Расстрел воспитанников Домачевского детского дома
Продолжаем изучать вместе с Геннадием Журбенко, который на правах опытного велосипедиста и краеведа мест вблизи деревни Дубица организовал специально для «Реального Бреста» прогулку на велосипедах, и делиться информацией о достопримечательностях края с нашими читателями и зрителями.
@maruk.by #большеминуты #longervideos #активныйтуризм #велоспорт #денисмарук #brest #realbrest #брест #активныйотдых ♬ оригинальный звук - Денис Марук
Во время Великой Отечественной войны недалеко от Леплевки произошло одно из самых страшных событий Брестчины – расстрел воспитанников Домачевского детского дома.
В один из сентябрьских дней 1942 года немцы вывезли машиной более полусотни детей вместе с их воспитательницей и расстреляли их возле деревни. На месте расстрела установлен памятник, на котором выбиты имена всех погибших.
Кроме этого, фашистами было уничтожено несколько десятков дворов вместе с их жителями.
Сейчас о тех жутких временах напоминают только памятники и страницы в исторических документах. В наши годы Леплевка стала одним из туристических центров Брестского района, окружающие деревню луга и леса входят в состав биорезервата «Прибужское Полесье», а в самой деревне построен экохостел, популярный у гостей заказника.
В четыре часа утра, 22 июня 1941 года, пограничный гарнизон у станции Дубица, состоящий из двух застав и приштабных подразделений, подвергся внезапному минометному обстрелу. После обстрела противник спустил надувные резиновые лодки на воду и начал форсировать реку Западный Буг у брода.
@maruk.by #активныйотдых #брест #realbrest #brest #денисмарук #велоспорт #активныйтуризм #longervideos #большеминуты ♬ оригинальный звук - Денис Марук
По приказанию военкома комендатуры политрука Елистратова подразделения броском заняли заранее отрытые оборонительные сооружения. По плану обороны командир отделения 15-й заставы младший сержант Новиков и повар заставы, а по боевому расчету — второй номер у пулеметчика, Ставницкий, заняли позицию против брода.
Позиция пограничников располагалась у дуба. Из этой, находящейся на возвышенности огневой точки, хорошо просматривалось и простреливалось русло Буга и подступы на том берегу, с этой точки хорошо было видно и часовню Святого Духа, принадлежащую Свято-Онуфриевской обители, за которой противник скрыто, готовился для форсирования реки. Кстати на территории самого монастыря находилась немецкая пограничная застава.
Огневая позиция пограничников, на этом месте, не была случайной, до появления здесь границы между Советским союзом и Германией в 1939 году, на этом участке реки Буг, во все времена была удобная переправа.
До 1915 года здесь находился пешеходный мост на понтонах, связывающий деревню и железнодорожную станцию Дубица и деревню Яблечна, возле которой еще с конца XV века располагался Яблоченский Свято-Онуфриевский мужской монастырь. В деревне Дубица, еще до I-й Мировой войны, была примонастырская сельскохозяйственная школа, знакомившая учеников с сельхозмашинами, огородничеством, садовничеством, лесничеством, разведением домашних животных, производством и переработкой молока, бортничеством. По пешеходному мосту в монастырь двигались и паломники. В период межвоенной Польши, на этом месте была устроена паромная переправа, которая могла доставить любого желающего на противоположный берег Буга.
Быстрый захват данного участка берега противником, был необходим для того, что бы как можно скорее начать переброску частей вермахта, ведь место было стратегически выгодным, сохранившаяся дорога способствовала быстрому движению автомобильного и гужевого транспорта. Это давало возможность одним броском захватить железную дорогу и шоссе у станции Дубица и выйти к населенному пункту Медно, где находилась 75-я стрелковая дивизия Красной Армии.
Заставы на участке Кодень – Домачево находились в полосе наступления 14-го моторизованного корпуса вермахта. Пограничников и части РККА на этом участке атаковали 255-я и 267-я пехотные дивизии, 3-я и 4-я танковые дивизии, 1-я кавалерийская дивизия.
С пограничниками 15-й заставы 17 погранотряда на станции Дубица вступили в бой подразделения 1-й кавалерийской дивизии.
Участок границы, отведенный отделению Алексея Новикова для обороны, был очень ответственный: самое удобное для форсирования Буга место — напротив дубовой рощи, там, где раньше проходила полевая дорога и действовала переправа.
Дождавшись, когда надувные резиновые лодки подойдут к фарватеру, младший сержант Новиков открыл огонь по переправляющемуся противнику из ручного пулемета ДП (ДП - Дегтярёва пехотный). Немцы прыгали в воду с пробитых пулями лодок и плыли, обратно, пытаясь укрыться от обстрела на противоположном берегу.
