Триумфальные арки Брест-Литовской крепости. Манёвры и дилижанс … Часть вторая
В 1886 году, недалеко от города Высоко-Литовск, прошли масштабные военные манёвры в присутствии императора Александра III.
В воскресенье, 31 августа, Александр III отбыл из Брест-Литовска и отправился на манёвры войск. Императорский поезд проследовал по железной дороги до станции Лышицы. Здесь ему представилась депутация от крестьян Мотыкальской волости, которая поднесла хлеб-соль. Со станции далее все отправились в экипажах. При въезде в село Остромечево, в десятом часу утра, проследовав через большую, убранную зеленью и цветами, триумфальную арку, остановились у Свято – Михайловской церкви, где собралась масса народа. Приняв хлеб-соль от крестьян местной волости, Александр III, в сопровождении августейших детей и лиц свиты, вошли в ограду храма, в которой находились ученики и ученицы Остромечевской школы и соседних с нею приходских училищ, которые усыпали путь цветами. Приложившись ко святому кресту вошли в церковь и отстояли молебен, совершённый местным благочинным с четырьмя священниками. При выходе из храма попечитель виленского учебного округа приблизил к императрице трех учеников, которые поднесли ей букет, искусно сделанный из засушенных местных полевых растений и цветов и обвитый белым крестьянским полотенцем с вышитыми концами. Александр III расспрашивал попечителя учебного округа о местном училище. При пении народного гимна, колокольном звоне и криках «ура» собравшегося в большом количестве народа, император со свитой отбыл из села Остромечево.
В следующем селе, Тростяница, была также воздвигнута триумфальная арка и снова народные массы ожидали прибытия царя и царицы, чтобы приветствовать. Депутация от крестьян местной волости поднесла хлеб-соль, местные фрукты и виноград. Близ Свято-Преображенской церкви, кроме народа, находились ученики и ученицы Ратайчицкого народного училища, которые при входе в храм императора пели «Спаси, Господи, люди Твоя». При выходе из храма ученики и ученицы исполнили народный гимн; при этом учительница местного народного училища и дочь местного священника поднесли императрице букет цветов, а ученицы усыпали путь полевыми цветами. При восторженных приветственных кликах народа Александр III отбыл из села Тростяница.
При возвращении с маневров в Высоко-Литовск, в деревне Долбнево, Александр III принял хлеб-соль от местных крестьян. При отъезде в Высоко-Литовск, император принял хлеб-соль от местного еврейского общества.
В понедельник, 1-го сентября, в восьмом часу утра, Александр III с наследником цесаревичем и высочайшими особами посетили православную церковь Воздвижения Креста Господня, где были встречены местным благочинным и духовенством в облачении. Отстояв молебен, и выйдя из храма, под восторженные крики собравшегося народа, Александр III направился на манёвры войск и вернулся в Высоко-Литовск только в 4 часа вечера. В этот день манёвры войск виленского и варшавского округов закончились, и на другой день, 2-го сентября, произошёл в присутствии императора смотр войскам.
Смотр артиллерии, участвовавшей на манёврах на Широком поле, близ деревни Шестаково.
Смотр происходил на Широком поле, близ деревни Шестаково. На громадном пространстве в строю находилось 67 532 человека; войска были построены в четыре линии: в первой и второй – пехота, в третьей – артиллерия, в четвёртой – кавалерия. Войска, участвовавшие в манёврах, несмотря на чрезмерную жару и песчаную почву, от которой подымались при малейшем движении целые тучи пыли, показали себя бодрыми и хорошо обученными. Высочайший объезд войск продолжался более часа, после чего войска прошли один раз церемониальным маршем. За войсками следовала команда с воздушным шаром, который, поравнявшись с царскою ставкою, был пущен и поднялся с двумя офицерами.
Высочайший смотр войскам на Широком поле близ деревни Шестаково.
Прохождение войск продолжалось около двух часов. Император благодарил каждую часть. Наследник Цесаревич находился в строю 65-го московского пехотного полка.
Александр III (во главе стола), императрица Мария Федоровна (рядом с ним) в группе военных чинов во время обеда в саду имения Шестаково.
После смотра войск в саду имения Шестаково был подан завтрак, к которому были приглашены все начальники частей, все посредники и состоявшие при них штаб-офицеры генерального штаба. За завтраком Александр III провозгласил тост за войска, участвовавшие в манёврах. Простившись с присутствовавшими он отбыл с Шестаково и проследовал в Высоко-Литовск, на станцию железной дороги.
