Николай Зданевич на фронт попал после освобождения Бреста. И хотя это был последний этап войны, ему тоже немало досталось.

Автор фото: Юрий МАКАРЧУК и из архива Николая Зданевича
Наш с ним разговор начался с фотографии. На ней надпись: «Коля и Филя». «Это я со своим другом в госпитале после ранения, — рассказывает ветеран. — Он был из Молдовы. Фотографировались, когда почти поправились».

На лицах молодых людей улыбка. Оба счастливы, что остались живы. На других снимках увидела Николая Платоновича среди бывших участников войны. Это были уже другие лица: в них читалась гордость за то, что смогли отстоять Родину…
Без вести пропавший
Николай Платонович скуп на рассказы о фронтовом прошлом, воспоминания даются тяжело. С горечью поведал он о своём старшем брате Алексее. Их вместе призвали в Красную армию, только фронтовая дорога развела в разные стороны. А дальше…Поиски без вести пропавшего Алексея Зданевича затянулись на многие годы. «Где я только его не искал! После войны обращался в архив. Но никто мне не ответил, где он погиб. Не приходили сообщения о его смерти».
«Поцелуй» снайпера
Николай Зданевич был пулеметчиком, связным и командиром роты, воевал на 2-м Белорусском фронте, участвовал в освобождении Польши и Германии, был ранен. Случилось всё во время боя.
«Шли в атаку, — рассказывает Николай Платонович, — нас встретили тоже с огнем. Командир говорит: «Доложи второй роте, чтобы на помощь шла». Приказ выполнил. Убежал обратно. Где-то немецкий снайпер сидел, попал мне в шею, я и свалился.
Из санчасти прибежали медсестры. Их было две в нашей роте. Они ухаживали за легкоранеными, которых лечили на месте. Перевязали шею, взяли под руку и повели в тыл. Затем меня отправили в госпиталь. Пролежал там месяц, когда выписали, вернулся в часть.
В обороне по несколько часов стояли. Страшно иногда было, но всё равно шли в наступление. Через время снова получил ранение в бок. Пока выздоравливал, война почти закончилась».
Долгая дорога домой
Тосковал Николай Платонович по дому, с фронта писал письма родным. Правда, сложно было тогда найти бумагу, и доходили они не так часто. Рассказал, что на фронте были и радостные моменты. Например, пели под гармонь песню «Страна моя, Москва моя».
«Помню день Победы, — делится он. — Когда объявили о ней, все подымались, обнимали и целовали и друг друга. Застал ее в Польше».
После войны Николай Зданевич вернулся домой только в 1950 году, до этого служил в Познани в авиационной части охранником. Затем трудился на железной дороге. В 1952 году женился.
В скором времени в семье родились две дочери, одна из них — 9 мая. С тех пор для Николая и Татьяны Зданевичей этот день стал двойным праздником. Он всегда был наполнен радостью, неизменно накрывали стол и ходили в Брестскую крепость. Сейчас ветеран сожалеет, что в свои 95 лет не может этого сделать.
Николай Платонович награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалью «За боевые заслуги» и многими другими. Также удостоен ордена Трудового Красного Знамени и звания «Заслуженный работник промышленности БССР».
Наталья ШЛЯЖКО, Брестский вестник
Похожие статьи:
История Бреста → Сей столбъ брестский
История Бреста → В Бресте старые военные базы превращаются в гиблые места
История Бреста → Солдаты брестского гарнизона на предвоенных снимках
История Бреста → На Советской открылась кондитерская в том же месте, где находилась 110 лет назад
История Бреста → «Жемчужины» эпохи XIX и начала XX веков в историческом центре Бреста