Реальный Брест

Наша пиццаМеталлочерепиа, профнастил, сайдинг, ограждения, водосточные системыЦентр семейной стоматологии ДентикоПервый в Бресте онлайн каталог профессиональных мастеровРекламодателям

ГлавнаяНовостиИстория Бреста130-ти летию железнодорожной станции Брест-Центральный посвящается… Часть I

130-ти летию железнодорожной станции Брест-Центральный посвящается… Часть I

Вся история Бреста связана с движением. Он издревле стоял на дорогах: сначала водных, а затем и сухопутных.

В средние века Берестье являлось важным городом Великого княжества Литовского, где находилась самая доходная таможня, а торговля и ремесла процветали. Роль транспортного перекрестка сохранялась и позднее, когда образовалась Речь Посполитая - мощная региональная держава, в начале Нового времени бывшая крупнейшим по территории государством Европы.

С начала XIX столетия Брест Литовск являлся центром уезда на западе Российской империи. Он был известен главным образом благодаря крепости I класса, сооруженной прямо на месте прежнего города. Впрочем, он не оказался слишком далеко на задворках и даже сохранил часть былой энергии благодаря почтовой дороге, сооруженной от Варшавы в 1825 году.

Стелла в местечке Тересполь, в память о завершении строительства почтовой дороги Варшава-Брест

 В 40-х годах XIX , когда в Европе наблюдался железнодорожный бум и магистралями живо интересовался не только крупный капитал, но и правительство, среди царских чиновников в России протекали дискуссии: а нужны ли подобные новшества вообще?  И хотя к середине столетия завершалось строительство пути Санкт Питербург-Москва, понадобилось еще определенное время, чтобы был издан высочайший указ, одобряющий продвижение железнодорожного сообщения в масштабах державы. Весомый аргумент был за военным ведомством. Для реализации принятых решений в России широко привлекались частные компании. Приоритетным числился проект Санкт Петербург-Варшава, который взялось воплощать Главное общество российских железных дорог, учрежденное банкирами из России и Европы. Сообщение удалось наладить в конце 1862 года.

Мундирная пуговица с эмблемой Главного общества российских железных дорог

Вскоре решился вопрос более востребованного маршрута Варшава –Москва, который было решено строить одновременно из двух направлений. 9 октября 1864 года была выдана концессия на постройку линии от Варшавы до Тересполя. Владельцем являлось Общество Варшавско-Тереспольской железной дороги, во главе которой встал крупнейший варшавский банкир Леопольд Кроненберг

Леопольд Кроненберг (1849-1937). Основатель ВТЖД

 В установленные сроки стальной путь вывели на берег Буга и 14 августа 1868 года было открыто регулярное сообщение.  Тересполь и Брест Литовск отделяло небольшое расстояние, но проблемой была река. В течении года были возведены капитальный мост через реку Буг и соответствующее железнодорожное хозяйство в Брест Литовске. И наконец 1 ноября 1869 года, под возгласы ликующей толпы в Брест Литовск прибыл первый поезд, на открытый в тот-же день первый железнодорожный вокзал. Он был отнесен к Варшавско-Тереспольской железной дороге и  занимал площадку за пересечением улиц Петровской и Никольской (теперешних Карбышева-Куйбышева) с улицей Садовой (Орджоникидзе). Ныне это территория завода газовых плит «Гефест».  Здание не сохранилось.

Пассажирский вагон 3-го класса Общества Московско-Брестской железной дороги

Параллельно с этими событиями полным ходом шли работы по прокладке железнодорожного пути из Москвы в Брест Литовск, которая будучи соединенной с Варшавско-Тереспольской, открывала прямое сообщение между крупным центром России и столицей Царства Польского. И 16 ноября 1871 года Московско-Брестская железная дорога была открыта! Дистанцию от «златоглавой» до берегов Буга поезд прямого сообщения, через Минск, преодолевал за трое суток и семь с половиной часов.

Всего через два года Брест Литовск уже стал чем-то большим, чем уездный город. С севера к нему протянулась железная дорога на Граево (место на границе с Восточной Пруссией). С юга - дорога на Ковель и, стало быть, на Киев. Это означало, что формируется железнодорожный узел. И не просто узел, а транспортный пункт, имеющий большие перспективы и стратегическое значение.

Мост через реку Буг у Тересполя

Движение по новым магистралям было открыто в июле 1873 года. Поезда  сменяли друг друга, так как подавались по прежнему к одной платформе, колличество пассажиров и грузов значительно возрасло. Вокзал Варшавско-Тереспольской железной дороги не справлялся с такой нагрузкой и становилось совершенно понятно, что городу над Бугом требуется дальнейшее развитие железнодорожного хозяйства и едва ли не первым в списке должен быть другой, более удобный и современный пассажирский вокзал.

