Брест и техника эпохи «Икарусов»
Недавно в поисках информации в сети я случайно нашел подборку фотографий, где любители венгерского производителя автобусов «Икарус» (есть и такие) обсуждают данное транспортное средство на форуме, делятся фотографиями.
Наш город и техника эпохи "Икарусов" также довольно ярко там представлена.
Глядя на эти фотографии, как на машине времени переносишься в то время, начинаешь вспоминать моменты, о которых наверное никогда бы и не вспомнил. Сегодня приобрести автомобиль в семью не составляет проблем. При желании можно стать владельцем как нового автомобиля, так и подержанного, за небольшую стоимость. А вот в советское время, основным средством передвижения у преобладающего большинства был общественный транспорт.
В начале 80-х годов прошлого века на улицах Бреста стали появляться первые "Икарусы" - автобусы венгерского производства. До этого автобусный парк осуществлял перевозки в основном на отечественных «ЛАЗ»-ах. Первые «Икарусы» в Бресте были без дополнительной секции, но через какое-то время стали появляться и с ней, сразу получив народное название «гармошка». Детям ехать именно в этой перемычке с круглым, вращающимся на поворотах, полом, было дополнительным аттракционом.
Талоны на проезд стоили 4 копейки, а с 1983 года их цена повысилась до 5 копеек. Приобрести их можно было только в киосках. Водители в то время проездные билеты не реализовывали. Но между пассажирами существовала взаимовыручка: люди продавали, а иногда и отдавали друг другу лишние талоны прямо в автобусе. Особенно оперативно происходила эта взаимовыручка, когда впередисидящий замечал контроль на остановке. Тут нельзя не вспомнить и сами компостеры. Вот смотришь на этот снимок и просто слышишь неповторимый звук смыкающихся металлических челюстей, который сопровождался характерным скрежетом.
Кабина водителей была всегда особой территорией. Помимо того, что они старались ее всячески украсить (в ход шло все подряд: наклейки, переводки, вымпела, роботы из сигаретных пачек и т.д.), на панели красиво подсвечивались красными и зелеными цветами кнопки открытия-закрытия дверей. Тогда было установлено объявлять в микрофон каждую остановку. Но что-то не так было с динамиками и большинство информации, которую передавал в салон водитель, было трудно разобрать. Иногда они слушали громко музыку - современные хиты - поднимая тем самым настроение всему салону.
Кстати, водители автобусов не любят, когда данное транспортное средство называют – автобус. Среди этой братии существует термин «машина». Как и у пилотов авиации.
Зимой окна в салоне покрывались инеем и пассажиры чистили их для обзора, каждый возле своего места . Взрослые – ребром монетки. А дети – ладошками или собственным дыханием. Забавно, но со стороны такие оттаявшие окошки напоминали иллюминаторы.
Это сейчас автобусы оснащены автоматическими коробками передач и едут плавно. В то время «Икарусы» были на механике, и во время движения необходимо было обязательно держаться за поручень, т.к. автобус трогался со специфическими рывками. Тот, кто это правило игнорировал, мог запросто потерять равновесие и упасть. Но зато, когда мы всем классом ехали на автобусе в музей или кино, то это было целое приключение с забавной возней, эмоциональными комментариями и даже падениями под дружный смех.
Что характерно, до распада Советского Союза салоны автобусов находились практически в полном порядке, за редкими исключениями. Разруха началась после 1992-го года. Этот период когда салоны автобусов выглядели просто ужасно. Порванные сиденья, разрисованные маркерами стены, выцарапанные надписи на стёклах. Но выросло новое поколение и вандализм в таком проявлении прошёл, как чума. Сегодня таких салонов как на снимке ниже уже не встретишь.
Постепенно старенькие Икарусы стали сменять современные белорусские МАЗы. И сегодня этих немного неуклюжих свидетелей прошлого уже не встретишь на наших дорогах.
Похожие статьи:
Реальный Брест → Продюсер фильма «Брестская крепость» побывал в местах, где велись съемки этой картины
Брестская крепость → Брестская крепость 9 мая. Фоторепортаж
Брестская крепость → Фуражки РККА в «музее под открытым небом» в Брестской крепости
Брестская крепость → Семьи пограничников Брестской крепости в июне 1941 хотели уехать в тыл, но получили отказ
Брестская крепость → Почти исчезнувшая аллея в Брестской крепости