Как заряжать аккумулятор
Аккумуляторная батарея в автомобиле может растратить свой заряд по разным причинам:
- владелец автомобиля забыл выключить габаритные огни;
- в условиях продолжительной стоянки была громко включена автомагнитола;
- автомобиль долго простоял в гараже и т. д.
Разряженную АКБ нужно ее зарядить, иначе автомобиль не заведется.
Короткая теоретическая справка
Современные автомобили укомплектованы свинцово-кислотными АКБ. Английская аббревиатура – WET. Работают они по следующему принципу – электролит, заливаемый в аккумулятор, вступает в реакцию со свинцовыми пластинами, которые находятся в его корпусе. Результатом этого взаимодействия является выработка электрического тока.
Со временем на пластинах аккумулятора образуется сернокислый свинец, пластины начинают разрушаться. Электролит – раствор серной кислоты в воде, в процессе работы аккумулятора испаряется (выкипает). Это приводит к уменьшению емкости батареи. Эти негативные явления могут привести к внезапной потере работоспособности АКБ.
Профилактическая проверка аккумулятора
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию с разрядившимся аккумулятором, надо регулярно проверять его работоспособность. Для этого используется индикатор заряда, встроенный в большинство АКБ. Выполнен он в виде шарика зеленого цвета, который плавает, как поплавок в прозрачной колбе. Если плотность электролита находится на достаточном уровне, шарик плавает на поверхности, если же ниже нормы, то он тонет. Это значит, батарея требует подзарядки.
Существует специальный прибор, который может показать степень разряда батареи. Это - мультиметр. Приложив щупы прибора к клеммам АКБ можно визуально увидеть заряд батареи в вольтах. Значение 12,6 В является показателем полностью заряженного аккумулятора. 80% зарядки соответствует 12,42 В, 60% - 12,2В и т. д. Разряженным аккумулятор можно считать при заряде в 10,5 В.
Реальный уровень падения напряжения под нагрузкой показывает пробник или нагрузочная вилка. Это самый надежный и простой способ увидеть действительный уровень заряда и емкости аккумулятора.
Подготовка АКБ к зарядке
Убедившись, что батарея разряжена, необходимо ее подзарядить:
- нужно изъять АКБ из автомобиля, если это затруднительно, то просто отключить минусовой провод (а лучше оба);
- все клеммы и контактные площадки зачистить;
- аккумулятор протереть тряпкой, смоченной в растворе соды (кальцинированной) или нашатырного спирта (10%);
- пробки на банках открутить, заглушки снять. Это нужно, чтобы пары электролита имели свободный выход и не скапливались в корпусе аккумулятора;
- при недостаточном уровне электролита необходимо долить дистиллированной воды в таком количестве, чтобы ее уровень покрыл пластины полностью.
Зарядка аккумулятора
Это несложная процедура состоит в том, чтобы правильно подсоединить к клеммам АКБ провода зарядного устройства. Само зарядное устройство после этого подключается в сеть 220В. Однако, перед зарядкой надо решить, каким методом она будет происходить: током или напряжением.
Зарядка постоянным током более эффективна, но этот процесс проходит в несколько этапов и нуждается в определенном контроле. Зарядка напряжением значительно проще, но она может зарядить аккумулятор не больше, чем на 80%.
Лучше всего использовать комбинированный метод, при котором не требуется контроля, но зарядное устройство, обеспечивающее этот процесс, стоит немалых денег.
Алгоритм зарядки постоянным током
Смотрим номинальную емкость АКБ и в зарядном устройстве устанавливаем ток, равный 10% от этого значения. То есть, при емкости батареи, например, в 60 А·ч, ток заряда не должен превышать 6 А. Зарядка продолжается до тех пор, пока на клеммах аккумулятора напряжение не станет равным 14,3-14,4 В.
После достижения этого уровня, ток снижается в два раза - в нашем случае до 3 А. Зарядка таким током продолжается до того, как напряжение достигнет 15 В. После этого ток вновь уменьшают в два раза и продолжают зарядку до момента прекращения изменения значения напряжения и тока.
Зарядка постоянным напряжением
Этот процесс не вызывает никаких затруднений. Напряжение в зарядном устройстве устанавливают в 14,4-14,5 В и оставляют аккумулятор заряжаться на сутки.
Техника безопасности
В АКБ используется электролит - водная смесь серной кислоты. При зарядке происходит выделение взрывоопасной водородно-кислородной смеси. Поэтому, во избежание несчастных случаев, необходимо соблюдать меры безопасности:
- Осуществлять зарядку только в проветриваемом помещении.
- Не допускать использование открытого огня и искр.
- Не курить вблизи устройства.