Мода на мистику в Брест-Литовске
В России спиритизм стал распространяться в середине XIX века в среде дворянства, буржуазии и мещанства.
Спиритизм пользовался покровительством не только приближенных ко двору, но и самой царской семьи, с благословения которой стали выходить журналы "Спиритуалист", "Вестник оккультных наук", "Таинственное" и др. Книжный рынок захлестнули издания, посвященные мистицизму. В статьях и книгах делались попытки опровергнуть достижения науки и доказать возможность сверхчувственного познания потустороннего мира, общения с духами и т. д.
Против спиритического бума в России в 70-х годах прошлого столетия выступил выдающийся ученый и общественный деятель Дмитрий Менделеев, который предложил Физическому обществу при Петербургском университете составить специальную комиссию для рассмотрения медиумических явлений. "Пришло время,- писал он,- обратить внимание на распространение занятий спиритическими явлениями в семейных кружках и среди некоторых ученых. Занятие столоверчением, разговоры с невидимыми существами при помощи стуков, вызовы человеческих фигур посредством "медиумов" грозят распространением мистицизма, могущего многих оторвать от здорового взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят упомянутые явления..."
И вот, на волне этих событий, в Брест-Литовске, появились афиши, о прибытии в наш город иллюзиониста Николая Александровича Козлова. В отличии от многих своих коллег, выступающих под иностранными псевдонимами, Николай Козлов выступал под своим именем.
Рекламное объявление Н.А. Козлова в Брест-Литовске.
«г. Брестъ-Литовскъ. Въ четвергъ 29 сентября 1877 г. въ залѣ городскаго собранiя проѣздомъ чрезъ здѣшнiй городъ всемiрно извѣстный южный артистъ и кавалеръ орденовъ Н. А. КОЗЛОВЪ будетъ имѣтъ честъ дать БОЛЬШОЕ СПИРИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНIЕ подъ названiемъ ЕГИПЕТСКАЯ МУДРОСТЬ ИЛИ ФАРАОНОВЪ ЧАРОДѣЙ»
Программа спиритического представления состояла из 2-х отделений. Цена билетов на представление зависела от близости к сцене. Кресла 1 ряда – 2 рубля, кресла 2 и 3 ряда – 1,5 рубля, кресла 4, 5 и 6 ряда – 1 рубль, остальные места по 75 копеек.
К сожалению, сегодня сложно сказать, смог ли он поразить брестскую публику своим талантом и мастерством. Но, можно предположить, что наверное смог, ведь талант этого человека был замечен и раньше.
Родился Николай Козлов в Одессе в 1845 году. Гимназию не окончил по болезни. Увлекался конструированием иллюзионной аппаратуры и некоторые из своих изобретений продавал иностранным артистам, приезжавшим в Одессу.
Николай Козлов был вначале иллюзионистом-любителем, показывал фокусы в кругу своих знакомых, но с 1869 года начал выступать как профессионал. Турецкий купец, видевший одно из выступлений Козлова, уговорил его ехать вместе с ним в Константинополь. Там русский иллюзионист в 1870 году удачно дебютировал на сцене театра турецкого султана в Константинополе и был приглашен на торжественные мероприятия по случаю открытия Суэцкого канала. Турецкий султан Абдул-Азиз Эффенди, присутствовавший на одном из представлений Козлова, наградил его серебряной медалью "Меджидие". Во многих других странах артист Козлов получил ценные подарки и ордена, что свидетельствует о высоком уровне его выступлений.
По возвращении в Россию продолжил артистическую карьеру, однако в столичные театры пробиться не смог и выступал преимущественно на периферии.
Рекламное объявление Н.А. Козлова в газете «Туркестанские ведомости», № 80, четверг, 5 (18) октября 1900 года.
В 1902 году, в Одессе, была опубликована автобиографическая брошюра Николая Александровича Козлова.
Последняя мощная волна спиритической мании накрыла русское общество в начале XX века. В 1906 году в Москве состоялся крупный съезд спиритуалистов, в котором приняли участие 97 делегатов. В это время тираж журнала «Спиритуалист» достиг астрономической по тем временам цифры в 30 000 экземпляров, а количество спиритических кружков — 160. Со временем многие последователи спиритизма разочаровались в медиумах, и увлечение столоверчением стало постепенно ослабевать пока не сошло на нет.
Иван Чайчиц специально для социального портала «Реальный Брест»
Похожие статьи:
История Бреста → Как менялись города Беларуси: трагедия и героизм Бреста. Часть первая
Брестская крепость → Brama Chełmska. С чьей подачи Госпитальные ворота Брестской крепости стали Холмскими?
История Бреста → Велосипедисты Бреста пытались создать общество любителей еще в 1893 году
История Бреста → Гостиницу и кафе планируют открыть в Коссовском дворце до конца декабря
Брестская крепость → Фотокарточка с брендом «Брестская крепость»