История о том, как путешествие в Брест-Литовск едва не стало для Александра I роковым
История не знает слова «если». Этой науке не важно, что случилось бы, если бы… Важны лишь реальные события и последствия по факту. Итак, 16 (28) августа 1823 года, Александр I отправляется из Царского Села в Брест-Литовск…
Не состоявшийся переворот
Ради исторической правды нужно сказать, что Брест-Литовск был далеко не единственной и не конечной целью в том «обозрении внутренних областей Империи», или как сейчас это называют «турне по стране». Автор биографии Александра I Николай Шильдер пишет, что маршрут императора пролегал через Тихвин, Ярославль, Ростов, Москву, Тулу, Орел, Брянск, Брест-Литовск, затем Ковель, Луцк, Дубно, Хотин, Черновиц, Тульчин, Умань и обратно через Замостье, Брест-Литовск, Сурож и Великие Луки в Царское Село. В этом списке, уж не знаю намеренно или нет, но пропущен один город, который мог, как и в последующем Брест-Литовск, стать последним пунктом в путешествии российского императора. Это город Бобруйск, вернее, Бобруйская крепость. Дело в том, что в историографии известен так называемый «Бобруйский план» вооруженного восстания, составленный офицерами, членами тайных обществ Сергеем Муровьевым-Апостолом и Михаилом Бестужевым-Рюминым, по которому при посещении Александром I и его свиты крепости, их должны были арестовать. Одновременно с этим ожидалось выступление Южного тайного общества в Украине во главе с Павлом Пестелем и Северного тайного общества в Санкт-Петербурге. После ареста императора планировался поход на Москву, «втягивая с собой все войска, которые будут встречаться по дороге». Там заговорщики собирались через Сенат и Синод объявить о свержении самодержавия, образовании Временного революционного правительства и установлении в России республиканской формы правления.
До недавнего времени в исторической науке было принято считать, что причиной провала «Бобруйского плана» стало то, что император не приехал в Бобруйск. Но это не так. 12 сентября 1823 года Александр I был в крепости, смотр войск состоялся. Об этом свидетельствует приказ начальника штаба 1-й армии генерала Дибича от 13 сентября «об итогах Высочайшего смотра войск 1-й и 2-й армии». В приказе отмечается, что император «остался довольный осмотром и высказал свою благосклонность начальственным особам». «Благосклонность» самодержца, очаровавшая заговорщиков или все-таки нерешительность и несогласованность их действий стали причиной не состоявшегося переворота, не известно. Но в итоге Александр I из Бобруйска продолжил свое турне в Брест-Литовск.
Высочайший смотр
Целью посещения Александром I Брест-Литовска был итоговый смотр готовности войск Отдельного Литовского корпуса и армии Царства Польского, входившего на тот исторический момент в состав Российской империи. Организацией и формированием этих войск занимался брат императора цесаревич Константин Павлович.
Кто служил в армии, тот знает, что предшествует строевому смотру или учению, на которых ожидается присутствие высокопоставленного начальства, а тем более главы государства. Для тех, кто не знает, открою военную тайну – это недели, а то и месяцы АВРАЛА! Думаете 200 лет назад было по-другому?! Ошибаетесь… В полках Отдельного Литовского корпуса и армии Царства Польского к Высочайшему смотру, который должен был состояться в сентябре, начали готовиться еще в июле, в первых числах сентября все войска уже были стянуты на лагерный сбор под Брест-Литовск. Польские полки стали на западном берегу Буга около Тересполя, а Литовский корпус расположился на квартирах в окрестностях Брест-Литовска.