После неудавшегося форсирования реки, противник вновь предпринял минометный обстрел территории погранзаставы. Стволы деревьев дубовой рощи позволяли пограничникам укрываться от разлетающихся осколков, но когда противник предпринимал попытки форсировать реку в других местах, Новиков, как и другие пограничники заставы, покидал укрытие, занимал новую огневую позицию и вел прицельный огонь по переправляющимся. Сложно сказать, сколько было предпринято попыток высадки на советский берег на данном участке реки, но к полудню (12 часов) немцам удалось подавить огневые точки пограничников 15-й заставы.
@maruk.by #активныйотдых #брест #realbrest #brest #денисмарук #велоспорт #активныйтуризм #longervideos #большеминуты ♬ оригинальный звук - Денис Марук
22 июня 1941 года, на привокзальной площади железнодорожной станции Дубица, появилась могила немецкого солдата. Он погиб в результате одного единственного выстрела, сделанного с холма, который находится напротив центрального входа в здание железнодорожной станции, кто-то сделал выстрел в сторону немцев, которые находились на перроне. Можно предположить, что стрелял пограничник с 15-й заставы. Вероятно после захвата заставы, он оставался поблизости, надеясь на скорейший подход Красной армии. Был он схвачен или убит неизвестно. Немца похоронили в палисаднике, у привокзальной площади, копать могилу попросили кого-то из местных. Сюда на станцию Дубица, уже после войны, приезжал внук убитого немца. Искал могилу деда, но так и не нашел, вероятно захоронение перенесли. Известно и имя убитого немца, это Албин Гюнтнер, 1913 г.р., ур. Неерсхоф (совр. в черте г. Кобург, Бавария), звание – Wachtmeister (аналог фельдфебеля в немецкой кавалерии). В его документах указано, что погиб он 22 июня 1941 года, место гибели - Bhf. Dubica («вокзал Дубица»). Всего на данном участке границы, вермахт потерял около 50 человек убитыми.
История боя 15-й заставы стала известна только в 60-х годах минувшего столетия. Ее поведал бывший политрук 14-й заставы Брестского пограничного отряда Иван Константинович Иванов и Ольга Нестеровна Бикалюк, жена бывшего пограничника. Они рассказали о том, как сражались пограничники 14-й и 15-й застав. Вот тогда впервые и прозвучала информация, что один пограничник сдерживал натиск целого подразделения противника. С подачи Ольги Нестеровны была налажена связь с Александром Корнеевичем Мамчур, который приезжал в Брест и помог установить имя погибшего пограничника и детали боя. Так постепенно раскрылась тайна, и стало известно имя этого человека.
Александр Мамчур – это единственный свидетель, который уже после войны, рассказал, что на территорию монастыря был доставлен пограничник Алексей Новиков.
«После полудня в Свято-Онуфриевский монастырь немецкие санитары принесли умирающего советского бойца и рассказали, что это тот самый, который был в дупле дуба и не позволял им переправляться.
Допрашивали пленного советского пограничника во дворе нашего монастыря,- вспоминал спустя сорок восемь лет священник Александр Мамчур.- И когда тот в очередной раз отказался давать показания, немецкий офицер не смог скрыть своего восхищения мужеством и стойкостью солдата, велел позвать меня для исповеди, а затем похоронить со всеми почестями.
Глядя на страшные кровавые раны солдата, я предложил исповедаться, облегчить свою душу. Но он с трудом проговорил: «Не нужно... Я - коммунист и исповедей не признаю... Уходите...»
«Я - коммунист...» А ведь по всем архивным документам Алексей Новиков проходит, как комсомолец. Может быть, заявление, в партийную организацию он подал перед самой войной? Тогда я наклонился к солдату,- продолжал Александр Корнеевич, - и тихо, чтобы не услышали фашисты, сказал: Сын мой, назови хотя бы свое имя, обещаю передать его на вашу сторону, известить родных о твоей гибели». И он, помолчав, так же тихо ответил: «Я... Алексей Новиков... из Дубицы... Передайте... я выполнил долг до конца...» Позже, уже в предсмертном бреду, он назвал имена Ольги Рафалько (Бекалюк) и ее сестры Марии. Им-то я при случае и сообщил весть о смерти советского пограничника...»
Похоронили Алексея Новиков в цветочной клумбе на территории монастыря, по древнему обычаю: без гроба, как героя, погибшего на поле брани.
В 1942 - 1943 годах Ольга Бикалюк, была в партизанах, и как-то зашла в Свято-Онуфриевский монастырь. Там она увидела могилу, а на кресте была надпись; «А. Н.» Ей и поведал о последних часах жизни Александр Мамчур.
После войны Мария Рафалько оказалась к Польше, а Ольга уехала на Украину. Ее след отыскался лишь в 1964 году, когда она вернулась в Беларусь. В силу этих и некоторых других обстоятельств до 1964 года не знали даже имени Новикова.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года младший сержант Алексей Новиков был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени - посмертно.
С 31 мая 1968 года 14-я застава носит имя Алексея Новикова. В январе 1970 года у традиционного костра дружбы воинов двух стран братья Алексея Новикова передали советским пограничникам на вечное хранение орден Отечественной войны первой степени - посмертную награду Алексея Новикова.
