Брестская крепость могла быть другой
Из тех, кто помнил, как строился мемориальный комплекс «Брестская крепость–герой», в Беларуси уже практически никого не осталось.
Архитектор, скульптор, лауреат Ленинской премии и премии Ленинского комсомола Валентин Занкович — последний из могикан. В те годы он входил в большой творческий коллектив художников, ваявших монументы для цитадели. В его воспоминаниях оживает история. Оказывается, комплекс мог выглядеть совсем по–иному.
— Петр Машеров, когда ставил задачу перед нами в самом начале, говорил: главное — ввести крепость в состояние 22 июня 1941 года. Вплоть до того, чтобы вырыть там траншеи, окопы, положить манекены солдат, пулеметы, автоматы...
Валентин Занкович
Совмин БССР утвердил творческую группу в 1966 году, поручив ей выполнить проект памятника защитникам крепости. Возглавил ее Александр Кибальников, народный художник, академик, лауреат госпремий, автор памятника Маяковскому в Москве. Этому предшествовала пятилетка конкурсов, в которых участвовал и Валентин Занкович со своим институтским другом Олегом Стаховичем. На последний тур, вспоминает скульптор, в Брест приехали два грузовика из Минска и Москвы, забитые проектными работами. Окончательного решения, продолжает автор, не приняли:
— Тогда мы со Стаховичем стали штурмовать председателя Госстроя БССР Владимира Короля, который был председателем жюри. Обивали пороги его кабинета, пока секретарь не процитировала своего руководителя дословно: «Передай этим рыжим (я — рыжий, а Олег — блондин), что сам их вызову, если понадобится». И тогда мы написали письмо Машерову. А он решил, что наша задумка как раз ближе всего к разрешению темы обороны крепости.
В той разработке еще не было композиции «Жажда» и главного монумента. В центре цитадели предусматривались штык–обелиск и группа сражающихся красноармейцев. Уже потом решили выделить фрагмент одного воина и сделать его центральной скульптурой. Валентин Занкович вспоминает, что не обошлось без казуса, который определил судьбу основной композиции:
— Мы с Олегом лепили фрагмент у него в мастерской. Памятник изначально был более развитый. В правой руке солдат держал автомат, а левую руку набросил на знамя. Такой вариант и отправили в Москву. Только по молодости не предусмотрели, что гипс нужно было или укрепить, или аккуратно засыпать какими–нибудь опилками. В итоге до столицы доехала только голова. Остальное просто раскрошилось. Кибальников ругался, но нашел решение. Вырубили эту голову в граните. Так проект получил законченные очертания.
Окончательное решение всего мемориального комплекса разрабатывали с 1967 по 1969 год. Основными строительными материалами стали бетон и железобетон. Стройка началась в мае 1968–го. За время земляных работ были найдены более 1.000 музейных предметов и останки погибших. Открыли комплекс 25 сентября 1971 года. И это, продолжает Валентин Занкович, была не вся задумка:
— Машеров принял решение: мы открываем сейчас первую часть, а остальное доделаем потом. Планировали установить монументы конкретным героям и событиям, которые происходили в разных местах крепости.
Но идею так и не реализовали. Из всех творческих начинаний Валентину Занковичу пока что удалось изваять только композицию «Героям границы, женщинам и детям мужеством своим в бессмертие шагнувшим», что стоит ныне у Тереспольских ворот, где под командованием начальника 9–й погранзаставы лейтенанта Кижеватова стояли насмерть пограничники. Остальные замыслы он готов реализовать хоть сейчас.
Но нужны ли мемориальному комплексу дополнительные памятники, вопрос пока риторический. Общественное мнение на сей счет неоднозначно. Не случайно руководитель БССР, по сути, изначально предлагал другую концепцию. Без лишней помпезности. Вспоминая слова Петра Машерова, Валентин Занкович высказывает и свое мнение о том, что комплекс не должен превращаться в парк отдыха:
— Когда Машеров говорил про окопы и манекены солдат, мы вышли, немного посмеиваясь: вот, мол, что значит непрофессионал. А по прошествии времени думаю, что неплохая была концепция.
ЦИФРЫ НА ПАМЯТЬ
Главный вход. Это врезанный в вал железобетонный параллелепипед с высеченной в нем пятиконечной звездой. Блок поддерживается откосом крепостного вала. Ширина прохода главного входа — 18,5 м, длина железобетонного блока — 44 м, высота — 10 м, ширина — 35 м. На строительство израсходовано 700 кубометров железобетона.
Главный монумент. Это скульптурное изображение воина и знамени. Огромная по своим размерам скульптура, состоящая из 200 частей. О конкретных эпизодах и событиях героической обороны рассказывают горельефы, расположенные на тыльной стороне монумента.
Штык — обелиск в форме четырехгранного штыка русской винтовки системы Мосина (трехлинейки). Высота свыше 100 метров, вес 620 тонн. Символизирует победу над врагом, вечную славу героическим защитникам крепости. Размер у основания — 5x5 метров, к вершине уменьшается до 2,6x0,45 метра. Выполнен из листовой стали толщиной 30x40 мм, по которой крепится декоративная обшивка из титановой стали толщиной 1,5 мм. На облицовку штыка ушло 14 тонн титановой стали.
Жажда. Фигура солдата, ползущего к воде с каской в руке. Рассказывает об одной из драматических страниц обороны Брестской крепости — острой нехватке воды. Водопровод был выведен из строя в первый день войны, а лето в тот год стояло необыкновенно жаркое. Клубы дыма, пороховой гари заполняли горизонт, подступы к воде обстреливались, ночью берега освещали прожекторы. Много бойцов и командиров погибло, пытаясь добыть драгоценные капли. Длина скульптурной композиции — 13 метров, материал — декоративный железобетон, вес — 720 тонн.
Александр Митюков, sb.by
Похожие статьи:
Брестская крепость → Мы должны ценить мирную жизнь в Беларуси - директор комплекса "Брестская крепость-герой"
Брестская крепость → Пороховой погреб со следами горения и взрывов внутри фортификационного объекта Брестской крепости
Брестская крепость → Новая музейная экспозиция в Брестской крепости почти готова к открытию
Брестская крепость → Досье: Оборона Брестской крепости
Реальный Брест → Ушел в партизаны, а после войны восстанавливал Минск