В 1894 году в Бресте дали старт первой велогонке. С этого началась эра велоспорта в Беларуси
Началом эры велоспорта в нашей стране вполне можно считать 1894 год, когда 23 апреля в Бресте дали старт первой велогонке.
Маршрут проходил через город Кобрин, местечки Верхолесье и Великориту, финишировали велогонщики 24 апреля также в Бресте. Дорога составила 136 верст (145 км). В сентябре того же года велолюбители организовали пробег по маршруту Брест – Старая Жабинка – Каменец – Чернавчицы – Брест протяженностью 132 версты (141 км).
Большая часть того велопробега проходила через деревни и села, где велосипедистов наверняка принимали за нечистую силу. Тем не менее велосипед быстро распространялся среди передовых граждан благодаря именно спортивным велогонкам. Любители-велосипедисты частенько устраивали состязания на ипподроме, где для этого строили деревянный трек. Соревнования привлекали на трибуны не только сотни зрителей, но и новых любителей велосипеда. Дух соперничества сопутствовал зарождающемуся виду спорта.
В 1895 году состоялась сложная и тяжелая велогонка из Петербурга в Москву, в которой принимали участие даже заграничные спортсмены. Преодолев 706 километров первым к финишу пришел уроженец Минска Михаил Фадеевич Дзевочко, который считается первым минским велосипедистом. Михаил служил курьером при правлении Либаво-Роменской железной дороги и на велосипеде доставлял корреспонденцию. Та победа была не единственной, за год до того события наш земляк выиграл гонку на треке в 1894-году в Петербурге. Михаил Дзевочко был первым в гонке Москва – Нижний Новгород, пройдя расстояние в 410 вёрст (437 км) за 25 часов 43 минуты, со средней скоростью 26 вёрст (27 км) в час. А в 1896 году стал чемпионом Англии в гонках на треке.
В то время большинство велосипедистов участвовало в местных, губернских соревнованиях на звание «лучшего ездока». Известно, что в Гродно ежегодно проводились различные соревнования между велосипедистами. Там были не только гонки, но и фигурное вождение, а также «состязание без руля».
Популярными среди горожан были велогонки между городами, 9 июня 1896 года в Минске был дан старт велопробегу по маршруту Минск – Михановичи (37 км), в котором победил велолюбитель А. Скалозубов, показав время 2 часа 13 минут.
В том же году из Витебска в Нижний Новгород на художественно-промышленную выставку отправились шестеро энтузиастов на велосипедах во главе с велосипедистом-любителем Пржесецким. И они доехали, преодолев более 2100 км без поддержки какой бы то ни было техпомощи, все надо было везти с собой.
8 апреля 1896 года, на первых Олимпийских играх в Афинах был дан старт соревнованиям велосипедистов. В них принимали участие велосипедисты из Австрии, Великобритании, Германии, Греции и Франции. На той Олимпиаде разыгрывалось 6 комплектов медалей – 5 на велотреке и 1 на шоссе.
Вполне вероятно, что те первые олимпийские заезды повлияли на решение Минской городской думы рассматривавшей в августе 1896 года ходатайство Минского общества любителей спорта о строительстве велосипедного трека в Губернаторском саду (теперь это парк им. Горького). Заседание проходило под председательством городского головы графа Кароля Чапского, который и был председателем этого общества. После долгих дебатов, трек было решено построить «в виде опыта на один год в целях оказания содействия в физическом воспитании юношества».
Минский велотрек был построен приблизительно в том месте, где сегодня крытый каток хоккейного клуба «Юность». Это было популярное место отдыха. По праздничным дням там играл духовой оркестр, в повильоне устраивали танцы, торговали напитками, а желающие могли взять велосипед напрокат.
В губернских и уездных белорусских городах велосипедные общества стали популярным центром досуга. Велотреки стали центрами развлечений и показателем массового спорта.
Интересно, что уже тогда, в конце ХІХ века проходили ожесточенные споры о том, кого считать профессионалом в велоспорте, а кого любителем. В результате была принята такая формулировка: «Профессиональным велосипедистом считается всякий, кто ездил на велосипеде публично и за деньги». И хотя общие состязания между любителями и профессионалами не проводились, иногда проходило и нечто среднее.
Так в сентябре 1902 года велосипедисты-любители из Вильно, господа А. Свиридов, Т. Ушаков, А. Протасов и гомельчанин Н. Петров заключили пари на то, кто первым преодолеет дистанцию в 245 км из Вильно в Минск. Первым прибыл Петров, преодолев то расстояние за 13.5 часов. Он получил приз – 150 рублей.
Соревнования велосипедистов – гонки и велопробеги, проходили довольно часто. Участие в них принимали спортсмены местные и приезжие. В 1905 году был проведен большой 140-километровый велопробег по маршруту Либаво-Роменской железной дороги.
Летом 1924 года в БССР состоялся первый чемпионат Минска по велоспорту и в том же году прошёл большой велопробег по маршруту Витебск – Москва – Курск – Витебск. Первый чемпионат БССР по велоспорту состоялся в 1926 году. Стоит вспомнить, что велосипедист из Бреста Николай Дранько принимал участие в Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме в составе сборной Польши в трековых гонках и занял там пятое место.
О популярности велоспорта в сегодняшней Беларуси говорят не только высокие достижения наших велосипедистов. В 2009 году в Минске было завершено строительство одного из лучших велотреков Европы – «Велодрома». Именно там в феврале 2013-го состоялся чемпионат мира по гонкам на треке, ставший для Беларуси важным этапом в развитии велосипедного спорта.
Сергей КИРИК, фото из открытых источников, 1prof.by
Похожие статьи:
История Бреста → Как менялись города Беларуси: трагедия и героизм Бреста. Часть первая
История Бреста → Домик в Брест-Литовске начала ХХ века
История Бреста → В Госархиве Брестской области найдены уникальные документы родственников В.Высоцкого
История Бреста → Бернардинский монастырь в репортаже телеканала ОНТ
История Бреста → Горящий август 1915-го. Его наблюдал в Брест-Литовске полковник Веверн