Школа Май Бэбиshop.mts.byhttps://tv.mts.by/channels/nowЦентр семейной стоматологии «Дентико»mts.by

ГлавнаяНовостиБрест и регионКак работает лаборатория качества кормов в Бресте?

Как работает лаборатория качества кормов в Бресте?

Корреспонденты «Зари» побывали в отраслевой лаборатории качества кормов Полесского аграрно-экологического института НАН Беларуси в Бресте и убедились – высокие показатели первого региона по молоку не в последнюю очередь обеспечиваются постоянным контролем за питанием буренок.

По графику

Наступивший нынешний 2025-й для института является юбилейным: так, двадцать лет назад здесь начал действовать сектор качества кормов, в затем пришло время открытия собственной отраслевой научно‑исследовательской лаборатории.

Практически каждый рабочий день сюда в Брест, по адресу улица Советских пограничников, 41, из разных сельскохозяйственных предприятий приграничья доставляют в вакуумных емкостях пробы сенажа, силоса и других кормов. Задача сотрудников лаборатории – в стерильных условиях проанализировать их состав и питательность, ориентируясь на повышение эффективности и рентабельности кормопроизводства.

– Мы работаем на постоянной основе круглогодично – и летом, и зимой. Лаборатория должна работать стабильно, максимально равномерно, чтобы не было перебоев – то густо, то пусто. Поэтому составлен и расписан соответствующий универсальный еженедельный график, с каждым районом согласованы дни привоза образцов.

Поэтому заранее известно, кого и когда ожидать. Сначала пробы необходимо отобрать и привезти. На понедельник мы определили, что это будут близлежащие районы – Жабинковский и Брестский, во вторник – Ивацевичский и Кобринский районы. Самые загруженные дни – среда и четверг, рассказывает заведующая лабораторией Марина Пастухова.

Новейшее оборудование и стандарты

Оснащение лаборатории современным оборудованием обошлось примерно в 700 тысяч рублей: значительную часть этих средств выделил из инновационного фонда Брестский облисполком, также подключились Минсельхозпрод и Национальная академия наук.

И теперь в распоряжении высококвалифицированного персонала – 34 аналитических прибора, осуществляющих необходимые практические исследования.

Один из шести сотрудников лаборатории занимается первичной работой с пробами, включая сушку в сушильных шкафах. После пробы-подготовки, размолота, которые проводятся на цокольном этаже, материал поступает в лабораторию, где делится на две части: одна отправляется на так называемую «мокрую» химию, другая – на ИК-спектроскопию.

– Что касается непосредственно аналитической работы – это уже сугубо удел биологов-химиков – магистров биологических наук, специалистов высшей квалификации, у которых общий трудовой стаж в лаборатории института составляет не менее одиннадцати лет, а то и больше. Сколько пришлось побывать в различных научных лабораториях нашей республики, такого высокопрофессионального состава сотрудников еще нигде не встречала: практически все – среднего возраста, на самом пике продуктивности, – отмечает руководитель.

Умные люди и машины успешно выполняют важную работу. Одно из наиболее ценных приобретений последнего времени – атомный эмиссионный спектрометр, который предоставляет уникальную возможность предельно точно и объемно изучать макро– и микроэлементный состав корма. Технические возможности еще одного прибора – инфракрасного фурье-спектрометра – также не могут не впечатлять.

– С 2019 года апробируем новые методики исследований – в том числе инфракрасный спектральный анализ, который уже довольно широко известен и применяется в западных странах: так, с его помощью можно исследовать почвы, корма и многое другое. В Беларуси мы одни из первых приобрели данный прибор, в прошлом году получили свидетельство Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС) на разработанные нашим институтом модели его практического использования. К настоящему моменту эта техника работает на основе разработок, достоверность которых подтверждена НЦИС, – рассказывает Марина Пастухова.

С недавних пор в лаборатории работают по новым стандартам.

– Есть нормативные документы, которые регламентируют, какой корм качественный, а какой нет согласно показателям, например, по переваримости и усвоению определенных элементов. Качественный корм определяется по самым разным параметрам соответствия, при этом сами нормативы могут меняться. Так, в этом году с февраля вошли в силу два новых СТБ на корма – силос и сенаж. Прежнюю нормативку актуализировали, расширили показатели.

Сейчас у нас четыре класса качества сенажей, было три. По некоторым показателям – например, сырой золе – выставлены нормы, которых раньше в сенаже не было. Определены различия и между способами хранения кормов: для разных способов – разные нормы, – поясняет заведующая лабораторией.

Доверяй и – перепроверяй

В целом анализ пробы производится очень быстро – в течение пяти рабочих дней, после чего соответствующая информация в электронном виде отправляется контактному лицу, ответственному за корма – специалисту районной ветеринарной станции либо зоотехнику, который получает все протоколы своего района. По итогу заказчику выдается расширенный протокол исследований, включающий 42 показателя, в том числе питательность, безопасность, усвояемость. При этом точность результатов исследований методами ИК‑спектроскопии достигает 95 процентов и постепенно повышается.

Исследования позволяют делать элементный анализ кормов и выделять ареалы, где наблюдается дефицит тех или иных микроэлементов, после чего специалисты института дают адресные рекомендации аграриям, как достичь максимального баланса в кормопроизводстве.

Но как действовать, если какой-то показатель, что называется, режет глаз, сигнализируя о возможном недостаточном качестве кормов?

– В практике были случаи, когда понимаешь, что к оценке качества корма необходимо подходить, что называется, с умом. Однажды сенаж, если оценивать его по прежним стандартам, выходил на второй класс качества, однако по переваримости было совершенно понятно, что корм очень плохой – из килограмма усвоится максимум 150 граммов. И вроде в норме показатели по протеину, клетчатке и золе, но в плане энергии животному это мало что дает. Мало того, ситуация может даже усугубиться, потому что будут затрачены силы на переваривание. Разумеется, немедленно связались с сельхозпредприятием, дали совет: такой корм не должен быть основным, и его долю в общем рационе животных необходимо снизить до минимума, – говорит Марина Пастухова.

К слову, в определенных случаях научные сотрудники института перепроверяют результаты проведенных исследований и обращаются с просьбой к сельхозорганизациям взять новые пробы кормов.

– Если мы видим, что корм не очень качественный, – всякое может случиться, особенно в жаркое время года, – звоним, предлагаем перепроверить. Если корм некачественный – мы должны это знать. Бывают такие случаи, когда ездила сама, брала пробы корма, потому что дать заключение, что траншея испорчена, – это очень серьезно, – констатирует собеседница.

Подобные случаи очень редкие, единичные.

– За все время работы отраслевой лаборатории нашего института не могу назвать ни одного района Брестской области, где бы к вопросам качества кормов относились небрежно, тем более – безответственно. Наоборот, очень импонирует то, что зоотехники разных сельхозпредприятий из разных уголков приграничья звонят, интересуются, задают вопросы. В плане организации работы все районы – молодцы. Нам в первом регионе легче и проще работать, потому что уже сформированы и отлажены системы анализа кормов, эффективного взаимодействия областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, райисполкомами, районными ветеринарными станциями и нашим институтом. Все вместе работаем в тесной связке, стараясь выйти на то, чтобы абсолютно каждая заложенная траншея сенажа и силоса была исследована, – резюмирует заведующая отраслевой лабораторией качества кормов Полесского аграрно-экологического института НАН Беларуси Марина Пастухова.

Евгений ЛИТВИНОВИЧ, фото Александра ШУЛЬГАЧА

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.