Брест-Литовск в судьбе генерала Фези
Приглашение иностранных военных специалистов в русскую армию имеет давнюю традицию. Немало побывало в ней и представителей Швейцарии.
Швейцарский военный историк Йост Зоом считает, что с 1675 (момента вступления в русскую военную службу Франца Лефорта) до 1874 года (введения в России всеобщей воинской повинности) около 50 его соотечественников успели послужить в русских войсках. Они на то время приобрели известность как наёмники во многих иностранных армиях и вполне заслуженно имели авторитет опытных, храбрых и верных присяге воинов.
Карл Фези (Fäsi, Johann Kaspar) родился 28 января 1795 года, в Швейцарии, в городе Цюрих. Поступив на военную службу своего отечества и, командуя, в конце 1813 года, в чине майора, частью швейцарских войск, расположенных по границам во время движения союзных армий во Францию, был замечен по своему уму и мужеству императором Александром I, который пригласил его перейти на службу в Россию. В 1816 году Фези был принят штабс-капитаном в лейб-гвардейский Финляндский полк, из которого переведён, в 1818 году, капитаном в лейб-гвардейский Волынский полк, а в 1822 году полковником в Подольский пехотный полк.
Изначальное написание фамилии Faesi, встречаются также написания Faesy, Fezy, Fäsy.
Имя этого рода, образовано (по швейцарскому диалектическому словарю) как уменьшительное от Фезе (Faese), (в старонемецком феза (fesa- колос).
Это отражено также в геральдике - очень симпатично скомбинировано на гербе Фези (Faesi): вертикально расчерченный герб с половиной лилии и половиной снопа сена.
За маневры под Брест-Литовском, 16 августа, Фези удостоился благоволения и признательности цесаревича Великого Князя Константина Павловича. 14 сентября, 1826 года, Фези был назначен командиром Житомирского пехотного полка в Луцке, а 16 июля 1830 года, был назначен командующим 2 бригадою 14 дивизии, и скоро пожалован в генерал-майоры.
В 1830 году началось национально-освободительное восстание против власти Российской империи на территории Царства Польского, Северо-Западного края и Правобережной Украины.
Генерал-майор Карл Фези был переведен в 24 дивизию, состоявшую в 6 пехотном (Литовском) корпусе, под начальством генерал-адъютанта барона Розена. 24 января 1831 года Фези занял с отрядом пехоты и казаков Тересполь и Бялу-Подляску, где был оставлен в должности начальника Бельского и Радзинского округов.
И только 5 марта, прибыв обратно в корпус, принял командование пехотою авангарда генерала барона Гейсмара под Прагою.
Григорий Розен
При выступлении Польской армии против корпуса Розена, Фези сражался под Вавром ( 19 марта, командуя при Вавре 47-м Егерским полком, был ранен выше левого локтя пулею ), Дембом-Велким, в лесу между Минском и Калушиным, под этим городом и при Ягодне, где, предводительствуя арьергардом, разрушил под плотным картечным огнём мост через реку Костржин, и этим остановил на время стремительное преследование 6-го пехотного корпуса армией Скржинецкого.
Ян Скржинецкий
Когда 6-й корпус был послан в Брест-Литовский, Фези остался при армии и был прикомандирован, в звании начальника штаба, к отряду генерала Угрюмова во время экспедиции его к Венгрову. Он помог овладеть мостовым укреплением на Ливе, получив за это орден Святой Анны I степени. Позже поступил под команду генерала Крейца. Командуя авангардом, Фези выдержал, 27 апреля, в лесу между Каменкою и Фирлеем упорнейший бой с несравненно сильным отрядом Ромарино.
