О чём говорят стены Брестской крепости?
Фотографии, воспоминания очевидцев, документы — все это является источником исторической информации о различных событиях. Однако есть и альтернативный источник сведений — надписи, оставленные на стенах казематов и сооружений Брестской крепости. Тут не обязательно быть дипломированным ученым. Надо просто быть внимательным к мелочам, и открытия не заставят себя ждать.
Одно известное высказывание гласит: «Культурный слой оставляют некультурные люди». И если сегодня вы что-то нацарапаете на стене, ваши действия будут расценены, как акт вандализма. Однако надпись, оставленная 70 или 100 лет назад — это уже источник ценной информации. Послание сквозь век.
В основном такие надписи оставляли на крепостных стенах солдаты, несшие караульную службу: от скуки, неосознанно, во все времена существования твердыни. Но в тяжелые минуты такие послания иногда были последним шансом оставить о себе хоть какую-то память. И такие примеры встречаются на стенах крепости до сих пор. В послевоенное время, и до открытия Мемориального комплекса, и после, это стало определенным пунктиком у посетителей. Каждый старался оставить свой автограф на героических стенах. Таким образом, практически все доступные крепостные объекты пребывают в отметинах и поныне.
Казематы Западного редюита Кобринского укрепления, где до 2003 года дислоцировался артиллерийский полк, являются уникальным объектом на сегодняшний день в плане сохранившихся исторических надписей. Здесь располагались военные склады, куда не было доступа посторонним. Поэтому и сохранилась возможность сегодня увидеть свидетельства прошлого разных периодов.
«На посту стоял к. (курсант) Кожевниковъ июля 20 дня 1882 го.»
На следующем снимке стена того же каземата, где стоят даты 1894, 1895 года с именами и фамилиями постовых, несших здесь службу.
По имеющейся информации, после окончания Польско-Советской войны (1919-1921 г.г.) на территории Брестской крепости поляками был организован лагерь для советских военнопленных. Для этого использовался «Форт Граф Берг» и другие крепостные объекты. До определенного времени никто не мог с точностью сказать, где именно содержались пленные в самой крепости. Но, благодаря найденной в ходе исследовательской работы участниками сайта fortification.ru надписи на одной из стен все того-же Западного редюита, место можно назвать с уверенностью. Надпись гласит:
Полски пленый 1921
Моисеев Григор
Нижегородской губ. (губернии)
Арзомаского уез. (уезд)
Вадской в. (волости)
Село Щ… рока (неразборчиво)
По имеющимся данным, во время содержания советских военнопленных в крепости из–за крайне плохих условий содержания и эпидемии тифа, наблюдалась очень высокая смертность. В данном случае надпись на стене каземата — это все, что смог оставить о себе этот человек, судьба которого неизвестна…
Несмотря на то, что польский гарнизон пребывал в крепости с 1921 по 1939 года, на стенах это мало где отражено. Польские надписи встречаются редко. Чаще они скрыты под уже новыми, послевоенными отметинами.
Этот фрагмент декора с надписью на латыни RENOVATUM (перестроение прим.) сохранился недалеко от скульптурной композиции «Мужество», на месте бывшего коллегиума Иезуитов. Здание коллегиума было переоборудовано под военные нужды. Пострадало в 1 мировую войну, было реконструировано поляками в 1926 году. Большой урон зданию нанесли события июня 1941 года. После войны оно было разобрано до основания. На старых польских фотографиях видно, что вход украшала красивая лепнина, фрагменты которой чудом сохранились до сих пор.
В предвоенный период, когда на территории крепости дислоцировались подразделения РККА, подобные надписи оставляли и советские содаты. В ходе исследований было найдено несколько предвоенных надписей и установлены фамилии солдат, встретивших войну в Брестской крепости.
Эльмурзаев Бауди 28.XI.40.
Эльмурзаев Баудин из Надтеречного района ЧИ АССР. Призван в 1940 г. Встретил войну в крепости. Пропал без вести. Нам удалось отыскать его родственников в городе Грозный, Чеченской республики. Историю этого поиска Реальный Брест рассказывал нашим читателям.
