Что с очередями на белорусско-польской границе?
Горячая пора на белорусско-польской границе, похоже, заканчивается. Физических очередей из легковушек и автобусов в Бресте на выезд из Беларуси уже нет. Да и электронная очередь серьезно сократилась.
– Количество транспорта к началу нынешней недели значительно уменьшилось, – подтвердил официальный представитель Брестской пограничной группы Сергей Дмитриев. – Еще в 8 утра 20 января в электронной очереди на выезд из страны через пункт пропуска «Брест» значилось 355 легковых автомобилей. К 15.00 их количество сократилось втрое.
Эти цифры ни в какое сравнение не идут с ситуацией, сложившейся перед терминалом в новогодние и рождественские праздники. На пике – 6 и 7 января – в электронной очереди на выезд стояло до 2,7 тысячи легковушек и более сотни автобусов. Часть этой «колейки» выплеснулась и в реальность. Перед шлагбаумами было настоящее столпотворение.
Однако в понедельник, 20 января, журналисты «Зари», выехавшие к пункту пропуска, застали крайне спокойную картину. Перед въездом в «отстойник» машин не было вообще. Немногочисленные авто, подъезжающие к шлагбауму, отмечались и сразу ехали в пункт пропуска. Общаться с нами хотели не все водители. Но некоторые – соглашались.
– Когда ввели электронную очередь, границу стало проходить удобнее, – отметил водитель Audi брестчанин Александр. – Не то что раньше – стоишь ночами, перед тобой лезут «знакомые знакомых», перекупают место в очереди. Сейчас – заплатил, зарегистрировался, сидишь дома, ждешь сообщения. Пришла СМС – поехал на терминал. Ну а там уже все зависит от того, как поляки принимают. Если быстро, то и в терминале долго держать не будут.
К слову, в пограничной службе отмечают, что именно «неритмичная» работа польской стороны провоцирует огромные очереди. Ведь терминал в Бресте рассчитан на пропуск 1,7 тысячи машин в сутки. Но сопредельная сторона в часы пик будто специально замедляется и принимает в два-три раза меньше. В такой ситуации повлиять на длину очереди белорусская сторона не в силах. Однако пограничники и таможенники делают всё возможное, чтобы минимизировать время, затрачиваемое на прохождение контроля.
Электронная очередь на границе была введена минувшей осенью. Главная цель – добавить комфорта водителям и пассажирам, выезжающим из страны. Оплатить регистрацию можно заранее (через ЕРИП, WebPay), а также наличными либо банковской картой непосредственно на пункте пропуска.
Впрочем, есть и нюанс. При регистрации автовладельцу нужно лично предъявить техпаспорт сотруднику «Белтаможсервиса», то есть к терминалу придется подъезжать как минимум дважды. Первый – чтобы зарегистрироваться. Второй – чтобы пересечь границу, когда придет очередь. Между этими событиями может пройти несколько часов. А может – и несколько суток, если очереди большие. Такая ситуация не по душе иногородним.
– Было бы здорово, если бы регистрацию в очереди разрешили проходить «на удаленке», – говорит Виктор, водитель Renault. – Мы вот с супругой приехали из Минска, сейчас зарегистрировались, а очередь наша, если все нормально, подойдет только через три-четыре часа. Придется где-то ожидать. В прошлый раз ждали сутки, снимали гостиницу…
И даже с такими «заморочками» водители признают – проходить границу стало удобнее. Меньше нервов, да и время спланировать можно.
Регистрация в очереди стоит недорого. Владельцу легковушки она обойдется в 0,3 базовой величины, что составляет 12,5 рубля. Еще 3 рубля придется заплатить за СМС-оповещение о том, что очередь подошла. Ну а если заказать звонок, то 5 рублей.
Правда, с 1 февраля водителям придется платить еще и сбор за пересечение границы, который временно не взимался с начала 2025 года. Он, как и ранее, составит одну базовую величину (теперь это 42 рубля) за транспортное средство, технически допустимая максимальная масса которого не превышает 5 тонн. Сумма сбора не зависит от количества пассажиров.
Подъезды к пункту пропуска в понедельник, 20 января, были пусты. Все очереди ушли в виртуальную реальность.
Сергей ВОЛКОВ
Фото Александра ШУЛЬГАЧА