Как студент Вячеслав Иванись изучает организацию городского пространства в Бресте
Нынче в научном мире популярны исследования в сфере урбанологии. Наряду с известными учеными изучением организации городского пространства занимаются и студенты первого региона. В их числе Вячеслав Иванись. Его научной хватке, идеям и стремлению совершенствовать окружающее пространство в хорошем смысле слова удивляются педагоги и сулят молодому человеку быстрый карьерный рост.
Поиск себя
Детство Вячеслава прошло в Минске. Учился в лицее номер один по физико-математическому профилю. Мальчик рос и мечтал о собственной IT-кампании и о создании своего города с троллейбусами. Повзрослев и став серьезнее, начал думать о будущем. Высоко замахнулся – получить высшее образование хотел в знаменитой московской Бауманке и даже был зачислен в ряды студентов этого учреждения на специальность «Прикладная математика и информатика». Но всё изменилось, когда юноша узнал, что в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина есть специальность «Урбанология и сити-менеджмент». Мечта о градостроительстве становилась реальностью.
– Всерьез думать о градостроительстве начал в девятом классе. Читал специализированную литературу. Хотелось сделать Минск лучше. Например, оптимизировать маршрутную сеть и создать мультимодальную систему с развитым магистральным транспортом. Не только метро, но и скоростные трамваи, – поделился своим видением городского будущего Вячеслав.
Научные интересы
Став студентом, Вячеслав не тратил время на адаптацию к новым условиям. Он сразу же принялся за работу – искать преподавателей, которым доверит свои идеи, педагогов, которые дадут оценку инициативам и подскажут, в каком направлении двигаться. Его интерес к учебе поддержали люди с учеными степенями и званиями и Совет молодых ученых университета. Изначально первокурсник хотел оценить качество городской среды в центре Бреста по двенадцати параметрам Гейла, которые объединены в три группы – комфорт, безопасность и удовольствие.
– Сначала я просто ходил по улицам и наблюдал. Потом искал количественные факторы, которые можно нанести на карту. Вместе с научным руководителем Светланой Михайловной Токарчук мы решили расширить исследование и с помощью шумомера измерить уровень шума и фиксировать ширину тротуара и проезжей полосы. Для этого мы разбили центр на 120 участков, – рассказал Вячеслав. – Когда писал первую курсовую работу, еще высчитал точное количество деревьев и площадь уличного пространства, изучил запаркованность.
Когда с этой темой Вячеслав выступал на конференции, многим участникам и слушателям сложно было принять тот факт, что в центре города высокая запаркованность и эту проблему для более комфортной жизни нужно решать, возможно, даже путем взимания платы за стоянку транспорта. Тем не менее, отмечая аспекты, которые требуют доработки, Вячеслав сделал вывод, что Брест – хороший город для жизни.
Студенческие инициативы
«Вячеслав – способный и талантливый молодой человек» – так отзываются о нем без исключения все преподаватели. Слова не расходятся с делом. Парень является победителем конкурса студенческих работ «Пишем про город», в котором он был самым младшим участником. Также участвовал в международных и республиканских конференциях и форумах. Рвение к знаниям, стремление трудиться с целью повышения качества жизни людей заметили быстро и в прошлом учебном году назначили председателем студенческого научного общества факультета естествознания. Правда, Вячеслав продержался всего год, потому что много сложностей вызывают организационные моменты. Но это не значит, что студент разгрузил себя. Наоборот, молодой человек придумал проект «Urban Lab 11».
Проект «Urban Lab 11» – это сообщество студентов-урбанологов, которые организуют и проводят образовательные и научно-популярные мероприятия. Он преследует несколько целей, основные из которых – постоянный рост самих участников проекта и возможность показать устройство городских процессов. Так Вячеславу удалось реализовать шесть форматов мероприятий – «Студент на один день», «Исследования качества городских пространств», «Урбан-Школа», «Урбан-киновечер», деловая игра «Проектируем свой город» и игра-исследование «Город на уровне глаз». Вячеслав уверен, что важно работать со школьниками, приобщать их к своим научным интересам. Будущим урбанологам удалось показать детям, что город – это живой организм, который можно и нужно изучать и изменять. Студенты вместе с детьми проводили исследование некоторых улиц города Бреста. Организаторы «Urban Lab 11» предложили школьникам спроектировать идеальный город.
