Выпуск тягача «Комсомолец» начался в 1937 году и кроме головного завода № 37 был развернут на спецпроизводстве ГАЗ.
На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М. И. Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию легких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и легких танков.
Советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» на улице имени 17 Сентября. Брест-Литовск, июнь 1941 года.
Ввиду напряженного положения в стране с выпуском бронелиста были сделаны попытки создания небронированных вариантов «Комсомольца» для возможности расширения его массового производства с использованием значительных мощностей автотракторных заводов. Однако ввиду выявившихся существенных недостатков эти тягачи не поддержали военные, а доработка и постановка их на производство были нереальны в то сложное предвоенное время.
Выпуск «Комсомольцев» был прекращен в июле 1941 года ввиду необходимости расширения производства легких танков. Всего было изготовлено 7780 машин в рамках трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Так московский завод № 37 выпустил в 1937 году 574 машины, в 1938 - 1904, в 1939 - 2394, в 1940 - 2426.
Тягачи получили широкое распространение в Красной Армии и сыграли заметную роль в деле её моторизации.
Тягачи «Комсомолец» сыграли огромную роль в процессе моторизации Красной армии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить как минимум 60 тягачей этого типа. Иногда вместо них применяли танкетку Т-27. До начала войны советская промышленность не смогла полностью обеспечить потребности армии. Поэтому на практике «Комсомольцами» были укомплектованы только ударные части, а также подразделения мотопехоты в составе стрелковых частей. Тягачи Т-20 участвовали в боях с Японией у озера Хасан в 1938, у реки Халхин-Гол в 1939, в советско-финской и Великой Отечественной войне.
На фронтах войны «Комсомольцы», количество которых непрерывно убывало (на 1 сентября 1942 года в армии осталось 1662 машины), продолжали нести службу. При отсутствии других тягачей они применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Кроме того, летом 1941 года при обороне и нанесении контрударов по врагу тягачи «Комсомолец» иногда использовались, как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой и суррогат бронетранспортера. Использовали «Комсомольцев» и партизаны — они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями.
Тягач «Комсомолец» по существу являлся малым бронетранспортёром с откидной бронёй отделения десанта.
Похожие статьи:
Реальный Брест → Брест активно прирастает новыми микрорайонами. Узнали, как обстоят дела с общественным транспортом по улице Лейтенанта Рябцева
История Бреста → История одного фронтовика
История Бреста → В Брестском областном краеведческом музее открылся культурно-образовательный проект «От Москвы до Бреста»
Реальный Брест → Санаторий «Алеся» в Брестской области на берегу живописного Завышанского озера
Реальный Брест → На этот раз без белого коня. Эпатажная художница Черноголова открыла в Бресте выставку