Александр III (во главе стола), императрица Мария Федоровна (рядом с ним) в группе военных чинов во время обеда в саду имения Шестаково.
Практически все фотографии, изображающие наиболее интересные и точные картины манёвров, приезд в Брест-Литовск и другие, были сделаны фотографом Иваном Мечковским. Редакция одного из самых популярных среди иллюстрированных изданий второй половины XIX столетия в России «Всемирная Иллюстрация» решила: командировать на манёвры специального корреспондента-фотографа Ивана Мечковского, снабдив его всеми средствами и пособиями для успешного выполнения данного ему поручения. Иван Мечковский, опытный и превосходный фотограф, блестяще выполнил свою задачу. Знакомством с этим человеком, был настолько потрясен корреспондент В. Прокофьев из издания «Новое Время», что думаю, будет интересно привести фрагмент из его материала о Мечковском.
« На последнем деле у р. Лесной вижу в стороне стоит у мельницы четвёркой какой то странный экипаж, вроде полуоткрытого, без стекол дилижанса, только наверху лежат какие-то лестницы, сбоку торчат какие-то палки, как будто пожарный обоз. Сбоку же вижу красный крест и под ним надпись: «Всемирная Иллюстрация» - корреспондент-фотограф Мечковский»! Вот в чём дело. Вижу внутри сидит и сам почтенный фотограф-корреспондент с двумя помощниками.
- А, ну, как вам нравится моя выдумка! Это я изобрел такой ambulance для корреспондентов собственно на войне, чтобы они своё имели, где можно есть, спать, писать, снимать.
- Очень хорошо, только почему же здесь красный крест?
- А это – в тоже время санитарная повозка, тут есть всё – бинты, инструменты, можно подавать помощь, вот посмотрите – полезайте.
Я полез и увидал, помимо бинтов и повязок, вещи ещё несравненно интересные: великолепный арбуз и крупные сливы. Можете себе представить, как это приятно поразило после бивуачного ночлега на сене и пятичасовой ходьбы и стоянки под палящими лучами солнца, когда приходилось не в моготу от жажды и нужно было платить в корчме 20 копеек за какую-то муть с соломой внутри, называемую пивом, и то для этого нужно было сделать по меньшей мере версту в сторону…
После такого положения дилижанс г. Мечковского мне показался обетованной землей. В корреспондентском дилижансе оказалось решительно «всё» - и балык, и колбасы, и водка, и крымское, и кавказское белое вино, и хлеб, и даже пастилки, сладкое печенье и шоколадные конфеты…
- Ну, счастливы вы, говорю ему, что никто не подозревает, что вы так хорошо снабжены, а то ваш корреспондентский дилижанс прежде всего был бы предметом атаки и наверное его взяли бы в плен. Его спасает только красный крест и эти лестницы и палки, которые вы, вероятно, для страха врагам прицепили сюда.
Оказалось однако, что палки – это фотографические треножники, а лестница прицеплялась к крыше; влезая по ней, г. Мечковский смотрел на всё происходящее свысока и тут же снимал достойное внимания. У него большая камера, снимки всегда получаются больших размеров и всегда художественны.
Благодаря гостеприимству г. Мечковского, я вполне оценил полезность его изобретения, его дилижанса».
Фотограф-корреспондент «Всемирной Иллюстрации» Ян Мечковский на манёврах войск у Высоко-Литовска.
Варшавский фотограф, дворянин, Ян Мечковский (1830 - 1/13 октября 1889) , кавалер ордена Святого Станислава 2-й степени, имеющий право употребления Государственного герба и кавалер разных иностранных орденов, был одним из лучших фотографов своего времени.
Он принимал активное участие в подготовке Всероссийской промышленной выставки 1872 г., экспонаты которой стали основой для создания Музея прикладных знаний в Москве. Раздел истории фотографии был представлен на выставке коллекцией Мечковского. За участие в выставке Ян Мечковский был награждён золотой медалью «на Александровской ленте для ношения на шее», а Комитет выставки присудил ему большую золотую медаль.
Адам Мицкевич — поэт, политический публицист, деятель польского национального движения.
Действительный член Фотографического отдела ОРТЗ (Общества Распространения Технических Знаний).
Годичный отчёт ОРТЗ за 1871-1872 гг.: «В первом отделении [фотографического] павильона были выставлены произведения 42 экспонентов ... Из них самое первое место бесспорно занимал член Отдела, известный варшавский фотограф И. К. Мечковский, выставивший коллекцию по истории фотографии, которая пожертвована им Политехническому музею. Член Отдела И. К. Мечковский посвятил слишком месяц сниманию публики - по заказам».