– «Urban Lab 11», на мой взгляд, важная студенческая инициатива, которая направлена на грамотное развитие городов, – считает Вячеслав Иванись. – Когда мы будем задавать больше вопросов, искать на них ответы, проводить исследования, высказывать предположения, города станут еще более комфортными для всех граждан. Поэтому мы продолжим реализовывать проект и внедрять новые формы работы. Планируется создать литературный клуб и прогулки по городу с урбанологом по жилым районам Бреста.
«Urban Lab 11» – не единственная инициатива Вячеслава, которая реализуется в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина. При поддержке преподавателей молодой человек создал летнюю школу урбанологии, чтобы люди стали осознаннее относиться к городским процессам. В прошлом году она прошла впервые и может похвалиться интересными спикерами как из числа профессорско-преподавательского состава БрГУ имени А.С. Пушкина, других вузов, Беларуси, так и из России. Лекторами выступили Петр Иванов, занимающийся полевой урбанологией, Юлия Родикова, сочетающая в своих исследованиях урбанистику и новые технологии, и другие эксперты. Одним из ярких лекторов летней школы стал главный архитектор Брестской области Николай Власюк. Планируется, что в этом году школа продолжит работу.
На пути к новой вершине
Вячеслав – один из самых сильных участников от Брестской области в Республиканском проекте «100 идей для Беларуси». Молодой человек предлагает создать городской огород на базе территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района города Бреста. Идея не нова для Беларуси, но в Бресте такого опыта не было. Вячеслав видит цель проекта не в выращивании качественной продукции, а в решении проблемы одиночества, внесении новых красок в жизнь подопечных центра.
– Хочу, чтобы люди с особенностями развития чувствовали себя нужными. Проектом предусмотрено, что грядки будут расположены так, чтобы работать на них могли и люди с ограниченными возможностями, – пояснил Вячеслав. – Те, кто заинтересуется, найдут новых знакомых, а, может быть, и друзей. К слову, согласно информации Всемирной организации здравоохранения, чем больше человек имеет социальных связей, тем менее он подвержен сердечно-сосудистым заболеваниям.
Кроме того, в настоящее время прилежный студент активно исследует тему транспорта в городе. В частности, Вячеславу очень интересна проблема доступности маршрутной сети в Бресте. Он говорит, что есть моменты, которые нужно совершенствовать. Есть смысл сократить дублирование, то есть когда по одному пути одновременно идут несколько маршрутов. Еще парень обращает внимание на транспортную инфраструктуру. По его мнению, проблема пробок не решится расширением дорог, необходимо увеличивать пропускную способность улиц путем создания выделенных полос, систем магистрального транспорта.
Вячеслав Иванись – еще студент, но уже делает уверенные шаги в профессиональное будущее. Он убежден, что образование должно красной нитью проходить через всю жизнь, поэтому хочет повышать свой уровень знаний в магистратуре. В качестве первого места работы планирует попасть в БелНИИ «Градостроительство». Педагоги не сомневаются в одаренном студенте его ждет блестящее профессиональное будущее. Доктор технических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Нина Данилина, которая читала в Бресте курс лекций, отмечала, что Вячеслав Иванись создан для преподавания. С ней согласен и проректор по научной работе БрГУ имени А.С. Пушкина Максим Богдасаров.
– Слава – один из самых мотивированных студентов факультета естествознания. Наши преподаватели запомнили его еще со Дня открытых дверей, – сказал Максим Альбертович. – С первых дней учебы показал себя эрудированным молодым человеком, причем в разных сферах знания. Он умеет вести дискуссию, открыт новому. Слава вместе со своей командой единомышленников активно занимается популяризацией специальности «Урбанология и сити-менеджмент» в интернете. Все видят, что он выбрал дело, которое ему по душе.
Юлия ВОВК
Фото из архива Вячеслава ИВАНИСЯ