Сегодня, 9 марта, на территории Городского сада, который был основан в 1835 году в Брест-Литовске найдены человеческие останки.

Земельный участок под Городской сад для места отдыха и гуляний людей в новостроящемся Брест-Литовске с 1835 года определили на территории Кобринского предместья. В те времена садами называли парковые территории. Его заложили тогда, когда на новом месте начал строиться новый город Брест-Литовск – в двух километрах восточнее от возводимой Брест-Литовской крепости.

Первоначально он носил название «Казенный сад» и находился на перекрестке Цветочного бульвара (ныне ул. Ленина) и улицы Шоссейной (ныне пр. Машерова). В архивных документах за 1851 год указывается, что Городской сад, к тому времени переименованный, занимал площадь в 7 десятин 1136 квадратных саженей.

Первое письменное упоминание о Городском саде в новом Брест-Литовске встречается в известных очерках писателя-этнографа, публициста и театрального критика Павла Михайловича Шпилевского «Путешествие по Полесью и белорусскому краю». Данная серия очерков была опубликована в столичном городе Санкт-Петербурге Российской империи в литературном и общественно-политическом журнале «Современник» в 1853-1855 годах. Он писал:
«Я отправился в Кобринское предместье взглянуть на археологическую редкость, о которой я столько раз слышал в Минске и Варшаве. Эту редкость составляет огромный курган на правом берегу Мухавца, окруженный многочисленными насыпными кольцами и наполненный странной формы камнями. Народное предание гласит, что этот курган – остаток древнего языческо-литовского, или ятвяжского, капища богини Мажанны, упоминаемой до сих пор в песнях и легендах жителей Гродненской губернии… Да и сам курган и копцы (небольшие земляные холмики) приняли вид далеко не мифологический и получили назначение более общежитейское: вокруг кургана и копцов разводят публичный сад, или парк; главный, большой курган превращен в какой-то Парнас с извилистыми, спиралеобразными дорожками, обсаженными цветами и маленькими деревцами. Одно, что может некоторым образом наводить на языческое происхождение кургана и копцов, это то, что в настоящее время возле парка (а прежде, до разведения парка, на самом кургане) бывает народное гулянье в Юрьев день с плясками, хороводами и песнями…».

Городской сад был очень разнообразен по составу деревьев, кустарников и цветов, и его воздух благоухал ароматами акаций, сирени, жасмина, пионов и диких роз. А сама среда богатой зелени сада создавала впечатление Амазонии. Его аллеи тянулись вдоль сада и пересекали его.
Похожие статьи:
Реальный Брест → 10 лет спустя. Про мост в Брестскую крепость по улице Зубачева
История Бреста → Гарнизонное кладбище Бреста, которое заложили в начале ХХ века у валов крепости Брест-Литовск, требует своего тщательного изучения
История Бреста → Старые надписи на стенах домов в центре Бреста можно объединить в единый туристический маршрут
Реальный Брест → Космонавт Олег Новицкий 9 мая участвовал в торжественных мероприятиях в Брестской крепости
Брестская крепость → Эксклюзивная немецкая кинохроника в Бресте в июне 1941 года