Станислав Монюшко — композитор; автор песен, оперетт, балетов, опер; творец польской национальной оперы, классик вокальной лирики.
В 1873 г. получил право изображения государственного герба на вывесках и продукции.
Золотая медаль Универсальной выставки 1878 г. в Париже.
Участник Фотовыставки, посвящённой 50-летию фотографии в 1888 году, экспонировал опыты полихромии (4 экз.), фотографию углём (1 экз.) и 4 микрофотографии (Ук., сс. 3 и 4). ССК, 250: владелец фотографии.
За участие в различных выставках имел 12 медалей, в т.ч. 5 золотых и высшую награду Императора России.
Юлиан Охорович — публицист, поэт и естествоиспытатель.
Ян Мечковский из книги I. Plazewski"Spojrzenie w przesztosc polskiej Fotografii", Panstwowy Instytut Wyddaniczy, 1982 [И. Плажевский «Возникновение и истоки польской фотографии», 1982]: «к 1853 г. Ян Мечковский представляет собой интереснейшую личность в варшавской, да и мировой фотографии. Бурная жизнь этого человека, который в младенчестве осиротел и был лишён из-за нечестности опекунов имущества, оставшегося в наследство от родителей, и не только выбрался из беды, с раннего детства рассчитывая только на свои собственные силы, но и стал виднейшей фигурой в польской фотографии, подобна роману. Он участвовал абсолютно во всех международных фотовыставках и всегда награждался дипломами, медалями и даже орденами. Он пользовался известностью во всём мире, обрёл огромное состояние, создал великолепно оборудованный фотопавильон, обучил фотомастерству многих превосходных профессионалов и собрал ценное собрание исторических документов, касающихся начального периода фотографии, оценённых свыше 10 тыс. рублей, которое он принёс в дар Императорскому Русскому научному обществу [возможно, ошибка в переводе, в действительности это ИРТО]».
Ян Мечковский был наипопулярнейшим театральным фотографом в мире. На Лондонской выставке 1862 г. он представил цикл работ «Артисты балета в национальных костюмах» и был награждён похвальным листом. Для массовой продажи он снял серию великолепных портретов прекрасной актрисы Хелены Моджеевской и других актёров.
Хелена Моджеевская -— актриса театра.
В 1853 г. Ян Мечковский открыл в Варшаве фотоателье, которое 36 лет первенствовало в польской фотографии и прославляло её достижения на фотовыставках всего мира. Павильон для съёмок Мечковского был сделан в виде хрустального дворца и великолепно, пышно обустроен. Зал был просторный, в нём можно было одновременно снимать несколькими фотокамерами. Затемнение, копирование, отделка, ретуширование и, наконец, переплётная, где работающий переплётчик по заданию каждую минуту оформлял фотографии в различные рамы и рамки, которых, как и альбомов был весьма большой выбор - вот помещения, необходимые в каждом, скромном даже, фотографическом предприятии. ... Фотография 1869-1882 гг. начала популяризовать произведения искусства, пластики и ваяния... Ян Мечковский также объявлял, что в его фотоателье подобные репродукции можно приобрести по цене 25 коп. ...На международной выставке 1873 г. в Вене участвовало много польских фотографов. А. Гиллер, историк и публицист, информировал в сообщениях с выставки, опубликованных в «Народной газете» ("Gazeta Narodowa") во Львове (впоследствии собранных и изданных в 2-х томах «Поляки на выставке 1873-го г. в Вене»): «Из разных польских предметов на выставке под флагом московского выставочного комитета много фотографических работ. Первенство имели фотографии Я. Мечковского из Варшавы, который получил за свои работы от короля Франца-Иосифа орден. Отзывы об этих работах некоторых знатоков позволяют считать, что они наилучшие на всей выставке.
Освящения памятника Адаму Мицкевичу в Варшаве, 24.12.1898 г. Фотограф Ян Мечковский.
«Фотографический вестник», 1889, №11, с. 264: «Некролог. 1/13 октября 1889 г. в Варшаве скончался Иван Казимирович Мечковский, один из лучших фотографов-профессионалов в России».
Иван Чайчиц специально для социального портала «Реальный Брест»
Похожие статьи:
История Бреста → Сохранятся ли в Бресте уникальные памятники?
История Бреста → 60 лет назад в Каменецкой башне появился музей
История Бреста → Сергей Мачинский возвращает имена без вести пропавшим героям Великой Отечественной