Паровоз Московско-Брестской железной дороги, образца 1871 года

В 1882 году состоялся конкурс проектов. Победу одержал проект Московско-Брестской железной дороги. Несмотря на относительно высокую стоимость, в нем лучше, чем в конкурентных работах, организовывалось рабочее пространство, учитывались технологии железнодорожного сообщения и перспективы его развития. Пассажирская станция, которую, согласно проекту, пути обтекали с двух сторон, позволяла оптимально устроить платформы и движение пассажиров к поездам. С северных платформ обслуживалось киевское направление, с южных - московское и варшавское. Жемчужиной являлся вокзал 1 класса (архитектор Б.Ф.Лорберг).

Основные объекты и инфраструктуру удалось возвести за три года. Архитектура огромного здания чем то напоминала крепость. Центральная башня с арочным входом перекликались с другими башнями, которые являлись водонапорными. Фасад светло-желтого кирпича выглядел локанично, но вместе с тем выразительно. В залах для простолюдинов полы были дощатые, для господ-паркетными. В здании имелся водопровод, водяное отопление, небольшие помещения для размещения динамо-машин, уборные. В зале ожидания для респектабельных пассажиров стоял рояль и рассполагался буфет 1 класса. Так же при станции имелся телеграф, почтовое отделение, буфеты 2 и 3 класса, приемный покой. Длинные пассажирские платформы по бокам вокзала были покрыты асфальтом и обладали для защиты от непогоды широкими навесами, установленными на кованных металлических опорах.

28 мая 1886 года начальник службы ремонта путей Московско-Брестской железной дороги отправил в Москву телеграмму следующего содержания: «После молебствия, сего числа с двух часов дня последовала перемена движения на новые пути и открытие для публики пассажирского здания Брестской центральной станции». Старый вокзал, находившийся неподалеку от нового,  продолжал свою службу уже в качестве пассажирской станции 2 класса и по прежнему относился к Варшавско-Тереспольской железной дороге.

Первой из августейших особ побывавших на только что отстроенном объекте, был имеператор Александр III. В августе 1886 года он наблюдал за маневрами войск под Брест Литовском. Царю донесли, что император Германии Фридрих III пожелал выслать к нему принца Вильгельма, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Встречу назначили в Брест Литовске. Российский государь прибыл в город заранее, успел проинспектировать крепость, посетил богослужение в Свято-Николаевском гарнизонном храме и даже посмотреть пушечные стрельбы в форте «Граф Берг». Вечером он возвратился на специально украшенный вокзал, куда из Варшавы прибыл поезд с наследником Фридриха Прусского. Наследный принц, который спустя два года займет престол и станет королем Пруссии и кайзером Германии, был встречен с почетным караулом и под звуки оркестра. Именно тогда в Брест Литовске и на вокзале впервые побывал Николай II, носивший в 1886 году титул Великого князя. Он находился в свите отца.

Железнодорожный узел Брест Литовск являлся одним из столпов местной экономики. Здесь нашли работу тысячи людей разных сословий. Даже название новых слободок Граевка и Киевка, которые в течении полутора десятилетий выросли на северной и юго-восточной окраинах, прямо соотносились с тем, что они примыкали к соответсвующим направлениям железных дорог и заселялись рабочими.

Схема железных дорог в Брест-Литовске. 1890 год

В начале XX века тысячеверстный путь от Москвы до Брест Литовска занимал уже не 79 часов, а всего 24. До Варшавы, 200 верст, пассажирскими поездами преодолевались за 8 часов. В 1913 году был разработан план большого переустройства всего Брестского железнодорожного узла, чтобы адаптировать его к возрастающей нагрузке. Но, планам этим так и не удалось воплотиться в жизнь…Первая мировая война, встреченная в империи патриотическим подъемом, оказалась для Брест Литовска роковой.

Летом 1915 года германсике и австрийские войска перешли в стратегическое наступление. Линия противостояния стремительно смещалась к Бресту. В ставке Северо-Западного фронта было принято решение оставить без боя укрепления крепости, а заодно и город. В те дни, Брестский железнодорожный узел напоминал муравейник. Согласно приказам властей, экстренно эвакуировалось все ценное военное и гражданское имущество. Погрузки продолжались на всех станциях одновремнно. К 7 августа был эвакуирован Брестский железнодорожный узел. Точнее, его ценное имущество и оборудование, подлежащее демонтажу. Железная дорога теперь работала только на военных. Мосты через Буг с железнодорожными путями были выведены из строя при помощи подрывов.

Вокзал станции Брест Литовск, как и прочие капитальные здания железнодорожного узла, тоже был приговорен… Здание подожгли.  После чего были обрушены перекрытия. 13 августа, в опустошенный и разрушенный город вошли немецкие и австрийсие войска.

Немецкие саперы в первые недели восстанавливали железнодорожную переправу через Буг, для чего был построен временный деревянный мост. На станции Брест Центральный были приведены в порядок и расчищены подъездные пути, при чем переделанные на европейскую колею. Вокзал не восстанавливался, хотя само железнодорожное хозяйство было налажено.