Александр I прибыл в город лишь вечером 16 сентября, а 17 сентября в 5 часов утра вся громада войск (всего 81000 человек, 12420 лошадей, 236 орудий) в боевом порядке уже стояла в ожидании смотра на большом пахотном поле в городских окрестностях. «Вскоре» (через несколько часов) в сопровождении великих князей Николая и Михаила Павловичей, графа Аракчеева, барона Дибича и свиты из русских и польских генералов появился император. Цесаревич подъехал к нему с правого фланга, отрапортовал, после чего «при звуках английского гимна и при неумолкаемом «ура» стотысячной армии начался объезд войск». Затем пехота, кавалерия и артиллерия два раза, в разных строях продефилировали перед венценосными особами. Закончился смотр «около пяти часов пополудни». Зрелище Александру I, по всей видимости, понравилось, так как «людям даны были щедрыя денежныя и порционныя награды».
«Весьма неприятное происшествие»
18 сентября император занимался «частными осмотрами некоторых частей войск и некоторых заведений в городе, и в особенности военного госпиталя». На 19 сентября были назначены маневры обеим армиям, которые начались в 6 часов утра и закончились вечером общим сбором армий в районе деревни Дубровка. Войска старались, передвижения проходили быстро слаженно, и всё было хорошо, но «к крайнему прискорбию всех, на маневрах этих случилось весьма неприятное происшествие». По воспоминаниям лейб-медика императора Тарасова, проезжая вдоль строя польской кавалерии, Александр I подозвал к себе одного из офицеров для отдачи какого-то приказания. Лихой кавалерист подскакал к нему, выслушал и когда стал, отъезжая, поворачивать лошадь, та вдруг взбрыкнула и ударила задним копытом в ногу самодержца. Несмотря на довольно сильный удар Александр I внешне не показал боли и оставался верхом до окончания маневров. Вечером же ушибленная нога так распухла в районе берцовой кости, что для того чтобы ее осмотреть врачу пришлось разрезать сапог.
Цесаревич Константин Павлович, узнав о происшествии, поспешил назначить расследование обстоятельств дела «которое, по его мнению, тем более заключало в себе важности, что виновник онаго был полковник польской армии. Но государь, узнав об этом, тотчас приказал оставить это происшествие без всякого исследования и чтобы этот полковник польской кавалерии отнюдь не был признаваем виновным в этом происшествии». Впрочем, по свидетельству другого очевидца событий Михаила Максимовича, виновником «онаго» был не поляк, а бригадный генерал Литовского корпуса Фези. Но, видимо, под влиянием последовавших в дальнейшем политических событий, в официальном нарративе предпочтение стали отдавать «польскому следу», или если угодно – копыту.
Не всё так просто…
Утром 20-го сентября император выехал из Брест-Литовска в Волынскую губернию и всю дорогу держал ногу горизонтально с приложенною примочкой. 21 сентября боль в ноге начала уменьшаться и о происшествии стали забывать. Но в январе следующего 1824 года Александр I «почувствовал сильные признаки лихорадки, с жестокою головною болью, вскоре последовала тошнота со рвотою», а на ноге, ушибленной в Брест-Литовке, образовалось рожистое воспаление. Это вызвало опасение врачей о возможной гангрене, но стараниями медиков сильный организм поборол болезнь. «На ноге, однако ж, оставались внизу голени две маленькие язвинки, и вся голень, особенно к вечеру, немного припухала».
Надо сказать, что император Александр Павлович обладал удивительно крепким здоровьем и когда он через почти два года после описываемых событий скоропостижно скончался в возрасте 47 лет якобы от простуды, это вызвало в народе массу слухов. Уже знакомый нам Николай Шильдер писал о полусотне самых невероятных мнений, ходивших в течение нескольких недель после смерти императора. Есть среди них и версия о том, что причиной смерти могли стать последствия того самого «неприятного происшествия» в Брест-Литовке. Возможно и так, кто знает?
Олег ГРЕБЕННИКОВ
Похожие статьи:
История Бреста → В Бресте на продажу одним лотом будут выставлены пять зданий в центре города
Брестская крепость → Цытадэль славы, 1986
Реальный Брест → В Бресте в честь Первомая выступили певец Тео и Ольга Рыжикова
Брестская крепость → 14 и 15 июня в Брестской крепости будут перебои с электричеством
История Бреста → Стало известно, как выглядел известный фотограф Брест-Литовска Владислав Висневский