mts.bymts.byШкола Май Бэбиmts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»

ГлавнаяНовостиБрест и регионИнтервью с диаконом Ростиславом ПАРФЕНЮКОМ

Интервью с диаконом Ростиславом ПАРФЕНЮКОМ

В последнее время мы чаще стали обращаться к духовности. Нельзя не отметить, что в храм приходит все больше молодежи. Но все ли знают о традициях церкви? Об этом корреспондент «Зари» беседует с диаконом Ростиславом ПАРФЕНЮКОМ, клириком кафедрального собора преподобного Симеона Столпника, главного православного храма Бреста.

– Диакон Ростислав, мы все с радостью не так давно провели Святки. Почему этот отрезок времени так называется?

– Святками называется период со дня сочельника до дня празднования Крещения Господня (с 6 января по 19 января согласно новому стилю). День памяти святителя Василия Великого, отмечаемый 14 января, является своеобразным рубежом, разделяющим старый и новый год, а соответственно, и весь праздничный святочный цикл на две части: от Рождества Христова до нового года и от нового года до Крещения Господня.

Следует упомянуть о канунах, то есть о днях, предшествующих событию, которые были значимы не менее, чем сам праздничный день. Так, канун Рождества Христова именуется Рождественским сочельником, а канун Крещения Господня – Крещенским сочельником.

– «Раз в крещенский вечерок девушки гадали»… Кому не известна эта фраза русского поэта Василия Жуковского? А как Церковь относится к гаданию?

– Действительно, и в дореволюционные времена святочные гадания имели место, это нашло отражение и в нашей классической литературе, и в живописи. Однако это не было повсеместно и не было одобряемо Церковью.

Необходимо по существу разобраться относительно природы гаданий. Прежде всего, конечно, нужно начать с голоса Господа Бога – ведь это самый важный голос, к которому стоит прислушаться. Господь Бог в Своем слове сказал вполне определенно: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19, 26) и в другом месте Он говорит: «Да не будет среди тебя гадателя, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 9–12).

И здесь хорошо бы себя спросить перед тем, как решиться на гадания: а действительно ли это то, чего я хочу? Действительно ли я хочу выглядеть мерзко в глазах Бога? Стоит ли оно того? Почему Бог настолько негативно относится к гаданиям? На этот вопрос есть ответ там же, в Слове Божием: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – это все здесь перечислены различные варианты гаданий, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу?» (Ис. 8, 19).

То есть Господь четко говорит, что гадание Ему неугодно, и обращение ко всякого рода гаданиям – это обращение не к Нему. А к кому тогда? Святые отцы отвечают однозначно: к злым духам, то есть к бесам, демонам, тем падшим духовным силам, которые ненавидят Бога и враждуют против Него.

– Что вы можете сказать об обряде окунания в воду в праздник Крещения Господня?

– Нужен ли человеку этот обряд? Действительно, много людей на Крещение, не заходя в храм и не задумываясь о глубочайшем смысле праздника – Богоявления Господня, стремятся окунуться троекратно в проруби просто потому, что им хочется прочувствовать какую-то экстремальную ситуацию в жизни, или, может быть, поднять душевный настрой, или просто «за компанию». В их жизни, конечно, это ничего не изменит: «Даст Бог – на будущий год еще искупаемся», – и все.

Здесь, наверное, многое зависит от нас – людей, которые должны объяснять другим смысл и значение того или иного церковного действия, традиций, и делать это корректно и на доступном языке.

Если символическое окунание в прорубь после участия в богослужении поможет христианину приблизиться к ощущению реальности праздника Крещения – Богоявления Господня, увидеть свою греховность и ограниченность, поможет стать на путь исправления жизни, изменить свое мировоззрение, тогда это действие может иметь место. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, духовной пользы от купания в проруби не будет.

Многие из тех, кто традиционно погружается в прорубь на Крещение Господня, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду – большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналина, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет.

Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть. Также бытует мнение, что, если человек окунется в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Это тоже неправда, потому что грехи отпускаются человеку в Таинстве Исповеди, и то при глубоком, сокрушенном и покаянном чувстве, когда человек изо всех сил покаялся перед Богом и начал вести борьбу с грехом. Именно тогда Господь, видя эти труды, и отпускает человеку грехи – опять же в Таинстве Исповеди, а не в проруби. Не бывает такого, что человек грешит весь год, потом приходит к проруби, окунается в ней три раза и освобождается от греха. Люди не понимают, что как жили они во грехе, так и будут жить, если не обратятся к истинному и глубокому покаянию и не приступят к исповеди.

Великая агиасма, или крещенская вода, безусловно важна и высокопочитаема всеми нами, но ее освящение – это точно не смысловой центр праздника Крещения Господня. Если бы главным содержанием праздника Крещения была святая вода, было бы логичнее собираться не в Церкви. А что тогда центр? Редкие и чудесные службы, с помощью которых Церковь помогает нам пропустить через свое сердце удивительные события праздника Богоявления.

– Январь объявлен в стране месяцем религиозного туризма. Какие достопримечательности смогли посетить паломники на Брестчине?

– Беларусь – страна с богатой историей и культурой, и здесь много значимых мест, которые стоит посетить, особенно православным христианам.

Наша Брестчина – край, где история и духовность переплетаются, создавая уникальную атмосферу для паломников и верующих. Этот регион Беларуси славится своими церковными святынями, которые не только являются архитектурными памятниками, но и местами, где каждый может найти утешение и вдохновение. В новые туристические маршруты Брестской епархии в 2025 году включены 25 храмов и монастырей. Паломничество по святым местам Брестчины – это не просто путешествие, это путь к самопознанию и духовному обновлению.

– Очередной великий праздник, который ждет нас, – Сретение Господне. Пожалуйста, расскажите о нем подробнее.

– «Сретение» – слово древнеславянское, которое означает на русском языке «встреча», а на сербском – «радость». Бывают праздники, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд, но бывают и такие, что рука не поднимется, потому что полно или скорби, или священного ужаса. Праздник Сретения Господня обе эти черты в себе соединяет. Встречает Иисуса Христа Симеон Богоприимец, пожилой человек, проживший праведную жизнь, которому было Богом обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Спасителя мира, пришедшего совершить свое дело примирения и преображения мира. Вместе с ним свидетельствует об этой радости и пророчица Анна. Исполнилось ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира, его желание.

Каждый приходит в храм или нас приводят туда родные, чтобы стать до конца, без отказа Божиим достоянием, не вообще «чадом Божиим», но сыном или дочерью Божиими, вступающими на тот же путь, каким прошел Господь Иисус Христос.

Если мы хотим знать, что означает быть христианином, вспомним одно слово апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение, и, однако, так как это полезнее, необходимо для вас, готов я остаться жить на земле» (Флп. 1:21–26).

Господь сказал апостолу Павлу, который спросил о силе: «Довольно тебе Моей благодати, Моя сила в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). И апостол Павел восклицает: «И поэтому буду хвалиться я только немощью своей, чтобы все во мне было силой Христовой» (2 Кор. 12:9). И в другом месте: «Все мне возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Павел был, как мы, человек из плоти и крови, ему тоже было страшно, ему тоже было больно, он тоже боролся за свою цельность и верность, и он победил, и он говорит нам: «Последуйте за мной, как я последовал за Христом» (1 Кор. 4:16).

Так и мы должны бы всей душой, всей силой жизни стремиться к встрече со Христом, и быть способными сказать: да, но у меня есть дело на земле, я должен чистотой своей жизни, светом, льющимся из меня, правдой моих поступков, истинностью моих слов, всем моим существом быть свидетелем Христа, и, хотя всей душой я мечтаю быть с Ним, я останусь в осиротелом, тусклом, горьком мире, чтобы внести в него радость, внести в него любовь.

– Спасибо огромное, отец Ростислав, за интереснейшую и познавательную беседу!

 

Беседовала Ирина ОРЛОВА

Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.