Иудейская община Бреста: "Слава Богу, мы вернулись домой!"
Историческое здание синагоги "Экдеш" иудеи города смогли выкупить год назад. За это время в здании навели порядок и успели отпраздновать Пурим до пандемии.
Синагога "Экдеш" на улице Советских пограничников появилась в Бресте еще в 1884 году. Здание построили всего за год, и вплоть до Второй Мировой местные иудеи собирались здесь на молитву. Вернуться в свой дом верующие смогли лишь в прошлом августе. Здание выкупили благодаря пожертвованиям со всего мира. Теперь здесь готовятся к большой реконструкции и ждут, когда синагога вернется к докоронавирусному ритму жизни.
"Экдеш" значит посвященный
Сейчас здание синагоги на улице Советских пограничников мало отличается от окружающей рядовой застройки. Привычные для исторического центра два этажа, прямоугольные окна и двухскатная крыша. Единственное отличие – три стрельчатых окошка в торце здания.
"Экдеш" была построена в 1884 году. На старых снимках видно: молитвенный дом отличался оригинальным внешним видом. Его создавали те самые стрельчатые, почти готические окна, которые частично можно увидеть и сегодня. Правда, от изначального облика здания мало что сохранилось до наших дней.
Так синагога выглядела в 1916 году. В центральной части правой боковой стены видны три стрельчатых окна – частично их можно увидеть на фасаде и сегодня
Раввин брестской иудейской общины Хаим Рабинович рассказывает, что в "Экдеш" собирались на молитву вплоть до начала Второй Мировой. С приходом советской власти синагога закрылась не сразу. По воспоминаниям сына последнего брестского раввина, молиться на тогда еще Белостокскую улицу он приходил регулярно.
"Правда, через пару месяцев он уехал к отцу в Вильнюс. Поэтому сложно сказать, была ли открыта синагога в советское время. Во время войны здесь точно был госпиталь – это понятно по старым снимкам", - говорит брестский раввин.
В таком виде "Экдеш" предстанет перед брестчанами после реконструкции – разрешения Минкульта в Бресте ждут в ближайшие недели
"Экдеш" была далеко не единственной в Бресте синагогой. После разрушения старого города община возвела Большую синагогу, позднее перестроенную в кинотеатр. Еврейское население Бреста к 1939 году достигло 26 тысяч человек. Соответственно, постоянно возникала необходимость строить новые молитвенные дома.
"В Бресте тогда было около пятидесяти синагог. Здания были разные: и большие, и более скромные – на десять-двадцать человек. Я уверен, были и домашние синагоги. В "Экдеш" по проекту могло вместиться четыреста верующих", - рассказывает рав Хаим.
Пока синагогу можно узнать по историческом фото на фасаде и изображению меноры – храмового семисвечника
Возвели ее рядом с еврейской больницей. Раввин предполагает: "экдеш", что переводится с иврита как "посвященный", указывает на характер служения синагоги. Сюда приходили больные, бездомные, приехавшие в гости – им и нужен был этот молитвенный дом.
"Слава Богу, что синагога снова наша"
Советский период в истории синагоги мало отличается от судеб других храмов. "После закрытия здесь был кинотеатр, клуб, какие-то офисы. Но мне это, если честно, не так интересно. Слава Богу, что синагога снова наша", - радуется Хаим Рабинович.
Прежде чем брестские иудеи вновь обрели свой дом, 12 лет они молились в арендном помещении. Рав Хаим говорит, выкупить "Экдеш" удалось лишь спустя 17 лет после его переезда из Иерусалима. Благо нашлись добрые люди, которые не поскупились ради благого дела.
За здание собственник попросил немалую сумму. Большую часть пожертвовал фонд "Хабад Любавич" из Нью-Йорка. Остальную часть средств собрали благодаря краудфандингу всего за два дня. 15 августа прошлого года иудейская община уже молилась в старинной синагоге.
Во время молитвы мужчины обязательно покрывают голову и плечи – кипой и талитом
На косяк входной двери тогда прикрепили мезузу – свиток с отрывками Торы в футляре. Считается, что она охраняет еврейский дом и всех его жителей. "У нас есть свой новый старый дом", - написал тогда брестский историк Ефим Басин.
Интересно, что рядом с недавно открывшейся синагогой находится главный православный храм Бреста. Хаим Рабинович замечает: соседство это приятное. Сразу после открытия в "Экдеш" несколько раз заглядывал местный священник.
"Никаких конфликтов не было – наоборот, поддерживают нас. Говорят, если что-то будет нужно, обращайтесь – мы поможем. У нас в городе, слава Богу, никаких конфликтов вообще нет", - добавляет раввин.
