- Извозчик, на Миллионную!
Такси. Это слово знакомо каждому человеку, живущему в городе, большом и не очень.
Сколько раз нам приходится вспоминать про этот, транспорт. Опаздываем ли мы на работу или важную встречу, торопимся в аэропорт или спешим на поезд, не можем сесть за руль по причине сильной нетрезвости - в каждом из этих случаев нас выручает такси.
Развитие перевозок в нашем городе началось ещё задолго до того, как появились первые автомобили. Будущие «таксисты» в то время назывались извозчиками, а в роли транспортных средств использовались различные виды экипажей, отличающиеся внешним видом, качеством отделки, лошадьми и, конечно же, соответствующей ценовой политикой.
В Брест-Литовске, в начале ХХ столетия, было три вида экипажей: брички, дрожки и пароконные коляски. Дешевле всего было проехаться на бричке. Бричка – известная с XVII века лёгкая четырёхколёсная повозка для перевозки пассажиров. Кузов мог быть как открытым, так и закрытым и крепился на двух эллиптических рессорах. Верх делали кожаным, плетёным или деревянным, иногда его утепляли; были модели и без верха.
Час езды стоил 30 копеек, за курс, т.е. за проезд по городу до первой остановки днём – 10 копеек, ночью – 15 копеек, с железнодорожного вокзала во все пункты города, и из всех пунктов города обратно на железнодорожный вокзал днём – 25 копеек, ночью – 30 копеек, из города в крепость и из крепости в город днём – 25 копеек, ночью – 35 копеек, проезд с вокзала в крепость и из крепости на вокзал днём – 40 копеек, ночью – 50 копеек, а с вокзала в крепость и с крепости на вокзал по новому шоссе через эспланаду днём – 30 копеек, ночью – 40 копеек.
Чуть дороже было, если воспользоваться услугами дрожек. Дрожки - лёгкая четырёхколесная открытая повозка для коротких поездок.
За час езды нужно было отдать 40 копеек, за проезд по городу до первой остановки днём – 15, а ночью – 20 копеек, с ж. д. вокзала во все пункты города, и из всех пунктов города обратно на вокзал днём – 30, ночью – 35 копеек, из города в крепость и из крепости в город днём – 30, ночью – 40 копеек, с вокзала в крепость и из крепости на вокзал днём –55, ночью – 65 копеек, с вокзала в крепость и с крепости на вокзал по новому шоссе через эспланаду днём – 40, ночью – 50 копеек.
Дороже всего было воспользоваться услугами пароконных колясок. Коляска - четырёхколёсный рессорный комфортабельный пассажирский экипаж, обычно с откидным кожаным верхом.
Час езды стоил 60 копеек, за проезд по городу до первой остановки днём – 25, а ночью – 30 копеек, с ж. д. вокзала во все пункты города, и из всех пунктов города обратно на вокзал днём – 50, ночью – 60 копеек, из города в крепость и из крепости в город днём – 50, ночью – 75 копеек. Самый дорогой проезд был с вокзала в крепость и из крепости на вокзал днём – 75 копеек, а ночью – 1 рубль (самая большая цена за проезд во всей Гродненской губернии). А вот с вокзала в крепость и с крепости на вокзал по новому шоссе через эспланаду днём – 60, ночью – 75 копеек.
Вот такая была установлена такса легковым извозчикам в Брест-Литовске. Для взимания таксы по такой плате считался день с 6 часов утра до 12 часов вечера, а ночь с 12 часов вечера до 6 часов утра. И такая такса была установлена при езде только по Кобринскому города Бреста «Форштадту». При поездках за город и на Волынский форштадт предоставлялось добровольное соглашение едущих и извозчиков.
И что интересно, сумма оплаты за проезд, допустим в 1909 году, и в 1915 году была одинаковой, т.е. не повышалась.
Для «лошадиных такси» были отведены специальные места для «отстоя» около вокзала и присутственных мест (почта, гостиницы, рестораны и т.д.). Извозчикам строжайше запрещалось, например, подъезжать к крыльцу вокзала, пассажир должен был сам подойти и взять извозчика.
Кроме этого требования были и другие. Извозчиков обязывали носить форменную одежду по единому образцу: суконные синие поддевки до пят с завышенной талией и множеством складок сзади. Это одеяние называлось «волан». Застегивался он на левую сторону (до пояса) на маленькие металлические пуговицы. Волан перепоясывали матерчатым поясом, свитым жгутом. На голове у извозчиков был особый (он так и назывался - извозчичий) цилиндр. Обувались извозчики в высокие сапоги, а зимой носили валенки. Непременным атрибутом профессии являлся кнут, заткнутый за голенище сапога.
Конструкция и окраска экипажей были строго «стандартизованы». Все они должны были быть снаружи покрыты чёрным лаком или лаковой кожей. Сиденье и спинки обивали материалом чёрного или красного цветов, а у извозчика - обычным сукном синего цвета. Для ночных поездок по бокам козел (место кучера) устанавливали два фонаря, в которых горели свечи или карбидный газ.
Вот таким был городской общественный транспорт в начале XX века в Брест-Литовске.
Иван Чайчиц специально для социального портала "Реальный Брест"
Похожие статьи:
История Бреста → В Бресте отреставрировали памятник «Стражам границ»
История Бреста → Небо и земля Бреста в истории авиации. Часть 2
История Бреста → Портрет покупателя квартиры в микрорайоне «Речица». Какое количество комнат выбирают застройщики?
История Бреста → Трилинка обнажилась под строительной техникой на проспекте Машерова
История Бреста → На брестском католическом некрополе покоится один из отцов-основателей города Новосибирска, инженер-изыскатель Викентий Роецкий