзал. В 1950-х размещалась товарная контора. Есть также информация, что в этом здание в советское время проводили таможенный досмотр тех, кто выезжал заграницу.
Буквально недавно мне прислали очень интересную фотографию, выполненную в сентябре 1915 года (прошел всего месяц, когда войска Германской и Австро-Венгерской императорских армий захватили город и крепость Брест-Литовск). На ней изображен разрушенный железнодорожный вокзал «Брест-Цетральный», целое здание с башенками и главное, что недалеко от него стоит межевой каменный знак (он в период Российской империи означал разделение территории Брест-Литовской крепости и земли города Брест-Литовска), установленный предположительно в 1830-х годах (по всей видимости, был уничтожен в советское время). Я один из первых брестчан увидел на этом снимке, где находился этот межевой знак. Теперь наш Брест может получить еще одно историческое место. Это может произойти лишь в том случае, если городские власти обратят на это внимание.
Говоря о здании, в котором планируют разместить новый автовокзал, мне хотелось сказать, что очень хорошо бы смотрелись вновь восстановленные на фоне железнодорожного вокзала «Брест-Цетральный» его интересные по архитектуре башенки. Установленный на прежнем месте межевой знак еще больше придал бы историческое значение данному месту. Очень хорошо бы сочеталось, с исторической точки зрения, здание с башенками, в котором можно обустроить музей вокзала «Брест-Центральный» и вновь восстановленный межевой знак. На данный момент в Бресте до наших дней сохранился один межевой знак, находящийся на углу улиц Ленина и Гоголя, теперь, по фотографии, можно установить второй межевой знак. Здание с башенками и место межевого знака находятся практически в центре города Бреста. Совсем рядом расположена гостиница «Буг» (возле гостиницы хотят установить памятник Владимиру Высоцкому), парк культуры и отдыха, оживленные улицы Ленина и Мицкевича, а также железнодорожный вокзал «Брест-Центральный». Это то место, куда туристу интересно сходить. Если в здании с башенками будет обустроен музей брестского железнодорожного вокзала «Брест-Центральный», жители города и туристы с удовольствием будут его посещать. А на фоне восстановленного межевого знака жители и гости города смогут сфотографироваться, тем самым, прославляя историю города Бреста на своих фотографиях.
P.S.: Хочу, для читателя, представить ответ, полученный от Министерства Культуры РБ за подписью заместителя Министра Культуры РБ Александра Анатольевича Яцко:
Как видно из ответа, Министерства Культуры РБ согласно с моим предложением о сохранении здания с башенками и окружающим его местом. Теперь последнее слово осталось за руководством нашего города.
Очень хотелось бы верить, что наши городские власти наконец-то обратят внимание на общественное мнение брестчан по поводу сохранности исторического наследия нашего прекрасного города Бреста и предпримут все усилия для этого.
Прошу всех брестчан, кому дорог наш город, по возможности, предпринять все усилия по сохранению здания с башенками. Таких зданий, как этому, за 100 лет в Бресте остались единицы. Здание оригинально еще тем, что оно не горело и не разрушалось, когда две ужасные войны прошли через наш город. Специалисты говорят, что фундамент и стены этого здания крепкие.
У кого есть любая информация об этом здании, прошу мне написать на эл. почту (brest-bug@mail.ru).
Спасибо всем, кто прочитал мою статью!
С уважением, Александр Пащук специально для социального портала Реальный Брест
Похожие статьи:
История Бреста → Сказ о том, как на Брестчине братскую могилу известных геройски погибших пограничников потеряли
История Бреста → Песнь, пробуждающая душу. О брестских церковных регентах межвоенных времен
История Бреста → В Бресте почтили память узников Брестского гетто
История Бреста → Триумфальные арки Брест-Литовской крепости. Манёвры и дилижанс …