Уникальный памятник каслинского чугунного литья в Бресте на грани уничтожения
Считается, что Брест немало пострадал за свою историю и не может похвастаться большим количеством уникальных памятников. А может, мы недостаточно внимательно смотрим? Есть в нашем городе эксклюзивные места, которые только и ждут, чтобы мы, жители, привели их в порядок и открыли для ознакомления и посещения многочисленным туристам.
Брест может стать туристической Меккой Беларуси. От чего выиграют все. В том числе и сами горожане. Как же увеличить приток туристов и, при этом, самим гордиться тем местом, где мы живём?
Для начала небольшое отступление. В любом городе жили и творили многие талантливые люди, чьим наследием можно гордиться. Так и поступают, к примеру, парижане, собирая по крупицам все значимые моменты своей истории.
А возможностью рассказать о том, как вдохновлял на творчество их город многих великих, не применёт воспользоваться ни один коренной житель. Доказательством тому служит известное на весь мир кладбище Пер-Лашез.
Кто бывал в этом месте, не забудет его никогда. Этот великолепный некрополь стал последним прибежищем таких величайших людей, как Бальзак, Шопен, Мольер, Пруст, Модильяни, Пиаф, Уальд и сотни других. Но самое главное – это то, в каком состоянии находится это место.
Оно превращено французами в настоящий парк, со множеством цветов, с вековыми деревьями, с ухоженными дорожками и скамейками. При входе можно получить информацию и план по всем значимым захоронениям. И, кстати, все памятники находятся в идеальном состоянии. А посмотреть там есть на что! Некоторые надгробия – это произведения архитектурного и художественного искусства.
Ну, о том, что французы молодцы мы и так знаем. А что же у нас? А у нас имеется свой уникальный некрополь, который хранит историю десятков известных фамилий - Тришинское кладбище.
Начнём повествование с самого, пожалуй, видного (во всех смыслах) захоронения - могилы первого начальника Александровского Брестского кадетского корпуса генерал-лейтенанта Александра Петровича Гельмерсена. Этот кружевной высокий монумент, выполненный в стиле ранней псевдоготики, виден даже через забор. И многим он знаком.
На сегодняшний день внутри мемориальной каплицы чудом сохранилась чугунная плита с надписью: «Генерал-лейтенант Александр Петрович Гельмерсен, директор Александровского Брестского кадетского корпуса. Родился 1797 года марта 13-го дня. Скончался 1852 года мая 12 дня». Но история жизни этого человека достойна того, чтобы о ней знали. В 1811 г. А.Гельмерсен попал в первый набор учеников Царскосельского лицея. Через год, накануне Отечественной войны 1812 года, родители забрали Александра и приписали его в Семеновский полк.
Невероятно, но факт: в 15 лет поручик конной артиллерии Гельмерсен участвовал в знаменитом Бородинском сражении. В наградном списке 23-й пехотной дивизии есть строки, как поручик Гельмерсен до прибытия батарейной артиллерии более получаса шестью орудиями конной гвардейской артиллерии удерживал пространство для целей батареи, чем спас честь пехоты и позволил занять ей свое место.
Далее герой Бородина участвовал в Заграничном походе русской армии и в русско-турецкой войне 1828–1829 гг.. За десять лет деятельности на посту начальника Брестского Александровского кадетского корпуса А.П. Гельмерсен проявил себя как талантливый педагог, великолепный организатор и «один из добрейших и милых людей». Умер Александр Петрович 12 мая 1852 г.. На могиле генерала установлен уникальный памятник чугунного литья, изготовленный на средства, собранные сослуживцами. Крупный денежный вклад внес лично цесаревич Александр (впоследствии император Александр II).
А теперь о грустном. О нас с вами. О том, как мы не ценим свою историю, как не любим свой город. О нашем менталитете и о будущем, которое ждёт наших детей, не привыкших уважать своё прошлое. А точнее, о самом памятнике. От мемориальной каплицы на сегодняшний день практически ничего не осталось. Несколько раз это уникальное сооружение подвергалось нападениям вандалов.
В своё время памятник над склепом завершался шпилем, увенчанным православным крестом, который, увы, не дожил до наших дней. Расположенный внутри рыцарский шлем был выломан еще в 60-е годы прошлого века. Сейчас надгробный монумент просто рассыпается. Он вряд ли переживёт ещё несколько зим… А ведь это памятник художественного искусства, тончайшая и очень сложная работа каслинских мастеров! Чугунное кружево в готическом стиле создавалось по эскизу художника в единственном экземпляре.
Его стоимость, как и художественно-историческая ценность, не поддаётся никакой оценке. Между прочим, традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей, покрытие готовых изделий «голландской сажей») сложились ещё в XIX веке. Работы каслинских мастеров украшают самые известные мировые достопримечательности России (в Петербурге, Москве и других городах). И вот такая жемчужина оказалась в Бресте. Во что мы превратили неповторимое произведение искусства? В полусгнивший от ржавчины остов посреди бурелома и запустения. Ей-богу, нет слов…
Не хочется заканчивать сегодняшнюю статью на столь безрадостной ноте. В принципе, при желании, есть шанс восстановить шедевр чугунного литья. Можно найти старинные фотографии и по ним воссоздать изящную готическую каплицу. И, тем самым, возродить в Бресте уникальный памятник и почтить память достойного гражданина нашего города – А.П.Гельмерсена. В розовых мечтах Тришинское кладбище вполне может занять достойное место среди мировых некрополей, наравне с парижским Пер-Лашезом, Хайгейтским кладбищем в Лондоне или Ла Реколетой в Буэнос-Айресе. Все в наших руках…
Олег Полищук специально для социального портала Реальный Брест
Похожие статьи:
История Бреста → Знаете ли вы, что в горисполкоме хранится свидетельство о регистрации герба города Бреста?
История Бреста → Еврейское наследие: в Бресте приступили к созданию лапидария
История Бреста → “Варшавский” автопробег через Брест-Литовск
История Бреста → В конце октября 1942 года нацистскими оккупационными властями было уничтожено Брестское гетто