Надпись на грузинском языке с указанием года 1940 была обнаружена на стене оборонительной казармы среди современных автографов, на месте, где перед войной был склад боеприпасов 333 стрелкового полка. С помощью сына защитника Брестской крепости А.Т. Агагуляна Вазгена Арцвиковича удалось расшифровать эту надпись. Что, в принципе, привело к прорыву в этом поиске.
Читается так "ГЕОРГИЙ СОЗАШВИЛИ 1940 г". Красноармеец Созашвили Георгий Малакович — стрелок 3 ср 1 сб 333 стрелкового полка.1917 гр, уроженец Сагареджойского района Грузинской ССР. Призван в РККА осенью 1939 г. Полк дислоцировался в цитадели Брестской крепости.
Из воспоминаний А.П.Каландадзе, защитника Брестской крепости:
"… Гогия Гулисашвили рассказал мне, как сражались наши однополчане на одном из участков фронта вместе с подразделениями 333 стрелкового полка. Рота, в которой служили земляки, в т.ч. Георгий Созашвили, находилась в палатках на берегу Буга, когда немцы открыли шквальный огонь… Фашисты поспешно переходили реку, продвигаясь вперед. Метров в трехстах от палаток находилось железобетонное пулеметное гнездо (ДОТ прим.). Враг стал отрезать нас от него заградительным огнем. Из командиров в живых остался лейтенант Борисенко… Он приказал группе бойцов, в составе которой был и Созашвили, пробраться к огневой точке и занять ее. Бойцы выполнили приказ… Я увидел на земле Георгия Созашвили, он был смертельно ранен и умирал, лежал уже без сознания. Помочь ему было невозможно...".
Возле Холмских ворот автограф на память оставил некто Костриков М.А. с указанием года рождения 1924.
Скорее всего, это был Костриков Михаил Алексеевич,1924 гр, уроженец Тульской обл., Кимовского р-на, д. Хомутовка. Фронтовик, дошел до Берлина.
Согласно наградного листа в строю с 1942 года, воевал на 3-м Белорусском фронте. Вероятно, посетил крепость при возвращении на родину, по окончании войны. Награжден медалью «За боевые заслуги».
Надпись от 9 октября 1945 «Посточенко Андрей был патрульом». Написано с ошибкой.
А вот следующая надпись говорит о том, что некоторые из казематов крепости использовались в послевоенное время в качестве гауптвахты. О чем свидетельствует данное послание.
Этот рисунок с изображением девушки Раисы (под рисунком есть подпись), к сожалению, без указания даты. Вероятно, кто-то увековечил на стене каземата свою возлюбленную. Сохранилась и подпись автора, некто Малиновский. В какое время носили дамы такие прически, утверждать не берусь. Возможно, после войны, а может и перед войной?
Надписи на стенах Брестской крепости требуют более детального изучения и анализа. Можно сделать вид, что такие «мелочи» не стоят внимания. Что это всего лишь повод для «лишней работы». А можно осознать, что все эти короткие заметки — живые свидетельства прошлых событий разной степени значимости, дошедшие до наших дней. Наиболее интересные, представляющие историческое значение, правильно было бы законсервировать и сохранить. А ещё, как один из возможных вариантов использования находок, взять и проложить по ним уникальный туристический маршрут. Ведь именно из таких крупиц и складывается история.
Олег Полищук для социального портала Реальный Брест
Автор выражает глубокую признательность участникам сайта fortification.ru
Похожие статьи:
Брестская крепость → В мае 1941 года из Бреста убыла окружная школа младшего начсостава погранвойск НКВД
Брестская крепость → С новой экспозицией и форматом: каким будет Пятый форт в Бресте
Брестская крепость → В последний день в Бресте желающих посетить передвижной музей «Поезд Победы» стало значительно больше
Брестская крепость → Майор Гаврилов. Новые факты обороны Брестской крепости
Брестская крепость → 9 мая Брестскую крепость посетило порядка 50 тысяч людей