Во что рядились красавицы древнего Берестья?
Город Брест славится своими красивыми, всегда одетыми по последней моде женщинами.
Способствует тому трудолюбие и зажиточность мужской части населения или удачное расположение города на пересечении торговых путей, вопрос до сих пор открытый. А вот то, что корни этой своеобразной традиции уходят в глубь веков – исторический факт. В этом я убедился, побывав накануне Дня женщин в археологическом музее «Берестье». Реконструировать образ средневековой берестейской красавицы мне помогла старший научный сотрудник Брестского областного краеведческого музея Александра Ярошенко.
Костюм славянской женщины был не только одеждой, но и своего рода демонстрацией социального статуса ее семьи. Чем выше статус, тем дороже были ткани, ярче расцветки, искуснее украшения, которые, естественно, только подчеркивали природную красоту женщины. Начнем наш обзор с белья. Этнографы утверждают, что в средние века никакого иного белья, кроме льняного, длиной в пол сорочки, славянки не носили. Когда было холодно, на ноги надевали вязаные из шерсти чулки. Поверх сорочки горожанки среднего достатка надевали понёву или длинную, в пол, рубаху, сшитую из льняного полотна или шерстяной ткани. Понева – это несшитый кусок ткани, который завязывался вокруг пояса так, чтобы края расходились спереди, открывая подол рубахи. Другой вид женской одежды, появившийся в средние века и широко известный из этнографии, – сарафан, состоявший из юбки и короткого лифа на шлейках и украшенный вышивкой. Простые горожанки для вышивки использовали окрашенные нити, а знать – серебряные и золотые. Краски были исключительно органическими. Например, красные тона добывали из отвара листьев зверобоя, желтые – из шелухи лука, чистотела, а зеленый цвет – из медных опилок, синий и голубой – из цветков васильков, коричневый – из коры дуба.
Одежду женщина обязательно подпоясывала плетеным или тканым узким поясом из шерстяных ниток. Красивой в то время считалась не очень полная женщина и эффектный пояс должен был подчеркивать талию, а также играл роль оберега. Выйти на люди без пояса было не прилично. Дополняла наряд прямоугольная накидка из шерстяной ткани. Женские головные уборы строго зависели от возраста и семейного положения их владелиц. Замужней женщине запрещалось выходить за пределы дома с непокрытой головой. Девушки носили очелье, женщины – чепец, а поверх него – намитку (белое полотно, украшенное орнаментом). Очелье, в зависимости от достатка и социального статуса, могло быть из тканой тесьмы, золототканной ленты или шелковой шитой ленты с вышивкой.
Зимней одеждой жительниц Берестья были кожухи, покрытые тканью, меховые шубы, наплечные покрывала. Шерстяные покрывала застегивались фибулами. На руки надевали вязаные варежки, на ноги – поршни, туфли, сапожки с нарядной вышивкой и продёржкой. Кроили обувь из двух кусков кожи – верха и подошвы или из цельного куска, придавая нужную форму с помощью колодки-правила. Каблуков у такой обуви не было, а к ноге они крепились с помощью ремешка, пропущенного через ряды отверстий в области щиколотки. Наиболее излюбленным мотивом орнамента вышивки был растительный узор и плетенка.
И, конечно же, никак не могли наши средневековые модницы обойтись без аксессуаров и украшений. Потому что девочки всегда девочки! Недаром в «Берестье» самую многочисленную группу находок из цветных металлов составляют женские украшения: височные кольца, серьги, ожерелья, бусы, подвески, браслеты и перстни. Типично городским женским украшением были колты. Их носили у висков, прикрепленными к головному убору. Гордость экспозиции «Берестья» – редкая археологическая находка – билоновый колт с символическим рисунком прорастающего зерна. Кроме украшения, колт также выполнял функцию духов, для чего в его полость вкладывали кусочек ткани, смоченный душистыми маслами. Серьги славянок по своему виду не отличались от перстневидных височных колец, а некоторые височные кольца могли носить в ушах, как серьги.
Особое место среди женских аксессуаров занимали браслеты из стекла и металлов. Стеклянные были относительно дешевы и просты в производстве, но богаты по цветовой гамме. Носили браслеты по одному или по несколько штук – под одеждой или поверх оной. В последнем случае они выполняли еще и практическую функцию – стягивали рукава. Помимо браслетов, жительницы Берестья любили и стеклянные бусы, изготовленные из киевского бисера. В археологической коллекции музея есть и нательные крестики, иконки, змеевики. Среди этих артефактов особенно интересна двухсторонняя иконка – змеевик. На ее лицевой стороне – изображение Богородицы с младенцем, а с обратной стороны – клубок змей.
Конечно же, были в гардеробе жительниц нашего города импортные вещички. О торговых связях Берестья свидетельствуют найденные изделия из овручского шифера, мазовшанская керамика, прибалтийский янтарь, скандинавские фибулы, кавказские самшитовые гребни и украшения из раковин каури, обитающих только в Индийском океане.
Говорят, мода, как и история, движется по спирали. Так что, современные модницы, если вы хотите быть в тренде, необязательно ждать новинок от знаменитых кутюрье, сходите в музей и, может, в костюме вашей прапрапрабабушки вы найдете элемент для суперсовременного, а главное – своего, индивидуального стиля.
Олег ГРЕБЕННИКОВ, «Заря»
Похожие статьи:
История Бреста → Фильм «Знахарь», граф Чинский и Брест
История Бреста → Поехали! — в историю о том, как космонавты навещали Брест
История Бреста → Экстремальный «колорит» в центре Бреста
История Бреста → Строительство домов на Набережной Мухавца в 60-х годах
История Бреста → В 1906 году преподаватель Иосиф Ящинский вошел в состав педагогического персонала Брестских гимназий