Авиацию при огневом налете на Брестскую крепость 22 июня 1941 года решили не применять
У авиации были задачи поважнее (все цели на территории Брестской крепости были достижимы для артиллерии), к тому же в момент Х было еще темно, а далее всю крепость заволокло бы дымом, что исключало прицельное бомбометание.
Таким образом, авиация вполне могла бы сыграть на руку обороняющимся, нанеся удар по собственным атакующим частям.
Основываясь на неудачном использовании бронетехники при штурме крепости в 1939 году, на этот раз от нее решили отказаться. При этом, учитывая, что в разведбатальоне «сорок пятой» дивизии вермахта не было взвода бронеавтомобилей, отказ от «брони» выглядел действительно радикальным. Однако решение несколько смягчилось за счет придания «сорок пятой» бронепоезда (неожиданно почти на месяц превратившегося в головную боль штаба).
О планируемом использовании бронепоездов под Тересполем командованию 45 I.D. было сказано 20 мая в Варшаве, где проходили совещания фон Клюге с командирами корпусов и дивизий.
«Имеющийся сейчас в распоряжении армии поезд готовится там, где может назначаться для полосы 2-й танковой группы (Тересполь)», - заявил тогда фон Клюге, правда, сразу же подчеркнув:
«Опыты показывают, что в большинстве случаев бронепоезда будут обузой, не оказывая какого-либо влияния».
В конце концов дивизии были приданы бронепоезда Pz.Zg. 27 и Pz.Zg. 28.
На их платформах находилось три французских танка «Somua S-35». По замыслу, после прорыва обороны «красных» на Буге бронепоезд №27 направлялся на Ковель, что касается №28, то фон Клюге рекомендовал не использовать его для захвата железнодорожного моста с налета.
«Бронепоезд применяется (если позволят рельсовые пути) лишь после налета, удачно проведенного другими силами». Состав Pz.Zg. 27 и Pz.Zg. 28 включал (помимо локомотива G10) две контрольные платформы и 5 вагонов-платформ (для пехоты и танков).
9 июня, в плане специальной операции по захвату Тереспольского железнодорожного моста, были определены и действия Pz.Zg. 28. Находясь на вокзале Тересполя, в час X он движется в направлении Бреста, встает на дамбе перед мостом и поддерживает всем оружием взятие моста. После захвата объекта бронепоезд №28 подходит на вокзал Бреста, ведет разведку в его северной части, поддерживая своим огнем I.R. 135. Далее, в зависимости от ситуации, Pz.Zg. 28 используется для разведки в направлении Жабинки.
Однако вскоре вновь оказалось, что время, потраченное на планирование действий бронепоездов, оказалось потерянным. 11 июня, представляясь дивизии, командиры бронепоездов (№27 - обер-лейтенант Рудольф Опитц; №28 - обер-лейтенант Эдвард Сееле), доложив о боевом расписании, оборудовании и возможностях бронепоездов, уточнили, что и Pz.Zg. 27 и Pz.Zg. 28 не вполне боеспособны: отсутствует большая часть оборудования и полностью — необходимые для танковых орудий французские боеприпасы, есть недостача в личном составе.
Поэтому на следующий же день, 12 июня, Деттмер в письме в штаб корпуса, представляя план использования бронепоездов, засомневался, смогут ли они вообще действовать.
Герхард Эткен, все так же, день за днем, пунктуально вносил в КТВ хронику «сорок пятой» - теперь в нем уже не встречалась лаконичная пометка «ничего особенного». Записи становились как и летние дни все более долгими, приближаясь к своему пику — солнцевороту.
15 июня, воскресенье. День к западу от Буга для людей в «фельдграу» был неотличим от суматохи таких же будничных струйкой песка в невидимых часах уходит время подготовки к вторжению на Восток. Остается неделя все еще возможна отмена «решающей схватки»...
Но к чему строить иллюзии? Это только мешает похоже, все уже предопределено. Главное — успеть, не упустить даже мелочи.