Джироламо Раморино
На следующий день командовал левым крылом корпуса барона Крейца под Любартовым и принудил защитником тамошнего монастыря сложить оружие. Наградой за это был орден Святого Георгия 4 степени. Примкнув снова к корпусу барона Розена в Бресте, Фези действовал против восставших в Беловежских лесах, и против отряда Дембинского, тщетно стараясь остановить его при обратном следовании из Литвы в Польшу. 28 июля Фези выступил в голове 6-го корпуса к Калушину и Милоси, участвовал, вместе с авангардом генерала Головина, в демонстрации против Праги. В сражении под Менджиржецом, находясь в самом городе, он отразил несколько атак, и вместе с Головиным прикрыл отступление Розена к Бресту. Там, он принял команду над остатками 24 пехотной дивизии, и, поступив в составе авангарда Головина, под личным предводительством начальника главного штаба 1-й армии, генерала Красовскаго, преследовал польские войска направившихся через Вепрж к Верхней-Висле. Фези принял активное участие в боях при Ополье и Юзефове, при чём был сильно контужен осколком гранаты, содействовал поражению Ромарино при Рахове и Борове. Из Борова он был послан с 4 батальонами его дивизии, 1 уланским и 2 казачьими полками, при двух конных орудиях, на левый берег Вислы, во фланг и тыл войскам Ружицкаго, защищавшего против генерала Ридигера Сандомирское и Краковское воеводство.
Самуэль Ружицкий Фёдор Ридигер
Фези занял Завихвост, устроил там переправу, и, поступив под начальство генерала Красовскаго, выиграл сражение у Латова, Михайлова и Пинчева. После соединения с корпусом Ридигера, освобождены были в Владиславе и Мехове русские пленные, и остатки войск Ружицкаго Фези преследовал до Кракова и Галиции.
Из Кракова Фези возвратился, 18 сентября, через Устилуг в Россию. И по прибытию вновь назначенного командира 24 дивизии, выступил со 2 бригадою 26 дивизии, через Волынь в Подолию и Бессарабию, к Первому пехотному корпусу Сакена.
За поход против национально-освободительного восстания Фези получил майорат в Царстве Польском, и установленный за Польскую компанию знак 2-го класса; в 1834 году был награждён денежною суммою, а в 1835 году арендою.
В сентябре 1835 года, за маневры объединеённых войск России и Пруссии, состоявшихся возле местечка Калиш, Фези получил от Прусского короля орден Красного Орла 2-й степени. С 1839 года Фези командовал 19 пехотной дивизией.
Излечившись от ран после двукратных отпусков, в Санкт-Петербурге, и за границей, генерал Фези был назначен командиром 20 пехотной дивизии, и участвовал, в 1836 году, под начальством генерал-лейтенанта Вельяминова, в походе к Анапе, а оттуда направился в Северный Дагестан. Тут генерал Фези оставил свой след в истории Кавказских войн, участвуя с 1837 по 1842 год в экспедициях против горских народов.
В начале 1837 года, генерал-майор Фези произвел из Грозного экспедицию в Чечню. Выступив 5 февраля разбил войска Гордалинского шейха Уди-Муллы при Энгель-юрте и селе Шали, занял Герменчук, 9 февраля вновь бой против Уди-Муллы при Автуре, затем штурмом взял село Аллерой и пройдя большую часть Чечни 1 апреля возвратился в Грозный.
7 мая того же года, с отрядом из 8 батальонов, 343 казак и 22 орудий, двинулся из Темир-Хан-Шуры в Аварию, 19 мая переправился через Кара-Койсу, а 29 занял Хунзах. После чего направился к сёлам Унцукуль и Ашильта, жители которых перешли на сторону Шамиля. 9 июня была взята штурмом Ашильта, а через несколько дней и Ахульго.
Штурм аула Ахульго — Франц Рубо
Дальнейшему движению Фези помешало появление на его пути большого количества горцев. Отступив к Ашильде, он выждал прибытия продовольствия и боеприпасов, а потом двинулся к аулу Тилитл.
26 июня Фези подошел к Тилитлю, где Бучкеев блокировал Шамиля. 5 июля генерал Фези двинул войска на приступ Тилитла. Когда Шамиль увидел, что его дело может быть проиграно, он выслал парламентера и с сообщниками присягнул в верности русскому императору. Упустив случай взять Шамиля в плен, генерал Фези затянул войну на 22 года, а заключив с ним мир, как с равной стороной, поднял его значение в глазах всего Дагестана и Чечни. За всю экспедицию в Аварию потери Фези – 30 офицеров и около 1000 военнослужащих нижних чинов.
Имам Шамиль
Уже в сентябре, этого же года, генерал Фези был направлен для подавления Кубинского восстания - восстание лезгин, происходившее на севере Ширвана и юге Дагестана.
