Первый подвесной мост Российской Империи
Посмотрите, как 10 лет назад ООО"Экомост" предлагали реконструировать подвесной мост через реку Буг у Тереспольских ворот
УПСП «Армиг» и ООО «Экомост» разработали архитектурный проект объекта: «Историко-культурный комплекс «Брест». Первая очередь. Реставрация с реконструкцией Тереспольского моста с набережной и Тереспольскими воротами». Архитектурный проект разработан на основе концепции Историко-культурного комплекса «Брест».
- по воссозданию на период до 1914 года руслового пролетного строения и пилонов подвесного моста с реконструкцией под современные нагрузки существующих мостовых фундаментов, конструкций пролетного строения пойменного прохода, подпорных стен и подземных анкерных сооружений;
- по реставрации наружного и внутреннего фасадов Тереспольских ворот по состоянию 1941 года со следами войны, с реконструкцией существующих несущих конструкций и встроенных в них устройств натяжения и закрепления канатов под современные нагрузки моста;
- по воссозданию мостовых сходов к воде и оград прирусловых площадок моста по образу Саперной набережной в состоянии до 1939 года.
Пилоны моста были оштукатурены и окрашены, декорированы чугунными маскаронами, часть которых находится в музее Брестской крепости. Снаружи ворота также были оштукатурены и окрашены. На сохранившейся акварели того времени отчетливо видны белый и светло-охристый оттенки окраски элементов ворот. На центральных пилонах моста и на порталах ворот располагались чугунные с позолотой "орлы" - гербы Российской империи. В целом композиция моста была конструктивна и легка.
В 1914 году, при отступлении российскими войсками демонтируется один ряд пилонов, один ряд вант и весь настил моста. В 1915 году немцы восстанавливают одну полосу моста.
К 1930 году на месте вантового моста, в его габаритах, польскими саперами строится мост на деревянных опорах с пролетными деревянными фермами. Так как высота деревянных ферм была намного больше высоты подвесного пролетного строения, то, чтобы сохранить судоходный габарит, примерно на 2.2 м была поднята проезжая часть, были до бетонированы прирусловые подпорные стенки моста, подсыпаны подъездные дороги к нему на обоих берегах. Судя по чертежам 1848 года, на острове были засыпаны каменные подпорные стены с арочным пойменным проходом. Подсыпка съезда с моста у Тереспольских ворот была решена с устройством подпорных стенок и ограждений. Справа от моста была устроена так называемая Саперная пристань.
В 1941 году штурм крепости велся с применением тяжелой артиллерии. В барбакан, рядом с воротами, попал снаряд системы "Карл", разворотивший дальнюю от ворот часть барбакана и саперную пристань. Была разрушена часть здания между воротами и барбаканом. От прямых попаданий пострадала башня, надстроенная над воротами "за польских часов". На фотографиях того времени видно, что здание ворот в габаритах до 1914 года не было разрушено. Фасад со стороны моста получил повреждения на отдельных участках наружной кладки стен, декоративных деталей и кровли. Хорошо сохранился внутренний фасад ворот.
Сохранившаяся у ворот часть барбакана и часть самих ворот, особенно сохранившийся внутренний фасад ворот, были разобраны с имитацией руин. По видимому, разборки и превращение в руины построек усилило эффект героической обороны, однако оно не отвечает исторической правде и, несомненно, в итоге привело к снижению общей историко-культурной ценности крепости как памятника фортификационного искусства.
Архитектурные обмеры подземных сооружений (фундаментов моста и ворот, анкерных устройств ворот, арки пойменного прохода, анкерных сооружений и насыпей подъездов моста на левом берегу) проведены по результатам археологических раскопок. Подземные сооружения обмерялись мерными лентами и рулетками с применением нивелира и теодолита.
Мост предназначен для пешеходного движения с возможностью разового проезда обслуживающих автомашин массой до 45 т. с учетом требований Задания на проектирование и ТКП 45-3.03-227-2010.
Проектом обеспечен судоходный габарит с отметкой низа конструкций 136.2 в средней части пролета моста, соответствующий ТУ РУЭСП "Днепробугводпуть" от 18.06.2013 № 01-19/1670.
По историческому аналогу воссозданы план моста и объемные параметры его конструктивных элементов, с заменой исторических деревянных несущих балок настила и ферм боковых ограждений на стальные профили по историческим размерам. Покрытие моста выполнено с имитацией исторического дощатого настила. Существующие гранитные облицовки подпорных прирусловых стен моста на правом берегу (у ворот) реконструируются, перекладываются с учетом военных разрушений и мер по усилению фундаментов пилонов моста. На левом берегу, под новые нагрузки реконструируются существующие фундаменты пилонов и подземное анкерное сооружение, обновляется засыпанный арочный проход в подземной прирусловой части моста. Существующие гранитные облицовки аутентично перекладываются и дополняются. Несущие пилоны воссоздаются по историческому аналогу. Маскароны и гербы Российской империи на пилонах показаны в габаритах, должны дорабатываться как художественные работы.
Земляные работы вести только с археологическим наблюдением и представителем РЭС в зоне кабелей на правом берегу.
Конструктивные решения разработаны ООО «Экомост».
Похожие статьи:
Брестская крепость → В Бресте до наших дней сохранились постаменты скульптурной композиции в «Сталинском» стиле
Брестская крепость → На брестском Арбате воссоздали последний мирный день
Брестская крепость → В обороне Брестской крепости участия не принимал
Реальный Брест → Брестский аэропорт встретил пассажиров первого авиарейса из Москвы
Брестская крепость → В кафе «Цитадель» идут ремонтные работы