До начала Второй Мировой в Бресте насчитывалось порядка 50 синагог
Еврейская столица Великого Княжества Литовского
По словам Хаима Рабиновича, Брест всегда отличался активной еврейской жизнью – и духовной, и светской. Город долгое время считался иудейской столицей всей Литвы. Известно, что литовский Ваад – главный орган еврейского самоуправления – был создан именно в Бресте.
Ортодоксальная община в Бресте особе внимание уделяет изучению Торы – первых пяти книг Библии
"У брестских евреев, пожалуй, не было каких-то особенных традиций. Но многие решения, принятые в Бресте, стали обязательными для иудеев всего мира. Здесь собирались руководителе общин, и это событие было крайне важным для всех евреев", - рассказывает раввин.
Брест и Брестчина в целом дали Израилю немало знаменитых личностей. Это Менахем Бегин, главный раввин Израиля Исер Унтерман, отец израильского премьера Ариэля Шарона.
"Недавно я встретил женщину, чьи родители родом из Бреста. И оказалось, что они были друзьями Шмуэля Шейнермана, отца будущего премьер-министра Израиля. Голда Меир, Хаим Вейцман, Бен Гурион, Ицках Шамир – все они уроженцы Брестчины", - перечисляет Хаим Рабинович.
Хаим Рабинович переехал с супругой из Иерусалима в Брест 17 лет назад. Чтобы стать раввином, он долгое время учился в Израиле и США.
Брестские иудеи надеются, что однажды им удастся отыскать могилу самого известного местного раввина Йосефа Дов Соловейчика. Вместе с останками тысяч других иудеев его прах до сих пор покоится в районе нынешнего стадиона "Локомотив" – его построили на месте снесенного еврейского кладбища.
Ремонт временный – в планах полная реконструкция
За несколько месяцев здание привели в порядок. В молитвенном зале установили арон а-кодеш – "святой шкаф" для свитка Торы. Прихожане своими руками покрасили пол и стены, соорудили специальные перегородки, за которыми женщины молятся отдельно от мужчин. Правда, это лишь временный ремонт.
Пандемия внесла коррективы в жизнь брестской общины: обучение стало дистанционным, а на молитву верующие не могут собираться из-за карантина
"В планах у нас вернуть здание в прежний вид. Фасады будут почти в точности историческими. А вот с интерьером сложнее: многое за годы было перестроено. Мы хотели пригласить специалистов по синагогам, но из-за пандемии они не могут приехать", - рассказывает Хаим Рабинович.
Пока на субботние и праздничные молитвы община не собирается. Причина та же – карантин. Хотя на последний Пурим, вспоминает раввин, синагога была полностью заполнена – собралось больше сотни верующих.
С этого места в центре синагоги – бимы – торжественно читаются отрывки из Торы
"С покупкой здания пошло развитие общины. Приходили люди, которых мы не знали, а они не знали нас. Приходили и говорили: "Я еврей". Думаю, сейчас в Бресте около полутора-двух тысяч иудеев. Но из-за пандемии собираться вместе стало невозможно", - объясняет рав Хаим.
"Мы ищем правильного пути, а не как обойти законы"
Хоть жизнь общины стоит на паузе, отчасти она продолжается в Сети. Брестский раввин рассказывает, что занятия переместились в "Зум". Но иудеи Бреста с нетерпением ждут, когда можно будет вернуться к привычной жизни в синагоге. В "Экдеш" работают образовательные программы для детей, молодежи, отдельно для мужчин и женщин.
За такими перегородками отдельно от мужчин молятся женщины
"Есть те, кто уже все знает. Дети, например, с детства учатся. Для них мы устраиваем отдельные праздники. А кто-то только начинает путь – их приходится учить с нуля молитве, еврейской жизни. И я как раввин стараюсь работать и в духовном плане, и в материальном – следить, кто в чем нуждается. В общем, занимаемся людьми с рождения до смерти", - объясняет Хаим Рабинович.
Иудейская община Бреста принадлежит к числу ортодоксальных. Потому пристальное внимание здесь уделяют изучению Торы и ее законов. Затем – соблюдению этих законов в повседневной жизни. Касаются они святого дня – субботы, пищевых запретов, отношений между людьми.
В прошлом декабре у стен синагоги "Экдеш" впервые за долгие годы зажглись ханукальные свечи
"Мы стараемся придерживаться каждого закона от начала до конца. Мы не ищем, как облегчить или обойти предписания. Мы только ищем правильный путь, по которому можем идти с Богом", - заключает брестский раввин.
Артем Кирьянов, фото автора, Sputnik Беларусь
Похожие статьи:
История Бреста → Поисковый батальон Минобороны планирует провести раскопки в семи районах Брестской области
История Бреста → Мария Анна из князей Радзивиллов, чей жизненный путь тесно был связан с Брестом
История Бреста → В Бресте почтили память узников Брестского гетто
История Бреста → В поисках каплицы в здании мужской гимназии в Брест-Литовске
История Бреста → В поисках брестских художников-витражистов. Часть II