В Бресте открылась уникальная фотовыставка, посвященная свадебной моде
17 июля, в городе Бресте, в фойе второго этажа кинотеатра «Беларусь» открылась уникальная фотовыставка посвященная свадебной моде и традициям Брестчины.
Во все периоды, представленные на выставке, для свадебных нарядов действовало одно общее правило: если семья могла позволить себе траты, то платье невесты и костюм жениха шили на заказ, покупали или, в крайнем случае, брали на прокат. В случае, когда денег в семье было мало, невеста шла под венец просто в красивом или нарядном платье из своего гардероба. А жених – в самом приличном костюме.Зачастую свадебные платья (или только фата) передавались по наследству. Поэтому общие модные тенденции на подвенечные наряды распространялись не так быстро и активно.
В начале двадцатого века белое платье на свадьбу могли себе позволить лишь люди обеспеченные. И, в первую очередь, оно говорило о благосостоянии семьи невесты. В Брест-Литовске в этот период свадебные платья шились на европейский манер под заказ, в местных портных мастерских. Гуляния проходили традиционно в доме невесты. После первой мировой войны, когда экономическая ситуация ещё не успела стабилизироваться, старые платья перешивали и украшали.
В 30-е годы в Бресте над Бугом еврейскому браку предшествовал период помолвки. Обычно родители невесты брали на себя все расходы по торжеству, за исключением спиртного, цветов и услуг фотографа. До свадьбы полагалось заключить брачный контракт, в котором говорилось об обязанностях молодых друг перед другом. В частности, жених гарантировал обеспечивать невесту питанием, жильем, одеждой и удовлетворять в интимной близости. Она же, в свою очередь, брала обязательство любить, почитать мужа и заботиться о нем. В Войске Польском вопрос вступления в брак регулировался определенным «кодексом чести». Невеста офицера должна была иметь свидетельство об окончании гимназии либо профессионального училища или 10 000 злотых приданого. При отсутствии перечисленных условий офицер не получал разрешение на вступление в брак, так как в случае потери кормильца вдова могла остаться без средств к существованию.
В то время купить готовое платье было трудно, но можно было заказать пошив, причём по последней французской моде. До 1939 года ткань для свадебных нарядов заказывали даже в Париже. Магазины работали по образцам, в течение недели-двух привозили заказ из Варшавы, Лондона и Парижа. Для жениха можно было взять напрокат фрак, манишку, галстук-бабочку (мушку). Платья для подружек невесты должны были быть однотонными и светлыми. Фотосессия происходила в салоне профессионального фотографа.
После окончания Великой Отечественной Войны все военные женились в парадной форме. Ещё одной характерной чертой послевоенной моды были трофейные вещи, наполнившие комиссионные магазины. Поэтому в свадебном наряде могли быть собраны самые разные предметы одежды: привезённые из Германии, довоенные советские модели и даже совсем старые, бабушкины наряды. Первый ЗАГС в городе Бресте располагался на площади Свободы 18, сейчас в этом здании находится архив ЗАГС.
Девушки для свадьбы наряжались, по возможности, в красивые платья, доставали из сундуков фату, доставшуюся по наследству (фатин тогда был в большом дефиците), делали из бумаги и воска цветы для букета. Фата выкладывалась вокруг головы волнами-рюшами и украшалась аспарагусом. Ради того, чтобы быть в белом свадебном наряде, могли даже использовать накрахмаленную марлю. Или привозную ткань из Германии. Самой популярной длиной волос у женщин была длина по плечи (или чуть короче) с легкой завивкой на бумажные «папийотки». Среди обеспеченных дам в моде были локоны и замысловато уложенный "валик" надо лбом. Перед свадьбой в деревнях проводили обряд «веночки». Подружки невесты приходили в однотонных кофточках и делали цветочки для украшений невесте и гостям. Что касается наряда жениха, то в магазинах можно было купить польский, венгерский костюмы, а у проводников поездов – туфли из Германии. Отличительной чертой модного мужского силуэта того времени были широкие подкладные плечи. Рубашки носились как однотонные, так и в полоску, с небольшим воротником и галстуком. Причём был актуален широкий силуэт, как будто вещи несколько великоваты.
На свадебных фотографиях 60-80-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, повседневных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках из искуственных цветов и однослойной фате. В моду советского периода вошли свадебные шляпы-таблетки, капюшоны, а позднее полупрозрачные шляпки с широкими полями. Из тканей активно использовался гипюр. Платья могли быть совсем короткими или, наоборот, в пол. Мужчины нередко носили стрижки «битлы». Цветовая гамма их костюмов значительно расширилась. Клешёные модели считались особым шиком. Рубашки могли быть из светлого гипюра или других синтетических материалов (лайкры, винила, нейлона).
В период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли. В Бресте существовала традиция — в день свадьбы возлагать цветы к памятнику В.И. Ленина. А с открытием Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», традиционным стало посещение крепости с возложением цветов у вечного огня. В 80-е в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры, но и это казалось чем-то роскошным.
Организаторы выставки мастерская фотоисторий Н2О (фотографы Олег Полищук и Ольга Ухналёва) и салон печати Сантиум, выражают глубокую благодарность за оказанную помощь информационным партнерам — социальному порталу Реальный Брест и газете Брестский курьер, спонсору мероприятия - свадебному салону Папилио, а так же Дому гражданских обрядов брестского облисполкома за предоставленные архивные материалы, Брестскому областному краеведческому музею и, конечно же, всем брестчанам, которые поделились личными фотографиями из домашних архивов. Получился интересный и уникальный и по-настоящему народный проект!
Выставка продлится до 30 июля. Вход свободный.
Служба новостей Реального Бреста.
Похожие статьи:
История Бреста → В 1894 году в Бресте дали старт первой велогонке. С этого началась эра велоспорта в Беларуси
История Бреста → Польский орел на здании Брестского университета
История Бреста → Лица Бреста. Герой Порт-Артура Игнатий Шеметилло и его семейный круг
История Бреста → Миф о вреде тополиного пуха в Бресте
История Бреста → Краткая история еврейской общины Бреста до 1939 года