shop.mts.bymts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»https://tv.mts.by/channels/nowШкола Май Бэби

ГлавнаяНовостиИстория БрестаПотомок баронов Таубе навестил Брест, прибыв из Австралии. Рассказываем об истории этого рода…

Потомок баронов Таубе навестил Брест, прибыв из Австралии. Рассказываем об истории этого рода…

Со школьного детства запомнились мне начальные строки стихотворения с урока немецкого: «Kleine weiße Friedenstaube, fliege übers Land!» — о маленьком белом голубе дружбы, летящем над странами. Этот родственный голубь (taube) прилетел на днях к нам в Брест через проблемные годы и расстояния из далекой Австралии – через 80 лет.

Возвращение в город предков

С красивой семейной парою – Богданом и его женою Ники – мы встретились в отеле Hermitage в Бресте в недавние жаркие дни. Богдан Закжевский, отметивший только что свое 87-летие, прямой потомок по материнской линии семейства баронов Таубе, владевших здесь с конца XIX века землями в д. Непли и развивавших искусство пивоварения на природных родниках в брестском предместье Речица. Но о них – расскажу далее в этом материале, а пока что перейду к гостям.

Впрочем – почему гостям? Богдан всего лишь вернулся – впервые! – в город своего рождения. Он помнит его невысоким, очень зеленым, преимущественно одно- и двухэтажным. Здесь так чудесно цвели сады, звенели птицы и гудели шмели. Набегавшие дожди прибивали пыль на улицах, так интересно маршировали солдаты и медно звучали оркестры.

В нынешнем многоэтажном Бресте он ходил по улицам и не узнавал его – того, по которому его водила мама Ирина или бабушка Евгения. Но всполохами памяти прорывался к нему сквозь новизну строений Брест его раннего детства…

То было счастливое время. Затем, в семь его лет, грохнуло взрывами начало Второй мировой войны – 1939 год…

Крепкая нить родства

Теперь, отходя от языка эмоций, сделаю ряд пояснений, чтобы была понятна логика родства, изложенная мне Богданом Закжевским. Его мать – баронесса Ирина Таубе (1902-1974) была дочерью Александра Александровича Таубе, чиновника Министерства финансов, упокоившегося на Тришинском кладбище в Брест-Литовске в сентябре 1907 года в возрасте 40 лет. Он в свою очередь был племянником владельца пивоваренного завода на Речице барона Владимира (Вольдемара) Антоновича Таубе (1833-1891). Вероятно, будучи сведущим в финансовой науке, помогал дядюшке и тетушке Софии Михайловне Таубе (она после кончины мужа стала владелицей завода) вести предприятие в нужном направлении экономической выгоды.

Богдан на Тришинском кладбище в Бресте — у родных могил

Первым мужем Ирины в начале неспокойных 20-х гг. был польский офицер Кулак-Кулаковский, с которым она разошлась после скандала с растратою им денег. Вторым ее супругом стал офицер противовоздушной обороны Войска Польского Бронислав Закжевский (Bronislaw Titus Wilhem Zakrzewski). От обоих отцов у Ирины было пятеро детей — Рената, Александр, Богдан, Юзеф и Михал.

В семье Ирины жила ее мама Евгения, урожденная Масилевич, вдова А.А.Таубе. Богдан, хоть и был в ту пору ребенком, ярко запомнил похороны бабушки в 1936 году.

…И всё забрали

Возвращаюсь к началу Второй мировой. Как грустно обозначил Богдан, «пришли большевики – и всё забрали». Отец, Бронислав, к тому времени был уже не с ними. Он через Румынию далее перебрался во Францию, где в период войны был активным участником антинацистского Сопротивления в районе города Грас (там в войну жил И.Бунин) в особом польском отряде в чине полковника, а после войны был удостоен ряда высоких наград Франции и звания почетного гражданина Граса.

А той зимою, на рубеже 1939-40-го, пришел однажды к Ирине кто-то из знакомых ей советских военных и предупредил, что готовится арест семьи с высылкою из Бреста. Это было уже обычное дело – немало «неблагонадежных» отправлялись эшелонами кто на Север, кто за Урал. Собрала Ирина с детьми пожитки, что могли унести, и ночью через замерзшую реку проводники перевели их на польскую сторону, откуда начались их дальнейшие скитания по белу свету. Были Лодзь и другие города, потом Германия. В 1945 году оказались в британской зоне освобождения. Богдан на территории Голландии с того победного года по 1950-й учился в школе. Окончив ее, уплыл в Австралию, в Мельбурн.