Пассажирское здание станции Брест Центральный стояло полуразрушенным, с закопченными от пожара стенами. Чтобы обеспечить минимальные условия для обслуги станции и охраны, в нем оборудовали отдельные, небольшие помещения. С левой стороны привокзальной площади было восстановлено двухэтажное здание. У восточного фасада были сооружены деревянные бараки с печами внутри. Были отремонтированы пероны с навесами и автогужевые мосты над главными путями, для сообщения с городом. В таком непрезентабельном виде он просуществовал в годы германской оккупации. Но, даже не смотря на это, он ярко вписался в мировую историю!

Именно сюда, начиная с декабря 1917 года, прибывали полпреды правительства большевиков, чтобы вести переговоры о сепаратном мире, и как следствие , выходе России из Первой мировой войны. Фотографии о встречах делегаций публиковали тогда газеты всех ведущих держав. Брест Литовск оказался в центре глобальных событий, изменивших ход истории. 3 марта 1918 года, был заключен Брест Литовский мирный договор, окончательно поставивший точку в Первой мировой войне.

В городе на Бугом германсике части оставались до 9 февраля 1919 года, вывозя эшелонами личный состав, боеприпасы и всякое ценное имущество. Последним со станции Брест Центральный, в западном направлении, отправился бронепоезд прикрывающий эвакуацию.

Город и вокзал занимали части польской армии. А в это время с востока, к оставленным германскими войсками землям уже подходили войска Красной армии. Вспыхнула советско-польская война. Брестский вокзал активно использовался поляками для военных перевозок, хотя до начала 20-х годов он практически никак не восстанавливался и представлял собой большие руины…

 

130-ти летию станции Брест Центральный посвящается…Часть II

 

Продолжение следует

Олег Полищук для социального портала «Реальный Брест»

Статья подготовлена по материалам  А.М. Суворова «Между Западом и Востоком»

 

 

 

 

Похожие статьи:

История Бреста“Варшавский” автопробег через Брест-Литовск

История БрестаЕще один исторический люк польского периода появился на улице Советской

История БрестаБолее 300 квадратных метров трилинки удалось спасти со старой улицы Ягеллонской в Бресте

История БрестаТоптание чужих могил на территории Свято-Симеоновского храма в центре Бреста

История БрестаОсвобождение города Бреста. Часть I

Поделиться:
Комментарии (9)
kunik # 30 мая 2016 в 11:36
+4 + -
+4 / 0
красивые фотографии.
123 # 30 мая 2016 в 13:57
+2 + -
+2 / 0
Если первый вокзал был открыт 1 ноября 1869 года, почему тогда 130 лет празднуют?
Виталий Закржевский # 30 мая 2016 в 14:34
+3 + -
+3 / 0
123, первый вокзал был на другой стороне-ближе к Орджоникидзе,там где позже была многие десятилетия Товарная контора. А на нынешнем месте построен и открыт именно 130 лет назад.
Виталий Закржевский # 30 мая 2016 в 14:35
+3 + -
+3 / 0
Олег, отлично, детально и точно, в отличии от Известной Брестской газеты напечатавшей разные байки!
Виталий Закржевский # 30 мая 2016 в 14:39
+5 + -
+5 / 0
Олег, беру пару своих слов обратно... : sorry Потому что Брестский мир никак не мог "окончательно поставить последнюю точку в Первой Мировой войне..." Я бы после этих слов добавил: Для Осколков Российской Империи,ИМХО так вернее. Согласны?
Олег Полищук # 30 мая 2016 в 15:14
+2 + -
+2 / 0
Виталий, согласен )) По поводу товарной станции. Это здание никогда не было вокзалом. Есть архивная справка, где сказано, что до 1915 данное здание принадлежало некой религиозной конфессии. Уже позже использовалось под товарную станцию. На этом аэрофото 1915 года обвел красным - станция Брест Центральный. Белым - здание, которое ошибочно считают первым вокзалом, позже товарная станция. Черным - здание первого вокзала в Бресте, которое было в собственности Варшавско-Тереспольской ЖД.

Виталий Закржевский # 30 мая 2016 в 15:22
+1 + -
+1 / 0
Олег, бес попутал, я хотел сказать что там потом были товарные склады ОРСа,-бараки на улочке за прежним Домом Офицеров, потом там были жилые дома двухэтажные- в тупике, где ЖЭС-1.А потом бараки снесли о построили Ж/Б панельное здание складов ОРСа Брестского отделения Ж/Д.Оно и сейчас торчит за Филармонией.
Олег Полищук # 30 мая 2016 в 15:29
+4 + -
+4 / 0
Бывает ))) Гоните этого беса подальше )))
Виталий Закржевский # 30 мая 2016 в 16:25
+1 + -
+1 / 0
Олег, здание это скорее всего снесли когда стали расширять путевое хозяйство в "польский период", примерно на этом месте сейчас стоят разные мелкие Ж/Д службы: подготовка и мелкий ремонт пассажирских вагонов и проходит дорога ведущая к зданию отделения Дороги.
А совет Ваш принимаю... но "Беса лучше тешить"))))
отключен Javascript

Онлайн радио


Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.