Трилинке – 85!
26 апреля - Международный день интеллектуальной собственности.
Рядовому гражданину эта дата не очень интересна. Между тем, все вещи, предметы, механизмы, которыми мы пользуемся – объекты интеллектуальной собственности. Все они были когда-то придуманы, а затем усовершенствованы многими поколениями изобретателей.
Современные устройства тоже когда-то станут раритетами и пополнят коллекции музеев как памятники науки и техники.
Материальные свидетельства технической культуры есть и в Бресте. Одному из них 24 апреля, в канун Международного дня интеллектуальной собственности, исполняется 85 лет. И это – «трилинка».
Трилинка у Тереспольских ворот. Фото автора
24 апреля 1933 г. польский инженер Владислав Трилинский (Władysław Tryliński, 1878 – 1956) получил патент «Проезжая часть и тротуары из шестиугольных бетонных плит».
Решение о выдаче патента было принято в рекордный сегодня срок - менее полугода. Заявку он подал 14 декабря 1932 года, а патент получил 24 апреля 1933 года. Информация о выдаче патента инженеру Владиславу Трилинскому была опубликована 15 сентября 1933 года в ведомостях Патентного ведомства Республики Польша (Wiadomości Urzędu Patentowego), которое в этом году тоже празднует юбилей - 100 лет.
Работая на компанию «КММ», Трилинский наблюдал как валуны, полученные из карьера, дробились на более мелкие части, измельчались до щебня и в результате оставались еще более мелкие, бесполезные отходы. И он придумал сделать массу, которая могла быть вылита в формы.
Гексагональные, то есть шестиугольные, плиты станут называться «трилинкой» по имени их создателя и будут использоваться не только для дорог и укрепления склонов. Их станут использовать как строительный материал для объемных объектов.
Фото с сайта: http://nowahistoria.interia.pl/
1980-е гг. Подъезд к парковке у Брестской крепости
В Польше трилинкой называют и современную бетонную плитку аналогичной формы.
По патентному описанию трилинка имела 2 типа размеров: со стороной 20 см и толщиной 10 см, весом 24 кг. И со стороной 15 см и весом около 15 кг.
Основное преимущество шестиугольных плит - отсутствие длинных прямых швов, которые являются слабым местом проезжей части.
К этому можно добавить простоту укладки и ремонта, долговечность поверхности и возможность производить плиты из местных материалов.
Верхняя поверхность бетонных плит усиливалась более толстыми каменными кусками, а боковые кромки панелей перед укладкой покрывались слоем смолы или асфальта.
В случаях интенсивного движения толщину плит следует увеличивать до 12 см и армировать железной проволокой в форме круглых колец или стержней, расположенных вдоль диагоналей.
Для изготовления плит использовался щебень из гранита, базальта, кварцита, полевого камня. На дно железные формы сначала помещался вручную крупный щебень, а затем форма заполнялась бетоном из более мелко измельченного камня.
Трилинка у Тереспольских ворот. Фото автора.
Иногда трилинкой называют плиты с контуром прямоугольной или квадратной формы, которые пытались производить во время действия патента Трилинского. Такие плиты имели длинные прямые швы, вдоль которых элементы перемещались вертикально из-за неравномерной нагрузки. Эти плиты – не трилинка! В шестиугольных плитах такого недостатка не было.
На форумах встречается описание трилинки других размеров и разных цветов. Считается, что произведена такая плитка после окончания срока действия патента. Различия в цвете плит на разных территориях объясняется тем, что для их производства использовался местный камень.
Трилинку стали широко использовать на территории Польши в межвоенный период. О ее популярности говорят цифры: в период 1933 - 1938 гг. было произведено около 10 миллионов плит.
О трилинке в Бресте помнят многие. Кто-то сожалеет, что она исчезла с наших улиц, кто-то радуется, кому-то – все равно. Главный упрек в адрес трилинки, который встречается в интернете – ее поверхность, якобы, была очень гладкой и не обеспечивала колесам должного сцепления с дорожным полотном.
Так ли это? Поверхность этих плит не однородна и не полностью гладкая. По ней с приятным шорохом ездили автомобили. Для них она служила естественным «лежачим полицейским».
Это дорожное покрытие почти исчезло не только у нас, но и на территориях соседей, уступив место современным материалам и ямочному ремонту.
Лишь на старых дорогах и на некоторых улицах городов Польши, западной части Беларуси, Украины, Литвы еще встречаются участки, выложенные раритетными шестиугольными плитами, которые добавляют шарма и очарования этим местам.
Трилинка, по сути - своего рода памятник техники и пример того, как быстро и в промышленных масштабах было реализовано изобретение.
Почему бы не попробовать возродить трилинку, чтобы украсить ею наш город? С современными технологиями и материалами это ведь не так сложно, как в прошлом веке?
Ольга Лызо,
Заведующая Брестской областной научно-технической библиотекой,
специально для социального портала «Реальный Брест»
Похожие статьи:
Брестская крепость → В Бресте открылась Международная филателистическая выставка "БРЕСТ-2021"
Брестская крепость → 22 июня — День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. Как будут ходить автобусы
Брестская крепость → Дочь защитника Брестской крепости: чтить ветеранов и память погибших нужно обязательно
Брестская крепость → Жителей Бреста приглашают на доклад Кристиана Ганцера о Брестской крепости
Брестская крепость → Мост по улице Зубачева введен в эксплуатацию Решением Брестского городского исполнительного комитета?