У командира дивизии дел не меньше: проконсультировавшись с начальником инженерных частей корпуса, Шлипер обратился в штаб XII А.К. с заявкой о выделении дивизии, учитывая её особые задачи, 6 малых огнеметов с расчетами и их скорейшей подаче Pi.Btl. 811
И, заодно, — о придании дивизии еще 10 больших надувных лодок из резерва корпуса (оказалось, что подача ранее согласованных штурмовых лодок все еще под вопросом). Тем временем, в штаб дивизии стекаются донесения от ее частей и служб. Судя по ним, подготовка практически закончена, но проблемы, тем не менее, остаются. О готовности к нападению сообщил Деттмеру майор Карл-Хайнц Вирзинг (ID). Но многое еще предстоит: например, в ночь на 16 июня намечен завоз на передовую базу снабжения боеприпасами «Плум» снарядов пехотных орудий, а (самое позднее) в ночь на 17 июня должны завершиться подвоз и выкладывание 900 снарядов ударного действия для L.Е.Н.
Ситуация в приданных частях, прежде всего Nbw.Rgt, zb.V. 4 и бронепоезде №28, пока противоречивая.
Что касается «Небельверфер», то окончание подвоза (1440 выстрелов, еще не выданных в лагерях), ожидается 20 июня. Все готово к укладке других 1400 выстрелов, подвозимых ОКН, но дата их прибытия еще неизвестна. Подвоз самих пусковых установок из Варшавы закончится, вероятно, тоже к 20-му числу. Таким образом, пока нет ни боеприпасов, ни установок. Та же картина с бронепоездом. К укладке боеприпасов все готово, и их подача согласована ОКX с XII. А.К., но ни место отгрузки, ни дата прибытия неизвестны.
Тем не менее, Шлипер доложил в штаб корпуса, что подготовка закончена: артиллерия готова к развертыванию и действию; выполнены техническое усовершенствование дорог и инженерная подготовка; проведено обучение частей, кроме упражнений с плавательными поясами.
Зенитное орудие Flak 18 (модификации Flak 36/37) на огневой позиции. Помимо частей ПВО, эти пушки широко использовались для борьбы с наземными целями. В частности, на начальном этапе военных действий против СССР 88-мм зенитки оказались едва ли не единственным средством, способным поражать тяжелые советские танки KB
Батарея 833 еще не прибыла, однако, по предварительному сообщению, ожидается 18 июня. Подготовленные для нее позиции оказались непригодны из-за опоздавшей передачи таблиц для стрельбы, так как часть целей — под сверхкороткой дальностью огня. Подчиненные же мортирные батареи (682-я, 683-я, 684-я «мортирный дивизион Галля») - полностью укомплектованы личным составом и вполне боеспособны.
Саперами уже подготовлены мосты на северной дороге, следующими ночами намечена переноска фашин. 16 и 17 июня на лесопильном заводе в местечке Бялы еще нужно заготовить материал для временных мостов. В остальном все готово.
Лучше положение у полковника Велькера: не хватает лишь полагающегося дополнительного комплекта в 300 выстрелов на легкий дивизион. Вся остальная подготовка проведена: позиции измерены, ограждены воткнутыми в землю ветвями, и подготовлены для приведения в готовность в темноте. Инструктаж о нападении командиров дивизионов проведен, командиров батарей и прочих служб намечен на 16 июня.
Боеприпасы артполка подивизионно лежат у позиций. Их разделение и подача предусмотрены (I.R. 130) в ночь X — 2 дня. Боеприпасы 13/I.R. 133 подвозятся с 15 на 16 июня. Условия для прокладки на территории линий связи (выкладываемых ночью Х - 1 день) разведаны.
Противотанковое 50-мм орудие PaK 38 на западном берегу Буга: исходная позиция перед часом Х. Архивный снимок совмещен с современным
И вот поступил окончательный вариант приказа штаба корпуса о нападении. Надежд на то, что «политики все же урегулируют вопросы с восточным соседом» не осталось. Гораздо непонятнее другое — что же русские? Что они предпримут? Или — как это не странно звучит. Они все еще ничего не понимают?
Полевой госпиталь переехал в Хорбув.
Части дивизии начали выход в исходные районы ...
Кроме «Сверхоружия» к огневому налету на Брестскую крепость привлекались 21-см мортиры Mrs.18
Огонь реактивных минометов вермахта при штурме Брестской крепости был ураганным
Похожие статьи:
Брестская крепость → Как менялся внутренний фасад Холмских ворот Брестской крепости
Реальный Брест → Санаторий «Алеся» в Брестской области на берегу живописного Завышанского озера
Брестская крепость → Белый дворец Брестской крепости
Брестская крепость → Казаки в Брестской крепости
Реальный Брест → «Подтверждение доверия к бренду»: Брестский мясокомбинат получил «Золото» «Выбор года — 2023»