“Варшавский” автопробег через Брест-Литовск
Летом 1912 года состоялся пробег по маршруту Санкт-Петербург – Рига – Варшава – Брест Литовск - Киев – Москва, получивший неофициальное название “Варшавский” по самой дальней точке от старта.
ОРГАНИЗАТОРОМ пробега выступило Императорское Российское Автомобильное Общество (ИРАО), уже в третий раз проводящее соревнование на кубок царя. Первым был Киевский пробег в 1910 году, затем Севастопольский. Маршрут каждый раз менялся, чтобы охватить новые дороги и пройти через города, еще не охваченные автомобилизмом. Показать автомобиль в действии – такой была просветительская функция пробега.
Для участников пробег являлся соревнованием на регулярность движения и надежность автомобиля. В 1912 году назначили еще и пять километровых гонок в пяти разных городах – в них стартовали как участники, так и местные автомобилисты. Императорский приз получала команда, пришедшая к финишу с минимальным количеством штрафных очков.
Автомобили разделялись на четыре категории – по литражу моторов, а на узлы и агрегаты ставились пломбы, вскрытие которых вело к получению штрафных очков.
В пробеге участвовали 19 экипажей. Еще несколько машин были в сопровождении. Среди них командорский “Мерседес” вице-президента ИРАО флигель-адъютанта Владимира Владимировича Свечина и два “Руссо-Балта”. Первый был комитетским – им управлял заводской испытатель Пуржелис, а на втором ехал Андрей Платонович Нагель – редактор журнала “Автомобиль”, официального печатного органа ИРАО.
ЗА НЕСКОЛЬКО моментов до отъезда командор пробега В. В. Свечин собрал вокруг себя всех участников, сказал им несколько напутственных слов и спросил, нет ли каких недоразумений. Все оказалось в порядке, хотя даже подъезжая к Москве, некоторые “гонщики” правил еще не знали”. С этого Нагель начал свое повествование о пробеге, стартовавшем 17 июня в 12 часов дня от Кавалергардского манежа на Шпалерной улице.
На Волхонском шоссе состоялась первая километровая гонка, фаворитами которой стали “Бедфорд”, “Лянча” и “Воксхолл”. Они же потом лидировали на гонках в Риге, Варшаве, Киеве и Москве. В тот же день участникам предстояло приехать в Нарву.
На следующем этапе Нарва – Ревель выбыли две малолитражки “Бугатти”, спасовавшие перед российским бездорожьем. Хорошее шоссе появилось только на подъездах к Риге, куда участники прибыли 20 июня, сделав в городе остановку на день для километровой гонки. По дороге в Ковно шоссе тянулось только на 120 верст от Риги, потом пошел проселок с глубокими песками, которые машины преодолевали с трудом. На маленькой скорости кипели моторы. Чтобы они остывали, приходилось делать длительные остановки, так как доливать воду в радиаторы было нельзя из-за пломб. На этом участке выбыл “Металлуржик” графа Головкина-Хвощинского: “перегрелся и сжег провода”.
Как пишет Нагель, “после парома у Янова началась “заграница”, то есть идеальное по качеству шоссе – и широкое, обставленное предупредительными знаками, и гладкое, как паркет”. В Сувалках участников встретил губернатор, предложивший им “великолепный завтрак, который затянулся так много времени”. После задержки все помчались в Варшаву, боясь опозданий, что сказалось на осторожности – Риетти на “Итале” не вписался в поворот и опрокинулся. Обошлось без жертв, и поставленная на колеса машина продолжила участие в пробеге.
Варшава удивила автомобилистов беспорядочным движением и полным бездействием полиции – все это задержало как прибытие, так и отъезд. Гонка прошла с участием варшавских автомобилей, а также “Бенца” из Риги, оказавшегося самым быстрым, – 132 км/ч. Из Варшавы через Брест-Литовск и Житомир пробег направился в Киев, куда машины прибыли 27 июня – кроме “Лаурин-Клемента” Макаренко, у которого обнаружились проблемы с маховиком. Километровая гонка в Киеве была особенной – дистанция шла в гору на Святошинском шоссе.
Шоссе Киев – Гомель признали самым лучшим в России, местами оно было выложено мелкими кирпичиками. В Гомеле обнаружилось, что у “Остина” сломаны обе передние рессоры, из которых Кендаль по пути сменил только одну и помчался в Рославль. По свидетельству Нагеля, он “обошел меня ходом свыше в 100 верст в час”. На подъезде к городу с заднего колеса соскочила шина, машину начало бросать из стороны в сторону. Кендаль нажал на тормоза, но было поздно – “Остин” ударился о телеграфный столб, перевернулся и загорелся. Четверых раненых пришлось отправить поездом в Москву.
30 ИЮНЯ пробег финишировал в Москве. Гонка состоялась второго числа: москвич Александр Николаевич Коншин на “Опеле” поставил всероссийский рекорд скорости, пройдя километр за 24 секунды – это 150 км/ч. В эти же дни состоялось и подведение итогов пробега. Оказалось, что единственным участником, не набравшим штрафных очков, стал член Московского Автомобильного Общества Федор Иванович Шорыгин на немецком автомобиле “Лорелей” с двигателем мощностью всего лишь в 24 силы. Императорский приз стал трофеем МАО, а самому Шорыгину вручили жетон с его изображением. Остальные участники получили золотые и серебряные жетоны, а также специальные и индивидуальные призы.
Варшавский пробег оказался самым последним соревнованием такого рода в дореволюционной России. В следующем году акцент сместился на кольцевые гонки и скоростные заезды, а намеченный на лето 1914 года пробег по маршруту Москва – Одесса через Кавказ и Крым так и не состоялся из-за начала Первой мировой войны.
Олег Полищук, по материалам журнала «Клаксон», специально для социального портала Реальный Брест
Похожие статьи:
История Бреста → Новое о брестском фотографе Владиславе Висневском и его семье
История Бреста → История этого дома хранит в себе события улицы и людей нашего города
История Бреста → Легенда о поединке младшего сержанта Алексея Новикова, ведущего неравный бой у векового дуба с превосходящими силами противника на рассвете 22 июня 1941 года
История Бреста → 100-лет со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Ефимовича Александрова
История Бреста → Исторический документ о переименовании улицы Белостокской в улицу Советских пограничников в Бресте