120 лет «Белалко». Часть вторая: Брест-Литовский «Винный склад №4»
В 2017 году исполняется 120 лет с момента основания в городе Бресте первого государственного учреждения, которое осуществляло и продолжает осуществлять производство крепких алкогольных напитков.
Город неоднократно переименовывался, приходила другая власть, новый строй. Предприятие, несмотря ни на что, продолжало свою работу, следовало традициям и находило новые решения и технологии производства. Его история сложна, интересна, а порой, и трудна. Несколько раз менялись названия, но суть оставалась той же - производство качественной продукции, под каким бы именем и флагом она не производилась.
Винный склад занимал часть квартала между улицами Садовой и Дворянской (ныне Орджоникидзе и Мицкевича), а также Миллионной и Вознесенской (Советская-Комсомольская). Главный корпус, где производилась продукция, выходил фасадом на улицу Садовую. Кроме этого в хозяйстве были цистерна для хранения спирта-ректификата, бондарка, помещение для персонала, деревянные сараи для посуды, упаковочных материалов и каменного угля. Прачечная, конюшни, пожарный сарай. Кроме этого, по территории винного склада была проложена узкоколейная железная дорога, и имелось два поворотных круга для маневрирования.
Основная мера в производстве водки в то время - «ведро», равное современным 12.3 литра. По закону вся готовая продукция отпускалась в таре, пропорциональной долям ведра. Таким образом, в продажу поступала готовая продукция в стеклянных калиброванных бутылках с оттиском двуглавого орла на сургучной укупорке, обязательно наклеивалась этикетка *(об этикетках можно почитать на этом сайте http://etiketki24.ru/) с указанием объема, крепости и цены напитка.
С появлением казенной стеклотары появились ее народные названия. Четвертную бутыль из-за удлиненного горла прозвали "гусь". Стандартную винную бутылку - "диковина" или "шишка". Водочную полубутылку - "косая". Шкалик - "мерзавчик", либо "мерзавец".
Спиртное реализовывалось в казенных винных лавках, которых к 1899 году в Брест-Литовске и его округе насчитывалось 58. Так же продукцию Винного склада закупало военное ведомство для нужд Брест-Литовского крепостного гарнизона. До революции в царской армии «хлебное вино» выдавали не только в военное, но и в мирное время. Была даже уставная команда «К чарке». В военное время его полагалось отпускать строевым нижним чинам по одной чарке (160 г) три раза в неделю, нестроевым — по две чарки в неделю. В мирное время — только по праздникам и «по усмотренью командира для поддержания здоровья, в ненастье, после продолжительных маршей, учений и парадов». Церемония «представления к чарке» проходила официально, торжественно, перед строем. В 1909 году эту традицию упразднили.
В 1904 году контролирующие органы обращали внимание губернского начальства на плохие санитарные условия, сложившиеся на предприятии. В частности, в одном из обращений говорилось: «В Брестском складе нагрузка питей на подводы производится на открытом дворе, не защищенном от дождя и снега, вследствие чего навалка производится медленно, и посуда от дождя и снега принимает слишком неопрятный вид, как то: отклеившиеся этикетки сдвигаются в сторону, мокрая солома прилипает к посуде и тем самым загрязняет таковую. Продавцы питей через то несут непомерный труд в смысле обтирания и обмывания посуды. В весеннее и зимнее время возчики питей от дождя мокнут и сильно зябнут, так что могут отказаться от перевозки питей в навалку. Тем более что при Брестском складе нет даже теплого помещения, где бы возчики могли отогреться».
В ходе последовавшей реконструкции были добавлены и усовершенствованы некоторые постройки. Например, склад готовой продукции стал просторнее, появились навесы для отпуска, хранилище спирта заимело два этажа. Были переложены рельсы узкоколейной железной дороги, по которым доставлялось сырье и материалы, сменилось руководство. С 1904 года заведующим Винным складом в Брест-Литовске был назначен Александр Фролович Штарк, а сборщиком денег (по сути заместителем) - потомственный почетный гражданин Евгений Карлович Кинаст.
Производственный процесс Брест-Литовского Винного склада был в значительной мере механизирован. Для продувки фильтрующих элементов использовался пар, вырабатываемый в больших количествах в главном котле. Кроме того, на территории винного склада стояло 18 голландских, 19 уттермаркских и 7 русских печей. Энергетический сектор Винного склада нещадно дымил, отравляя атмосферу соседних кварталов. По этой причине в 1904 году было принято решение поставить высокую кирпичную трубу. Но сначала надлежало получить специальное согласование от Брест-Литовского крепостного Инженерного управления, а также разрешение на строительство нового здания для хранилища спирта, чтобы по требованию военных, оно было не выше шести саженей от горизонта земли до конька крыши.
В 1906 году к «Винному складу №4» была причислена уже 71 казенная лавка. Во время праздничных богослужений и иных мероприятий, оговоренных в постановлениях городской управы, торговля алкоголем воспрещалась. Распитие купленного в лавках «хлебного вина» также не разрешалось. Было запрещено устраивать сборище внутри помещения. Залитую красным сургучом бутылку откупоривали таким образом: выйдя из лавки, головку упирали во что-нибудь твердое (обычно в каменную стену) и с силой поворачивали. Сургуч растирался и трескался, отчего на стене появлялось очередное красное пятно. Поэтому чаще на выходе из лавок, на косяке у входа крепилась особая жестяная терка, наподобие овощной. Сургуч сдирался о неё, затем следовал отработанный тычок ладонью в донце бутылки, и пробка вылетала. Пустую тару принимали эти же казенные лавки, по цене 1 копейка за стандартную бутылку.
В 1910 году, продукция предприятия поставлялась в самые дальние уголки Гродненской губернии. Все эти провинциальные достижения остановила Первая мировая война. Предприятие работало до лета 1915 года, вплоть до эвакуации города.
В августе 1915 года Бресту довелось пережить одну из страшных катастроф. По приказу ставки фронта город было велено уничтожить. Военные стратеги решили при отступлении применить тактику выжженной земли, не оставляя врагу ничего…
На «Винном складе №4» некоторые помещения были приспособлены под военный лазарет. Одновременно демонтировалось дорогостоящее оборудование , часть которого была вывезена по железной дороге вглубь Империи. В момент сдачи города основные здания предприятия, как и остальные постройки, были преданы огню…
Продолжение следует ...
Олег Полищук для социального портала «Реальный Брест»
В статье использованы материалы А.М. Суворов «Брестская водка»
В.В.Похлёбкин «История водки»
Похожие статьи:
История Бреста → Неухоженную могилу основателя Новосибирска показал белорусский блогер
История Бреста → 113-лет Братскому Свято-Николаевскому храму
История Бреста → Виктор Мондальский, педагог, журналист и историк Бреста
История Бреста → Миф о вреде тополиного пуха в Бресте
История Бреста → Удивительный документ о Троицкой кладбищенской церкви в Бресте