Защитники Брестской крепости: последние тайны
События 1941 года и спустя 78 лет хранят немало тайн. Это в полной мере относится к истории обороны Брестской крепости, которая, казалось бы, досконально изучена и уже стала своеобразным символом трагедии.
Неизвестный старший лейтенант, плененный в Брестской крепости: судя по изможденному осунувшемуся лицу, он вполне мог быть одним из последних ее защитников. Архивные фото из коллекции Ильи Рыжова
Исследования последних лет позволяют дополнить легенду новыми фактами.
Не только пехота
Вопреки многочисленным кинофильмам, рисующим защитников как ожесточенных «смертников с саперными лопатками наперевес», красноармейцы в первый день войны превосходили немцев не только в численности, но и в средствах ведения боя. Например, противотанковому орудию и пехотной гаубице, задействованных немцами 22 июня, защитники могли противопоставить несколько уцелевших орудий, зенитные автоматы и минометы. А введенной там же в бой в полдень батарее штурмовых орудий – бронеавтомобили (имевшие 45 мм орудия) и Т-38 (легкие плавающие танки, вооруженные пулеметами).
Однако для использования всей этой техники требовался гораздо больший уровень организации, чем легендарная «атака с саперными лопатками». Поэтому необходимого результата использование бронетехники и артиллерии не дало. Внезапное нападение и отсутствие комсостава помешало организовать оборону с использованием «сильных, но сложных» огневых средств.
Чеченцы, узбеки, армяне - защитники Бреста
Начиная с 1939 года, призыв в ряды Красной Армии представителей не только «рабоче-крестьянских слоев» и ряда «непризывных» ранее национальностей привел к тому, что некоторые соединения стали иметь значительную прослойку национальных меньшинств.
Особенно это относилось к тем соединениям, что были развернуты до полного штата: разместившиеся в Бресте 6 и 42 стрелковые дивизии входили в их число.
Предположительно, этот бронеавтомобиль пытался утром 22 июня пробиться к Брестской крепости
Размах «проблемы многонационального государства» иллюстрируется ситуацией в 455 стрелковом полку, 40 процентов которого (преимущественно, это были уроженцы Средней Азии и Северного Кавказа) не знали русского языка. Это заставляло командиров создавать «национальные подразделения», где овладевшие русским языком сержанты той же национальности могли заниматься с призывниками боевой подготовкой более эффективно.
Некоторым бойцам, призванным из Средней Азии, не успели выдать форму (по крайней мере, такой вывод можно сделать на основании этой фотографии, находившейся среди «брестких фото» немецкого солдата, штурмовавшего Брестскую крепость)
Внезапное начало войны, отсутствие комсостава (как правило, жившего в нескольких километрах от крепости) привело к тому, что гарнизон распался на отряды, сформированные по национальному признаку и землячествам. Координировать бой помогало то, что многие защитники были коммунистами или комсомольцами и общались с комсомольским активом других частей.
Последние защитники Бреста
В конце июля 1941 года прибывший в Брест военный комендант Вальтер фон Унру начал свою деятельность с окончательной зачистки крепости. Были обнаружены и пленены некие «командир и его солдаты». Кто они – до сих пор неизвестно.
А некий «водяной форт (Wasserfort) к югу от Бреста» держался вплоть до середины августа. Его защитники и их судьба остаются неизвестными. Автор уверен, что речь идет о пятом форте, где, скорее всего, укрылись те, кто смог ранее прорваться из крепости. Но это – только предположения.
Похожие статьи:
Брестская крепость → Минобороны России обнародовало документы о защите Брестской крепости
Брестская крепость → «Культурная столица»: Форты Бресткой крепости
Брестская крепость → «Бернардинцы» проведут совместный субботник вместе с сотрудниками горисполкома
Брестская крепость → Музейный проект «12 артефактов» показал шестой из них – Генеральный план крепости Брест-Литовской
Брестская крепость → Открытое письмо группы волонтёров председателю Брестского городского исполнительного комитета Рогачуку А.С.