Центр семейной стоматологии «Дентико»mts.byШкола Май Бэбиshop.mts.byhttps://tv.mts.by/channels/now

ГлавнаяНовостиИстория БрестаТрилинке – 85!

Трилинке – 85!

26 апреля - Международный день интеллектуальной собственности.

Рядовому гражданину эта дата не очень интересна. Между тем, все вещи, предметы, механизмы, которыми мы пользуемся – объекты интеллектуальной собственности. Все они были когда-то придуманы, а затем усовершенствованы многими поколениями изобретателей.

Современные устройства тоже когда-то станут раритетами и пополнят коллекции музеев как памятники науки и техники.

Материальные свидетельства технической культуры есть и в Бресте. Одному из них 24 апреля, в канун Международного дня интеллектуальной собственности, исполняется 85 лет. И это – «трилинка».

Трилинка у Тереспольских ворот. Фото автора

24 апреля 1933 г. польский инженер Владислав Трилинский (Władysław Tryliński, 1878 – 1956) получил патент «Проезжая часть и тротуары из шестиугольных бетонных плит».

Решение о выдаче патента было принято в рекордный сегодня срок - менее полугода.  Заявку он подал 14 декабря 1932 года, а патент получил 24 апреля 1933 года. Информация о выдаче патента инженеру Владиславу Трилинскому была опубликована 15 сентября 1933 года в ведомостях Патентного ведомства Республики Польша (Wiadomości Urzędu Patentowego), которое  в этом году тоже празднует юбилей - 100 лет.

Работая на компанию «КММ», Трилинский наблюдал как валуны, полученные из карьера, дробились на более мелкие части, измельчались до щебня и в результате оставались еще более мелкие, бесполезные отходы. И он придумал сделать массу, которая могла быть вылита в формы.

Гексагональные, то есть шестиугольные, плиты станут называться «трилинкой» по имени их создателя и  будут использоваться не только для дорог и укрепления склонов. Их станут использовать как строительный материал для объемных объектов.

Фото с сайта: http://nowahistoria.interia.pl/

1980-е гг. Подъезд к парковке у Брестской крепости

В Польше трилинкой называют и современную бетонную плитку аналогичной формы.

По патентному описанию трилинка имела 2 типа размеров: со стороной 20 см и толщиной 10 см, весом 24 кг. И со стороной 15 см и весом около 15 кг.

Основное преимущество шестиугольных плит - отсутствие длинных прямых швов, которые являются слабым местом проезжей части.

К этому можно добавить простоту укладки и ремонта, долговечность поверхности и возможность производить плиты из местных материалов.

Верхняя поверхность бетонных плит усиливалась более толстыми каменными кусками, а боковые кромки панелей перед укладкой покрывались слоем смолы или асфальта.

В случаях интенсивного движения толщину плит следует увеличивать до 12 см и армировать железной проволокой в форме круглых колец или стержней, расположенных вдоль диагоналей.

Для изготовления плит использовался щебень из гранита, базальта, кварцита, полевого камня. На дно железные формы сначала помещался вручную крупный щебень, а затем форма заполнялась бетоном из более мелко измельченного камня.

Трилинка у Тереспольских ворот. Фото автора.

Иногда трилинкой называют плиты с контуром прямоугольной или квадратной формы, которые пытались производить во время действия патента Трилинского. Такие плиты имели длинные прямые швы, вдоль которых элементы перемещались вертикально из-за неравномерной нагрузки. Эти плиты – не трилинка! В шестиугольных плитах такого недостатка не было.

На форумах встречается описание трилинки других размеров и разных цветов. Считается, что произведена такая плитка после окончания срока действия патента. Различия в цвете плит на разных территориях объясняется тем, что для их производства использовался местный камень.

Трилинку стали широко использовать на территории Польши в межвоенный период. О ее популярности говорят цифры: в период 1933 - 1938 гг. было произведено около 10 миллионов плит.

О трилинке в Бресте помнят многие. Кто-то сожалеет, что она исчезла с наших  улиц, кто-то радуется, кому-то – все равно. Главный упрек в адрес трилинки, который встречается в интернете – ее поверхность, якобы, была очень гладкой и не обеспечивала колесам должного сцепления с дорожным полотном.

Так ли это? Поверхность этих плит не однородна и не полностью гладкая. По ней с приятным шорохом ездили автомобили. Для них она служила естественным «лежачим полицейским».

Это дорожное покрытие почти исчезло не только у нас, но и на территориях соседей, уступив место современным материалам и ямочному ремонту. 

Лишь на старых дорогах и на некоторых улицах городов Польши, западной части Беларуси, Украины, Литвы еще встречаются участки, выложенные раритетными шестиугольными плитами, которые добавляют шарма и очарования этим местам.

Трилинка, по сути - своего рода памятник техники и пример того, как быстро и в промышленных масштабах было реализовано изобретение.

Почему бы не попробовать возродить трилинку, чтобы украсить ею наш город? С современными технологиями и материалами это ведь не так сложно, как в прошлом веке?

 

Ольга Лызо,

Заведующая Брестской областной научно-технической библиотекой,

специально для социального портала «Реальный Брест»

 

 

Похожие статьи:

Брестская крепостьВ Бресте открылась Международная филателистическая выставка "БРЕСТ-2021"

Брестская крепость22 июня — День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. Как будут ходить автобусы

Брестская крепостьДочь защитника Брестской крепости: чтить ветеранов и память погибших нужно обязательно

Брестская крепостьЖителей Бреста приглашают на доклад Кристиана Ганцера о Брестской крепости

Брестская крепостьМост по улице Зубачева введен в эксплуатацию Решением Брестского городского исполнительного комитета?

Поделиться:
Комментарии (4)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.