Творческий путь актрисы Брестского театра кукол Елены Поляшенко
Актриса Брестского театра кукол Елена Поляшенко рассказала о творческом пути и дала совет тем, кто мечтает стать актером.
Елена Поляшенко считает, что наш театр уникален и неповторим. Тридцать шесть лет назад, впервые переступив его порог, девятнадцатилетнюю девушку покорила удивительная атмосфера, высокое отношение к слову и литературе, искусству, бережное – к кукле. За три десятилетия, преданных театру, Елена Поляшенко была удостоена статуса ведущего мастера сцены.
На пути к театральным подмосткам
Елена родилась и выросла в Украине. Сколько помнит свое детство, любила выступать – петь песни, читать стихотворения, просто быть в центре внимания. Очень часто ее называли артисткой. Так на подсознательном уровне сформировалось желание стать актрисой.
– Родители не знали, что я после восьмого класса собралась поступать в театральное училище. Тайком взяла в библиотеке справочник для поступающих. Пять писем отправила в разные театральные учреждения образования, – вспоминает Елена Егоровна. – Ответ получила из Саратовского, Горьковского (сегодня Нижегородское) и Днепропетровского.
В первом училище набор осуществлялся на вокальное отделение, во втором не предоставляли общежитие, а в третьем сошлись все звезды. Узнав, родители не удивились, не стали отговаривать, а приняли выбор дочери и морально поддержали. В Днепропетровское театральное училище конкурс составлял шестьдесят человек на место. Елена Поляшенко стойко выдержала все испытания и стала студенткой. Какое читала стихотворение, уже и не помнит, а вот монолог выбирала до последнего – удачу принес отрывок из рассказа Максима Горького «Супруги Орловы». Самым страшным казался этюд, потому что юная девчонка из провинциального города Жданова даже и не знала, что это такое. Изображала свои ощущения от того, как входит в море. Когда пришлось петь, от одного из членов комиссии узнала, что имеет слух.
– Яков Шифрин, впоследствии ставший моим педагогом, в дни сдачи вступительных испытаний, подошел ко мне на ступеньках и спросил: «Вы заболели?» Я ответила, что нет. «Вы курите?» – снова спросил он. Получил отрицательный ответ. Последовал новый вопрос: «Почему у вас хриплый голос?» Почему-то этот эпизод запомнился Елене Поляшенко на всю жизнь. Сегодня именно по голосу дети, которые посещают спектакли с ее участием, узнают артистку. Они шушукаются, а родители в магазине или в любом другом общественном месте обращаются: «Вы Елена Поляшенко? Мы вас узнали».
Студенческие будни были очень насыщенными. Юные девчонки и парни, которые занимались с восьми утра до десяти вечера, узнали, что значит спать стоя. Они постигали актерское мастерство «живой план», актерское мастерство с куклой, осваивали сценическую речь, занимались хореографической подготовкой, посещали творческие встречи с известными актерами – Андреем Мироновым, Вячеславом Полуниным. Несмотря на загруженность, молодые люди успевали ходить в кафе и на концерты и даже подрабатывать, особенно на новогодних ёлках.
Раствориться в Бресте
Счастливые годы учебы пролетели незаметно. Настало время поиска работы. Елена Поляшенко съездила на прослушивание в драматический театр Калинина (нынешний город Тверь), в кукольные театры Гомеля и Бреста. На семейном совете было принято решение ехать в Брест, потому что в этом городе служил мамин брат и очень тепло о нем отзывался.
– Тогда, после Днепропетровска, Брест показался мне очень маленьким. А позже, после гастролей, и вся Беларусь казалась совсем небольшой. Мне было сложно принять Брест, – говорит Елена Егоровна. – Но сейчас могу сказать, что я в нем растворилась. Уверена, что лучшего места для жизни нет.
Спустя год работы в Брестском театре кукол Елена Егоровна хотела взять открепление и уехать. Такой порыв в том числе был связан с уходом режиссера Сергея Юркевича, у которого и проходило прослушивание. Актриса помнит, как на прослушивании режиссер попросил написать все роли, которые хочется сыграть. Девятнадцатилетняя Елена не постеснялась – указала чуть ли не все главные. Режиссер подбодрил и сказал, что всё будет.
