История брестских аптек
Современная развитая аптечная сеть давно стала привычной для городских жителей: сюда ежедневно приходят за лекарствами люди. Аптеки были и остаются одним из главных объектов первой необходимости, обеспечивающих быт горожан.
Первые аптеки на территории Беларуси начали появляться в середине XVI века. Долгое время функции аптек успешно выполняли монастыри: монахи занимались сбором трав, хорошо разбирались в химии, что и позволяло им изготавливать как травяные настои и мази, так и лекарственные порошки. Однако шло время, общество развивалось, и наступил момент, когда возникла потребность в том, чтобы изготовлением и продажей лекарственных средств занимались специально обученные люди в специально отведенном для этого помещении.
Первая аптека в Берестье появилась в 1566 году и располагалась на Рыночной площади (сегодня это — Центральный остров Брестской крепости) владельцем был аптекарь Станислав. А в южном предместье города – Замуховечье, где находились монастыри ордена Бернардинцев и старый Замок, был заложен сад с лекарственными растениями – главным фармакологическим сырьем того времени.
В те времена существовал праздник лекарственным растениям «Десятуха», пришедший еще с языческих времен. Праздник “Десятуха” попадал на десятую неделю от Великого дня, а по старому стилю – на самую прелестную пору цветения лекарственных растений. Народ сохранил следующие приметы: созрела десятая ягода в лесу – праздник “Десятуха”. В эту пору начинает зацветать ян – зверобой, медвежьи ушки – толокнянка, чабрец, бессмертник и многие другие лекарственные растения. В канун праздника женщины выходили на луга и поля собирать травы и вить венки. Обязательно осуществлялся сбор 9 трав: зверобой, калган, липа, деревлянок, барвинок, мята, чабрец, бессмертник и ромашка пахучая. Именно эти травы приносили в храм на праздник. Венки вешали дома в комнате сушиться, а потом применяли для лечения различных заболеваний.
В 1833 году, после окончательного утверждения императором Николаем I генерального плана создания крепости на месте старого города, начались земляные работы. Многие старинные и значимые сооружения были снесены, а некоторые перестраивались и приспосабливались для нужд военного ведомства. Так, на Волынском укреплении в старых монастырских зданиях разместился военный госпиталь. Сами же горожане были отселены восточней на несколько верст.
Открытие аптек осуществлялось в со ответствии с правилами, установленными Министерством внутренних дел в 1864 году, которые по мере необходимости изменялись и дополнялись в установленном порядке. Большинство аптек относились к категории нормальных (терминология того времени).
В 1886 году в городе действует четыре аптеки, а в 1891 году в Брест-Литовске работает уже семь частных аптек:
1. Наследника магистра формации Рафаила Сухецкаго (управляющий — Казимир Сухецкий), которая являлось самой старой к тому времени.
2. Провизора Саскаго
3. Провизора Моисевича
4. Купца Ракова (управляющий — провизор Богданович)
5. Провизора Вацлава Янковского
6. Провизора Кагана и купца Хайкевича (управляющий — провизор Боренблюм)
7. Аптека общества пособия бедным евреям Брест-Литовска (провизор Гегаль)
Аптека Янковского, размещалась в здании на углу Пушкинской и Советской, аптека Ежи Саского – по улице Пушкинской рядом с городским рынком. Заведение Сухецкого — в здании по проспекту Машерова, рядом с нынешним магазином «Изумруд».
Аптека имела рецептурную и материальную комнаты, помещение для хранения запасов лекарственного растительного сырья, подвал, лабораторию, кокторий, комнату для толчения и место для хранения стеклянных флаконов, употребляемых для отпуска лекарств. В лаборатории, помимо аппаратов, физических и химических приборов, лабораторной посуды, имелись реактивы для испытания «доброты» и «годности». Проводилась проверка качества лекарственного растительного сырья, фармацевтических препаратов, химических средств. Кроме аптек, функционировали аптечные магазины и аптечные лавки, которые открывались также с разрешения врачебного отделения губернского правления.
По окончании I Мировой войны, после возвращения из эвакуации в город местного населения, три упомянутые выше аптеки продолжили свою деятельность на прежних местах. Этот список пополнился еще несколькими заведениями и к середине 30-х годов, в Бресте-над-Бугом насчитывалось шесть аптек.
1. Аптека Соломона Гринберга, ул. Дамбровского, 108
2. Аптека Янковского, ул.3-мая, 22
3. Аптека Кагана и Кивеля, ул. Тополево, 31
4. Аптека Давида Ракова, ул. Дамбровского, 46
5. Аптека Ежи Саского, ул. 3-мая, 33
6. Аптека Сухецкого, ул. Ягелонска, 16
Все аптеки того времени очень тесно сотрудничали с частными провизорами. Порой это превращалось в определенного рода борьбу за хорошего врача-специалиста, пользующегося доверием и уважением среди местных жителей. Ведь именно он выписывал тот или иной рецепт на покупку лекарства. Также в ассортименте аптек были средства личной гигиены, парфюмерия, а так-же керосин.
Аптека Гринберга в городе Бресте (ул. Советская, 101), уникальна тем, что при разных властях (польская, довоенная советская, оккупационная, снова советская и вот теперь белорусская) ни дня не изменяла своему изначальному предназначению.
Архитектор Соломон Гринберг воплотил свои знания в проект собственного дома, разрешение на строительство которого получил в 1923 году. Через два года улицу Домбровского украсило оригинальное здание в три этажа. На двух верхних этажах проживала семья Гринбергов, а нижний был занят аптекой, под которую строительство и затевалось. В собственности состоятельной и высокообразованной четы Гринберг аптека функционировала с 1925 по 1939 год.
К 1939 году в Бресте-над-Бугом успешно осуществляли свою деятельность порядка 20 аптечных магазинов. Но с очередной сменой режима, после начала II мировой войны, свет увидело решение исполнительной власти города Бреста от 31 декабря 1939 года «О национализации аптечных магазинов и передачи их в распоряжение Главного аптечного управления БССР».
Не сложно догадаться, как владельцы аптек и магазинов, заработавшие себе состояние честным трудом, были «обрадованы» такому новогоднему «сюрпризу» от новой власти. Тот, кто добровольно отдавал свою собственность, а таких было немного, впоследствии оставались трудиться в своих бывших заведениях на небольших должностях с маленьким советским окладом.
Все остальные, кто пытался возразить новой власти и отстоять право на собственность, в принудительном порядке направлялись на новую работу, на новое место жительства, за Уральские горы …
Олег Полищук, для социального портала Реальный Брест.
В написании статьи использованы материалы Василия Сарычева «В поисках утраченного времени. Часть первая. Аптека Гринберга»,
В.Ф. Сосонкина «История аптек белорусского Полесья».
Похожие статьи:
История Бреста → Миф о вреде тополиного пуха в Бресте
История Бреста → Мода на мистику в Брест-Литовске
История Бреста → О фотографе Владиславе Мартиновиче Висневском замолвим слово
История Бреста → Аудиогиды закупят для музея дворцово-паркового комплекса Сапегов в Ружанах
История Бреста → Бронепоезд «Смелый» - воин металлических путей