В 1989 году родные Алексея Новикова, Татьяна Ходцева - старший научный сотрудник музея обороны Брестской крепости, А.Кузнецов - полковник в отставке, бывший начальник Брестского пограничного отряда, А. Комолов - ветеран погранвойск, бывший замполит заставы им. А. Новикова получили приглашение побывать в ПНР, в Яблочинском монастыре — месте захоронения Новикова.
Взглядам гостей предстал гранитный обелиск, который поставили на территории монастыря представители воеводского отделения общества Красного Креста г. Бяло-Подляски и настоятель Яблочинского православного монастыря Абель Поплавский. Надпись на табличке гласит: «Алексей Александрович Новиков, рож. 2.11.1920 г., ум. 23.У1.1941 г. в Яблочной, старшина Красной Армии».
Однако, как выяснилось, в 1948 году, когда велись работы по восстановлению монастыря, сильно пострадавшего во время оккупации, останки Алексея Новикова были перезахоронены на советском военном кладбище в польском городе Влодава, Хелмского воеводства. Вот так стало известно имя пограничника, последние минуты жизни и место его последнего упокоения.
Что касаемо легенды о дубе... Немецкие санитары, которые доставили раненого пограничника Алексея Новикова на территорию немецкой пограничной заставы в монастыре, могли метафорически сравнивать солдата с чем-то или просто рассказывать, что случилось. Возможно, в речи проскользнуло слово «Dubica» (Дубица), название железнодорожной станции, где поблизости располагалась советская застава. Это слово могло быть известно Александру Мамчуру, но насколько оно трансформировалось спустя 20 лет, когда он впервые приехал в Брест и рассказал о последних минутах жизни пограничника, не известно.
Станция Дубица – самая маленькая станция на железной дороге Брестской области и единственная, включенная в Список историко-культурных ценностей Беларуси. Этот статус здание получило в 2016 году. Станция Дубица хоть и небольшая, но одна из самых знаменитых в Брестской области. Расположена в окружении дубов, на пограничной полосе: в 50 метрах от станции – река, за ней – Польша. Ежедневно здесь курсирует дизель Брест – Влодава.
История станции начинается в конце XIX века. Считается, что здание железнодорожной станции Дубица было построено в 1897 году, к 10-летнему юбилею открытия железнодорожной линии Брест – Хелм. Решение о постройке этой линии с 6 станциями (Брест-Литовск, Кодень, Дубица, Домачево, Влодава, Холм) было утверждено в ноябре 1884 года, движение по ней началось в июле 1887 года. В начале XX века от Брест-Литовска на Хелм ходило два поезда: почтово-товарно-пассажирский № 3, отправлявшийся из Брест-Литовска, и смешанный № 39. Протяженность пути составляло 113 километров. Почему станцию Дубица поставили именно в этом месте, доподлинно неизвестно. Возможно, из-за находящихся неподалеку моста, бродов через реку Буг и Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря, расположенного на его левом берегу.
Здание на станции Дубица, построенное в царский период XIX века, чудом уцелело в годы Великой Отечественной войны. Во время боевых действий оно получило незначительные повреждения, и в 1944 году было восстановлено. Старинное здание вокзала привлекает внимание своеобразным архитектурным стилем. Фундамент уходит на три метра вглубь, а стены уникальные – со знаком качества. Если присмотреться, здесь повсюду следы пальцев рук мастеров, которые изготавливали кирпич. Интересный факт, что буквально сразу за зданием вокзала проходит контрольно-следовая полоса, с колючей проволокой и современной сигнализацией. На этом месте немцы долго не могли прорвать оборону советских пограничников. В годы войны тут была комендатура, в первые дни уничтоженная прямым попаданием бомбы.
С начала 2000-х годов станция Дубица стала настоящей площадкой для кинематографа. Чаще всего здесь снимают сцены для военно-исторических картин. В этом месте были сняты эпизоды многих фильмов о Великой Отечественной войне, таких как «Брестская крепость», «Курсанты», «Снайпер-2.Тунгус», «Роль», «Сага о хантах», «Охота на гауляйтера», «Прерванные воспоминания». Здесь побывали многие знаменитости. Их автографы работники Дубицы бережно хранят в специальном альбоме.
За 120 лет станция почти не изменилась внешне. Пули оставили только отметины на красном кирпиче, на котором сохранились и следы рук, отправлявших эти кирпичи в сыром виде в печь. Работа здесь не останавливалась даже во время войны. История станции продолжается, а специалисты верят, что она станет привлекательной не только для журналистов, киношников, но и для туристов.
Похожие статьи:
Реальный Брест → 15 февраля в Бресте в парке воинов-интернационалистов состоялся митинг
Брестская крепость → Берестейский замок перестали искать
Брестская крепость → Рассвет в Брестской крепости
Брестская крепость → Мои дедушка и бабушка никогда не были в Брестской крепости
Реальный Брест → В Бресте может появиться центр для аистов. Первый в Беларуси!