Открепление актрисе не дали, поэтому еще минимум два года она была обязана работать. Но они круто изменили ее жизнь. Елена Егоровна вышла замуж. Муж актрисы также служит в театре – он является заведующим художественно-постановочной части. Супруги очень благодарны театру за жилье и финансовую помощь в погашении платежей, поэтому, когда их приглашали на работу в Гродно и Минск, приняли решение остаться преданными Брестскому театру кукол.
Елена Егоровна – натура активная и деятельная. В какой-то момент захотела совершенствоваться в профессии и поступила в Минскую театральную академию на курс к Сергею Тарасюку.
Международные гастроли
В 2000-х директор Брестского театра кукол начал приглашать разных режиссеров для постановок. Одним из первых был главный режиссер Большого театра кукол в Санкт-Петербурге Руслан Кудашов. Елене Поляшенко посчастливилось попасть в спектакль «Холстомер». Это событие стало поворотным в ее творческой карьере.
– Со спектаклями Кудашова мы объездили весь мир. Исколесили всю Европу. Нас приглашали на фестивали, и бывало, что мы не возвращались в Беларусь целый месяц, – делится успехами Елена Поляшенко. – Выступали в Иране, Индонезии, Китае. В Китае я даже стояла на одной сцене вместе с внучкой Уолта Диснея. В рамках проекта «Лучшие спектакли Беларуси» не раз выступала в Москве в белорусском посольстве.
Позже талантливая актриса была задействована в спектаклях других приглашенных режиссеров. Она отмечает, что такой опыт позволяет не стоять на месте, а постоянно расти над собой. За годы театральной карьеры актрисе посчастливилось сыграть в спектаклях двадцати режиссеров. В настоящее время театр со спектаклем Руслана Кудашова «Корова» приглашен к участию в Платоновском фестивале искусств, который проводится в Воронеже.
– Артист театра кукол должен обладать актерскими навыками такими же, как и артист театра драмы, и владеть куклой (профессионально ее водить). Это непросто. Существует много систем кукол, – рассказала об особенностях работы Елена Поляшенко. – Есть куклы тростевые, перчаточные, батлеечные, планшетные, ростовые, марионетки. Каждая система кукол, как музыкальный инструмент – пианино, скрипка, флейта. Когда нужно, артист театра кукол применяет навык, талант, опыт – берет куклу и играет роль, как на музыкальном инструменте.
Главное в жизни – материнство
Несколько недель назад исполнилось тридцать шесть лет, как Елена Поляшенко обосновалась в Бресте и пришла служить в театр кукол. Сегодня она по-прежнему энергична и с удовольствием выходит на сцену. Актриса задействована в спектаклях «Голубая стрела», «Золушка», «Сказка о царе Салтане», «Новая земля», «Касперль и Сеппель»…
– Театр – это любовь всей моей жизни. Бывают моменты, когда чувствую, что устала, что-то надоело или не задалось. Но в таких случаях понимаю, что, когда в жизни наступают сложные времена, ты же всё равно продолжаешь ее любить. Я не представляю свою жизнь без аплодисментов, криков «браво», любви зрителей, театрального духа. Но главным счастьем считаю материнство, – призналась артистка.
Дочь Елены Поляшенко в детстве много времени проводила в театре и знала всю его закулисную жизнь. Елена Егоровна уверена, что это позволило ей вырасти культурным, духовным и добрым человеком. Ольга не пошла по стопам мамы, как это часто бывает, когда родители всю профессиональную жизнь посвящают творчеству. Девушка стала архитектором. Елена Егоровна призналась, что была строгой мамой и редко говорила дочери слова любви, о чем сегодня сожалеет и что старается компенсировать, потому что всегда безмерно любила и продолжает любить дочь.
В настоящее время Елена Поляшенко реализует свой талант не только в любимом театре, но и в Центре молодежного творчества. Актриса руководит театром-студией «Раёк», обучает детей актерскому мастерству и ставит с ними спектакли, а также готовит их к поступлению в театральные учреждения образования. Ее ученики становятся студентами ведущих белорусских и российских учебных заведений. Всем, кто мечтает об актерской карьере, Елена Поляшенко дает совет не расстраиваться, если постигла неудача, а пробовать свои силы снова, потому что «не поступил – не значит, что нет таланта. Это значит, что вы просто не подходите конкретному педагогу».
Юлия ВОВК
Фото из архива Брестского театра кукол