Автомобили СССР, за которые не стыдно
Мы привыкли высмеивать советский автопром так как его продукция часто напоминала незаконченную имитацию западных моделей, а затем производилась так долго, что выражение «устаревший» в данном случае было неуместно. Но в то же время, существует множество машин, вызывающих уважение к героическим попыткам инженеров адаптировать зарубежные технологии к суровым советским условиям или создать то, что работало, используя очень ограниченные ресурсы СССР, имеющиеся в их распоряжении.
Вот три примера таких машин, создателям которых нечего стыдиться за свою работу.
ЗАЗ-965
Легендарный первый «Запорожец» занимает почетное место в большинстве хит-парадов среди самых дешевых автомобилей в истории, причем вполне заслуженно даже не смотря на его низкую надежность и конструктивные недостатки.
Но при этом в продукции запорожского завода было много оригинальных идей, среди которых:
- очень необычный двигатель V4 с воздушным охлаждением, расположенный сзади;
- отдельная печь для обогрева зала;
- переднее и заднее окна взаимозаменяемы;
- двери открываются назад, а не вперед;
- одометр имел 6 цифр, потому что он измерял пройденное расстояние не в километрах, а в сотнях метров.
ЗАЗ-965 – первая советская модель, имеющая специальные модификации для инвалидов. Плоское днище позволяло этой небольшой машине, визуально напоминающей Fiat 600, проникать в места, где более тяжелые машины увязнут.
ГАЗ М-21 Волга
Это была автомобильная мечта советских автолюбителей. Огромные изогнутые окна, просторные сиденья, внушительный багажник, 15-дюймовые колеса, 60-литровый бак, мощная магнитола... Была даже версия с 3-х ступенчатой автоматической коробкой передач – невиданная роскошь для 1956 года. К тому же у первой Волги была централизованная смазка передней подвески.
В 1965 году модель обновили, из названия убрали букву М. и осталось только ГАЗ 21. Затем появились элегантные двухцветные купе подобные американской модели с хромированными рамками на окнах. Двигатели стали мощнее – 80 и 85 лошадиных сил (агрегатами Perkins, Rover и Peugeot-Indenor оснащались только версии для экспорта в Западную Европу).
В советском кино эта «Волга» играла роль, которую в США играли розовые модели Cadillac. Всего до 1970 года, когда ее заменил ГАЗ-24, было выпущено 639 478 единиц.
ВАЗ-2121, или Лада Нива
Без сомнения, это самый удачный продукт советского автопрома. Основанная в 70-х годах, Нива также имела довольно грубые заимствования у западных моделей (Fiat 127) – но только в дизайне.
Оригинальный внедорожник АвтоВАЗа имел простую конструкцию и небольшие размеры, что делало его действительно очень проходимым и надежным. А его цена сделала его неотразимым для покупателей за пределами бывшего железного занавеса.
«Нива» продолжает производиться и по-прежнему пользуется большим спросом в таких странах, как Германия, где в прошлом году было продано больше единиц, чем Alfa Romeo.
«Нива» побывала везде – на трассе Москва-Пекин, на Гималайских плато и даже в Антарктиде, как служебный автомобиль ученых полярной станции «Беллинсгаузен». На заре 80-х она была даже близка к победе в ралли Париж-Дакар. Хотя, конечно, эти гоночные машины не имели особого отношения к серийному ВАЗ 2121.