Ему война – не мать родна

Богдану уже исполнилось 18 лет, и он сразу же был призван в австралийскую армию. В то время полным ходом шла война в Корее, куда он сразу же был направлен, повидав там кровь, огонь, боль. Вначале был рядовым, затем сержантом. Однажды даже пришлось заменить погибшего лейтенанта – командира батальона. Какое-то время проходил офицерские курсы. Вся эта нерадостная служба заняла два года жизни, а показалось – больше.

Богдан в период службы в австралийской армии

Богдан в Корее с сослуживцами по батальону

Освободился от армии и решил: хватит, мирным делом буду заниматься. Купил участок земли и стал фермером. Дело пошло успешно, земельный бизнес с годами расширялся. Так вот и прожил все последующие годы – с радостью возрастания угодий и увеличения семейства.

В поисках былого

А потомкам хочется передать память о брестском баронском роде. В 1989 году Богдан прилетал из Мельбурна в Варшаву, да не решился приехать в Брест. Думаю, что тогда у него сработал «синдром КейДжиБи». Теперь вот прибыл в Брест, погрузился здесь в архивные поиски. Сам он еще не во всем ориентируется, ему в поисках помогал брестчанин Олег Медведевский. Из Бреста после нашей встречи Богдан отправился в Санкт-Петербург, где жило когда-то немало представителей древнего рода Таубе.

Богдан и Ники на ул. Советской в Бресте

А путешествие он совершает с женою Ники, его рулевым. О, это совершенно особая история! Живут они вместе уже много лет. И он-то молодцом держится, а она вообще супер. За пару недель до их приезда в Брест Ники участвовала в мировых престижнейших мотогонках в США – и стала их победительницей!

Богдан мне сказал: «Моя жена – самая быстрая женщина на планете!». Ники скромно улыбнулась в ответ. Дай Бог им и дальше счастья в семье и открытиях своего родового древа.

О брестских Таубе

Тут использую свои разыскания – в ходе погружения в гнездовье «голубиного» баронского рода. Обо всем древе Таубе не вижу смысла рассказывать – оно огромно по своей разветвленности и включает в себя немало славных имен военных и государственных деятелей, гражданских инженеров, историков и литераторов, чиновников разных уровней, людей искусства, и прочая, и прочая.

А вот по линии предпринимательства успешно, по моим сведениям, засвидетельствовал себя лишь барон Владимир (Вольдемар) Антонович Таубе, создавший в 1880 году (по другим сведениям, в 1879) на принадлежащих ему землях пивоваренный завод в предместье Брест-Литовска – Речице, где были найдены источники с уникальной минерализированной водой. В свое время он, этот завод, был лидером по производству пива в городе и уезде, а уже за ним с отставанием следовали пивоварни Штейнберга, Гутермана, графини Роникер, Когана, графини Потоцкой.

Не думаю, что барон, к тому времени уже будучи полковником (с 1884 генерал-майором) российской императорской армии, чиновником особых поручений при Главном Интендантском Управлении, разбирался во всех тонкостях технологии пивоварения и управления производством. Брест-Литовск он знал с начала 70-х гг., когда заведовал здесь обмундировальной мастерской. Полагаю, что успех его пивоваренного дела заключался в умелом вложении капитала и хорошем подборе персонала – арендаторов и работников.

Вероятно, немалую долю доходов приносил и близкий к Бресту фольварк Непли, ему принадлежавший. Удел, как гласит историческая справка, простирался на 416 десятинах земли (более 450 га), в его границах было 130 десятин усадебной и пахотной земли, 206 десятин луговой и пастбищной земли, 80 десятин неудобной земли. До Таубе фольварк принадлежал шляхтичам Пусловским, а каким образом к нему перешел – затрудняюсь пояснить.

Корни и крона барона

А теперь заглянем дальше в родовую линию нашего барона Владимира Антоновича Таубе. Думаю, что это придаст дополнительный отсвет его персоне.