В мае 1838 года сосредоточившись у села Хазры двинулся вверх по реке Самур. Одержав затем победы над Шамилем 6 и 7 августа при Бакули-Сивох, привел в покорность Тиндальское, Чамаласское и несколько других горских обществ. В 1839 году находился в составе отряда генерал- лейтенанта Головина в сражении при Цухуле, атаке аджахарской позиции и взятии Ахты и Рутула. Причем за последнее из этих дел ему единовременно было пожаловано 25 тысяч рублей. В 1841 году участвовал в движении Головина к Гиркею, который занял с четырьмя батальонами. За это он получил Золотое оружие с надписью «За храбрость». Потом участвовал в Ауховском походе и при взятии Кишень-Ауха.
В декабре 1838 года генерал Фези отпросился в четырёхмесячный отпуск, а в декабре 1840 года в пятимесячный: но оба раза возвращался весною для принятия участия в экспедициях.
В награду за отличные действия и личную храбрость против горских народов, он был произведен, 3 апреля 1838 года, в генерал-лейтенанты, в 1837 году награжден орденом Святого Владимира 2-й степени, в 1839 году особой денежной суммой, и наконец, в 1840 году, получил орден Белого Орла.
В 1842 году, занял покрытый снегом хребет Бахтуры, овладел с боем Гергебилем, затем селением Чох и, при обратном движении в Аварию, селением Унцукуль, укрепил Хунзах, провел дороги по снежным вершинам и пропастям самой середины Кавказа. Но экспедиции не были закончены, так как Фези был назначен начальником 1 пехотной дивизии 1 пехотного корпуса, расположенного в Царстве Польском, и потом в юго-западной России.
Кавказская война выдвинула на боевом поприще целый ряд храбрых и искусных военачальников, которые слыли не только среди своих подчинённых, но и среди горского населения какими-то легендарными героями: Ермолов, Бакланов, Слепцов и многие другие. Одним своим именем они внушали горцам суеверный страх. Про них и связанные с их именами бои и сражения слагались песни, среди которых нередко встречаются песни, сложенные и самими горцами.
Одна из таких песен пелась на Кавказе в память о смелых экспедициях генерала Фези против чеченцев, считавших его непобедимым.
«ГОРЕ НАМ, ФЕЗИ С ВОЙСКОМ СТРЕМИТСЯ»
Горе намъ: Фези къ намъ
Съ войскомъ стремится,
Гдѣ бы намъ, какъ бы намъ,
Братцы, укрыться.
Дела – ла, де – ла,
Дела – ла, де – ла!
Гдѣ бы намъ, какъ бы намъ,
Братцы, укрыться.
Мы въ горы, мы въ лѣса,
Онъ все за нами;
Бьютъ насъ и рубятъ насъ,
Колятъ штыками.
Дела – ла, де – ла,
Дела – ла, де – ла!
Бьютъ насъ и рубятъ насъ,
Колятъ штыками.
Прежде, какъ Фези
Къ намъ не являлся,
Къ намъ придти, насъ найти
Русскiй боялся.
Дела – ла, де – ла,
Дела – ла, де – ла!
Къ намъ придти, насъ найти
Русскiй боялся.
Къ намъ пришла, насъ нашла
Грозная сила,
Отъ нея можетъ скрыть
Лишь одна могила.
Дела – ла, де – ла,
Дела – ла, де – ла!
Отъ нея можетъ скрыть
Лишь одна могила.
Скотъ гонятъ, в плѣнъ берутъ;
Палятъ селенья,
Отъ нея стонъ и плачъ,
Нѣтъ избавленья.
Дела – ла, де – ла,
Дела – ла, де – ла!
Отъ нея стонъ и плачъ,
Нѣтъ избавленья.
Генерал – лейтенант Карл Фези
Иван Чайчиц специально для социального портала "Реальный Брест"
Похожие статьи:
История Бреста → Исчезла, чтобы появиться?
История Бреста → Волна и камень Льва Онищика, уроженца Брест-Литовска
История Бреста → Музею «Спасенные художественные ценности» - 30 лет!
История Бреста → Бернардинский монастырь в репортаже телеканала ОНТ