Центр семейной стоматологии «Дентико»https://tv.mts.by/channels/nowШкола Май Бэбиmts.byshop.mts.by

ГлавнаяНовостиИстория БрестаБрестская женская гимназiя

Брестская женская гимназiя

В 1894 году в России насчитывалось 275 женских средних учебных заведе­ний, в них обучалось 75,5 тысяч человек. Подавляющее большинство сред­них учебных заведений располагалось в европейской части страны.

Женских средних учебных заведений было меньше, чем мужских, как в абсолютных цифрах, так и по отношению к численности населения. В небольших городах наиболее распространенным типом женско­го среднего учебного заведения была гимназия. Внутренний строй женских гимназий определялся «Положением» 1870 года, действовавшим без сущест­венных изменений вплоть до 1917 года. Женские гимназии состояли из семи основных классов с годичным для каждого класса курсом обучения.

Брестская женская гимназия — учебное заведение, существовавшее в Брест-Литовске с 1905 по 1915 год, было заведением открытого типа, т. е. предназначалась для приходящих учениц всех сословий и вероисповеданий. 

Брестской женской гимназией управлял начальник, который являлся директором Брестской мужской гимназии и утверждался попечителем учебного округа. Первым управляющим был статский советник Сергей Васильевич Преображенский.  Его помощником была главная надзирательница, она следила за состоянием здоровья учениц и соблюдением ими правил нравственности и благоприличия. Главной надзирательницей брестской женской гимназии была Людмила Николаевна Жукович, до этого являющаяся начальницей 6-ти классного женского пансиона в Брест-Литовске. Вместе с ней, в 1905 году, в гимназию из пансиона перешли и две учительницы - Мария Федоровна Ольденборгер и Вера Владимировна Плотникова.

Открытка «Издание табачного магазина Минца Брест-Литовск»

Вторым управляющим гимназией, был статский советник Иван Константинович Бельговский, сменивший предыдущего управляющего ровно через год, в 1906 году. А в 1908 году  управляющим гимназией стал действительный статский советник Павел Дмитриевич Мелиоранский, это был первый управляющий, не занимающий по совместительству должность директора Брестской мужской гимназии.

В первый год существования гимназии было семь классных надзирательниц, позднее восемь, деятельность которых сводилась преимущественно к контролю за успеваемостью воспитанниц. Классные надзирательницы избирались из лиц, имеющих звание домашней учительницы. Главная надзирательница, классная надзирательница, преподаватели назначались начальником и утверждались попечителем учебного округа. К преподаванию в гимназии допускались лица, имеющие право преподавания в мужских гимназиях, а также домашние наставники: преподаватель русского языка Павел Яковлевич Дубовой, преподаватель истории и географии, коллежский секретарь Иосиф Николаевич Ящинский, учитель рисования и чистописания Виктор Павлович Гиргас, преподаватель математики, коллежский ассесор Федор Федорович Галюн и многие другие.

Открытка «Издание табачного магазина Минца Брест-Литовск»

Для многих преподавателей женская гимназия послужила первой ступенью в карьере, например преподаватель Федор Федорович Галюн впоследствии стал председателем педагогического совета частной женской гимназии Евгении Ивановны Тарасовой, а преподаватель Сольский Григорий Иванович занимал должность заведующего частной женской 6-ти классной прогимназии, содержательница которой была так же Евгения Ивановна Тарасова.

В личный состав служащих гимназии  входил так же преподаватель закона Божьего, законоучитель. В первое время в гимназии были законоучители двух исповеданий: православного, священник Антон Троепольский и Сергей Товаров, и римско-католического, ксендз Зенон Зеленко. Через несколько лет в гимназии появился законоучитель еврейского исповедания, Юдель Зусманович Барит.

Для наблюдения за санитарным состоянием гимназии и здоровьем учениц при гимназии состоял штатный женщина-врач, Елисавета Борисовна Демидович, позже в гимназии появился и зубной врач,  Лейба Хаимович Цитринник.

Учащиеся поступали в гимназию после окончания начальных училищ. Срок обучения составлял 7 лет. Преподавались закон Божий, история, математика (Михаил Михайлович Шубкин), русский язык и словесность (Ольга Александровна Гуляницкая), география, физика, немецкий (пастор Сигизмунд Густавович Льоппе) и французский языки, домоводство, чистописание, рукоделие, рисование, пение (Василий Иванович Петручик), танцы.  

Гимназистки жили преимущественно дома, так как подавляющее большинство учениц были местными горожанками. Но в первое десятилетие XX века в гимназию все чаще стремились поступить де­вочки, родители которых принадлежали к крестьянскому сословию, а также девочки различных сословий из небольших уездных городов, где женских гимназий не было.  

Детали форменной одежды учениц женской гимназии г. Брест-Литовска. Пуговици, бант ученицы 4-го класса, бант ученицы 5-го класса (Брестский областной краеведческий музей).

Жизнь в гимназии не ограничивалась учебными занятиями. Традиционно в течение учебного года в гимназии уст­раивались вечера. В отличие от общешкольных мероприятий, вечера чаше собирали девочек одной возрастной группы. Для младших проводили «ли­тературно-музыкальное утро», а для старших — вечер. Тематика мероприятий была связана с литературой и историей, а так как проводились они чаще всего с выдумкой, живо и интересно, можно с уверенностью утверждать, что такие утренники и ве­чера углубляли знания девочек.

Конечно, одним из самых любимых вечеров была Рож­дественская елка, наряжали елку, украшали помещение гирляндами, разноцветными флаж­ками, другими самодельными игрушками, готовили силами самих учениц праздничную программу.

Гимназия находилась в сохранившемся здании на улице Миллионная, ныне улица Советская. 

Гимназия играла огромную роль в формировании духовного мира, жизненных ценностей девушек. Именно в стенах гимназии чаще всего шло становление личности, ее социализация. Несмотря на со­словные, материальные различия, гимназистки представляли особую об­щность, объединенную занятиями и возрастом. Поэтому вполне допустимо говорить об определенных интересах, ценностных ориентациях гимназис­ток. Разделение внутри этой социовозрастной группы шло по идейным по­зициям, интересам, психологическим особенностям.

В гимназической жизни присутствовали тяжкий учебный труд, боязнь получить плохую оценку, ссоры с одноклассницами, конфликты с учителя­ми и т.д. Но гимназия была и средоточием почти всех духовных интересов: дружба, участие в музыкальных вечерах, спектаклях, инсценировках, об­суждение книг, балы, любовь — все это ассоциировалось именно с гимна­зией. Гимназия, в не меньшей степени, чем семья, влияла на формирование личности девочки, заполняя часто всю ее жизнь.

                                              

 

 

Иван Чайчиц специально для социального портала «Реальный Брест»

 

 

Похожие статьи:

История Бреста130-ти летию железнодорожной станции Брест-Центральный посвящается…Часть II

История БрестаПольский орел на здании Брестского университета

История БрестаПисатель Смирнов и его книга «Брестская крепость»

История БрестаБрестский железнодорожный вокзал в годы Второй мировой войны

История БрестаДискуссия «Атлас крепости Брест-Литовск и База данных как новые источники для изучения наследия крепости»

Поделиться:
Комментарии (4)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.