На католическом некрополе в городе Пружаны сохранился необыкновенно интересный и чрезвычайно редкий для Брестчины памятник
Эксцентричный памятник в египетском стиле
В начале XX века „египетский стиль“ применялся в строительстве самых разных по назначению объектов: кинотеатров, колледжей, библиотек и музеев, заводов и фабрик, тюрем и синагог. Строгие, массивные, монументальные формы использовались во всех областях архитектуры и интерьера.
Египетский стиль - это направление в европейском искусстве, использующее элементы искусства Древнего Египта. Всплески интереса к этой традиции возникали периодически еще во времена Древнего Рима, однако наибольший пик пришелся на конец XVIII — начало XIX веков, когда Египетский поход Наполеона заново открыл ее для Европы. Египетские мотивы стали неотъемлемым элементом стиля ампир. Следующий важный всплеск моды пришелся на начало ХХ века и был связан с находкой гробниц Тутанхамона в 1922 году.
Некрополь Пер-Лашез (Париж, Франция). Автор фото Елена Руденко
Увлечение искусством древнего Египта не обошло стороной и кладбища. Например, в Лондоне, на кладбище Хайгейт, оригинальной достопримечательностью является египетская аллея, вход которой оформлен наподобие Луксорского храма. Надгробия в египетском стиле сохранились на многих старинных кладбищах мира: Пер-Лашез в Париже, Шато в Ницце, Вудлон в Нью-Йорке и многих других.
Некрополь Шато (Ницца, Франция). Автор фото Елена Руденко
На католическом некрополе в городе Пружаны сохранился необыкновенно интересный и чрезвычайно редкий для Брестчины памятник, на могиле семьи Чарноцких, который относится к египетскому стилю.
Чарноцкие – это представители старинного дворянского рода герба Лис-Бзуры, берущего свое происхождение на Волыни. Одним из первых представителей этого рода прибывшим на Пружанщину был Люциан Болеслав Чарноцкий. Закончив полеводческую школу в Дублянах под Львовом, он вступил в брак с Еленой Боровской, обладательницей имения Белоусовщина в Пружанском уезде. У них было трое детей: дочь Люциния и сыновья Юзеф и Михал. После смерти Люциана Чарноцкого имение Белоусовщина перешло по наследству Михалу, а Юзеф стал владельцем имения в Богуславцах. После смерти Михала половина имения Белоусовщина отошла его брату, детей у Михала не было.
Лис – белорусский, литовский и польский дворянский герб
На памятнике хорошо сохранились условно-символические изображения определенных понятий которые исполнены в графико-пластической форме. Рельефное украшение выполненное на надгробии имеет конкретное содержание: обелиск (луч света), крест (знак христианской веры), сноп хлеба (время библейского урожая), голова "фараона" (вечное спокойствие умерших).
Католический некрополь (Пружаны, Беларусь)
Эксклюзивный памятник на могиле отца и сына Чарноцких выполнен полностью из розового песчаника в мастерской Марцинкевича, в Варшаве.
В христианстве колосья пшеницы — это хлеб Евхаристии, Тело Христово, благодать, праведное, Божье. Пшеница при этом указывает на человеческую природу Христа, — толкование восходит к Евангелию от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан. 12:24).
Католический некрополь (Пружаны, Беларусь)
Переход в иной мир — непостижимое событие, которое подразумевает выполнение определенных ритуалов и действий. Символизм в оформлении памятников подчеркивает связь, которая устанавливается между покойным и его здравствующими родными. Изображения и рисунки на памятниках — это наши последние пожелания и напутствия душе, отправляющейся в свое таинственное странствие.
Иван Чайчиц специально для социального портала «Реальный Брест»
Похожие статьи:
История Бреста → Алла Пугачева и пограничный наряд. Август 1980 год. Ж/д вокзал Брест
История Бреста → История с фотографией. Черепа на дороге в Бресте
История Бреста → 130-ти летию железнодорожной станции Брест-Центральный посвящается…Часть II
История Бреста → Усадьбы Рейтанов и Бохвицей - туристическая изюминка Ляховичского района
История Бреста → В поисках брестских художников – витражистов