Его отец барон Антон Максимович (Антон Фромгольд) Таубе (1787-1848) участвовал в битве при Аустерлице в 1805 году и при Прейсиш-Эйлау в 1807. В 1812 году ему было объявлено Высочайшее благоволение за привод к армии накануне Бородинского сражения 11-го запасного эскадрона Сумского гусарского полка. За отличие в сражении под Бауценом 8-9 мая 1813 г. штаб-ротмистр был награждён орденом Св. Анны 3-й степени «За храбрость». За отличие в сражении при Бар-сюр-Об 15 февраля 1814 года Антон Таубе, будучи майором, удостоен ордена Св. Анны 2-й степени. Свои труды и дни завершил он в чине полковника, упокоившись в Санкт-Петербурге на Волковом лютеранском кладбище. В той войне с Наполеоном геройски проявили себя и его братья – Роман Максимович (погиб в Бородинском сражении) и Максим Максимович Таубе (далее стал генералом, воевал на Кавказе).

У барона Антона Максимовича Таубе в последующем было четыре сына. Старший – Александр (Александр Фридрих) Антонович Таубе (1825-1875) дослужился до генерал-майора, умер от тифа, будучи Витебским губернским воинским начальником (он был отцом уже упомянутого мною ранее А.А.Таубе и дедом Ирины). Еще один сын Роберт Антонович прожил немногим более двадцати лет, более ничего о нем не известно. Следующий – Максим (Магнус Карл) Антонович Таубе (1826-1910) стал крупным военным и государственным деятелем, генерал-лейтенантом, членом Государственного совета с великим множеством наград – он прожил дольше всех других братьев, включая и младшего Владимира Антоновича Таубе, нашего брестского барона.

Генерал-лейтенант Максим Антонович Таубе

А у всех этих братьев была еще и старшая сестра, первенец в семье Антона Максимовича, – Варвара Антоновна Таубе (1823-1905), баронесса, похороненная на Тришинском кладбище в Бресте рядом с А.А.Таубе. Смею предположить, что она жила при брате Владимире Антоновиче незамужнею девою, иначе фамилия на ее надгробном памятнике звучала бы иначе.

От Бреста до Петербурга

Барон В.А.Таубе, будучи в офицерских должностях, большею частью служил по интендантской линии, то есть в хозяйственно-производственной и снабженческой армейской сфере. А свою предприимчивость он применил не только в Брест-Литовске, но и в Санкт-Петербурге, где живал, думаю, чаще, чем в городе над Бугом. Вот лишь пара примеров его активной коммерческой деятельности.

Как сообщали питерские газеты той поры, 10 мая 1885 постановлением Комитета Министров разрешено, на основании Высочайше утвержденного в тот же день Устава, Владимиру Антоновичу Таубе учредить товарищество на паях для приобретения, содержания и распространения действий находящейся в Санкт-Петербурге Михайловской клеенчатой мануфактуры Марии Николаевны Прокудиной-Горской (матери С.М.Прокудина-Горского, ставшего затем известнейшим мастером фотографии).

Известно также, что в мае 1889 года барон Владимир Антонович Таубе приобрел с торгов за 110 тыс. рублей большой дом на Лиговке № 93, но через полтора года продал это имущество крестьянину Московской губернии Ивану Егоровичу Крутелеву-младшему, остававшемуся домовладельцем до 1917 г.

Умер он 26 октября 1891 г. в возрасте 58 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в СПб.

Там же 31 января 1909 г. упокоилась его жена Софья Михайловна Таубе, после кончины предприимчивого супруга ставшая владелицей пивоваренного завода на Речице в Бресте. С нею и прервалась «пивная история» баронов Таубе в городе над Бугом. Эхом она откликнулась лишь в наименовании выпускавшегося здесь уже в наши времена пива «Барон Таубе».

Фотографии из домашнего архива семьи Таубе Закжевских и Интернета

 

 

 

Похожие статьи:

История БрестаИстория с фотографией. Черепа на дороге в Бресте

История Бреста120 лет Белалко. Часть восьмая: Мы задали высокую планку, нам её и удерживать!

История БрестаМемориальная доска с изображением синагоги появилась на кинотеатре Бреста

История БрестаКартофельная водка в Царстве Польском

История БрестаСерия публичных лекций об исторических символах города стартует в Бресте

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.