Школа Май Бэбиmts.bymts.bymts.byЦентр семейной стоматологии «Дентико»

ГлавнаяНовостиБеларусьПольша ужесточает контроль над санкционными товарами. Чего ждать белорусскому бизнесу

Польша ужесточает контроль над санкционными товарами. Чего ждать белорусскому бизнесу

Сейм Польши одобрил законопроект, которым вводятся дополнительные требования к экспорту санкционных товаров через Россию и Беларусь. Сейчас законопроект находится в Сенате, где он должен быть рассмотрен и далее передан Президенту на подпись. Если не произойдет ничего неожиданного, документ вступит в силу примерно в середине марта.

Он регулирует ситуации, когда санкционные товары следуют через Россию или Беларусь в страны, которые могут помогать обходить ограничения. В этом случае экспортер под угрозой уголовной ответственности должен предоставить, помимо обычной таможенной декларации, письменное заявление с указанием ряда позиций:

  • Во-первых, что транзит через территорию России или Беларуси является лишь частью общего маршрута перевозки, а начало и конец его находятся за пределами этих стран.
  • Во-вторых, нужно гарантировать, что во время транзита по территории Беларуси или России товар не будет подвергаться перепродаже, переработке, складированию и другим операциям.
  • В-третьих, в заявлении также указывается страна конечного назначения и данные конечного пользователя.

Если при вывозе товара таможенная служба Польши (входит в состав Налоговой администрации) оценит риск обхода санкций как высокий, она вправе потребовать дополнительный документ – письмо от производителя товара с заверением о том, что товар не будет использоваться конечным пользователем для обхода санкций.

При выявлении факта нарушения санкций таможня Польши вправе конфисковать товар – это абсолютная новация в польском законодательстве, в части борьба с обходом санкций ЕС.

При этом, в течение 45 дней с момента вывоза товара за пределы таможенной территории ЕС экспортер обязан будет предъявить польской таможне документ, подтверждающий завершение таможенного оформления товара в стране назначения. Иначе на юрлицо может быть наложен штраф.

В марте 2024 года Минфин Польши выпустил постановление, которое устанавливает дополнительные меры контроля экспорта санкционных товаров из ЕС. Оно распространяется на группы товаров кодов ТНВЭД 84, 85 и 87 – речь об оборудовании и транспортных средствах.

Какой будет практика

Суть закона, принятого в Польше, о требованиях к экспорту санкционных товаров через Беларусь прокомментировал для Myfin.by руководитель департамента комплектных автоперевозок STALOGISTIC Игорь Ковалев.

По оценке эксперта, часть норм закона не являются новыми, они так или иначе использовались в польской таможне, но до сих пор это была выборочная история.

Сейчас эти нормы закреплены в законе, чтобы исключить субъективный фактор, когда у одной компании запросили документы, а у другой нет, и в итоге непонятно, какова все-таки практика.

Становится обязательным предоставление так называемого письма экспортера, его декларации, где он заявляет и гарантирует, что товар, который идет транзитом через Беларусь и Россию, в конечном итоге в любом случае не будет продан в этих странах. Заявление должно содержать формулировку о том, что если это произойдет, то европейский экспортер осознает уголовную ответственность за предоставление недостоверных сведений таможенному и налоговому органу Польши.

Если польская таможня посчитала (опираясь на свое мнение, убеждения), что в декларации европейского экспортера недостоверная информация, то она вправе затребовать у экспортера письмо от производителя о том, что тот знает, кто конечный пользователь товара, и что товар действительно будет доставляться транзитом через Беларусь и Россию. С этим письмом на практике в европейских таможнях и в польской в частности возникают большие сложности. Получить письмо от производителя на практике гораздо сложнее.

– Если экспортер и производитель совпадают в одном лице, то сложностей меньше. А если же, например, небольшая польская торговая компания купила товар у немецкого крупного производителя и скажет большому заводу, корпорации, что от вас нужно письмо, что вы все знаете, гарантируете и готовы нести уголовную ответственность… То на нее посмотрят очень странно, скажут «ребята, извините, мы отгружали вам, а кому вы там отгружаете, мы не знаем, поэтому извините и больше не беспокойте».

На практике такие моменты возникают чаще всего по грузам двойного назначения, оборудованию. То есть когда речь идет о перемещении товаров 84, 85, 87 группы ТНВЭД.

Новая норма, появившаяся в законе, – это обязанность не по запросу таможни, а в принципе (по умолчанию) в течение 45 дней с момента вывоза товара с территории ЕС предоставить подтверждение, что товар был доставлен и прошел таможенную очистку в стране назначения. Это достаточно серьезное требование. Прежде периодически возникали такие запросы с таможен, но это было как некая личная инициатива, без ответственности за несоблюдение, за невыполнение запроса.

Сейчас все меняется: есть 45 дней, в течение которых нужно предоставить декларацию. Эту декларацию польский экспортер должен получить от своего клиента в третьей стране и предоставить в польскую таможню. Если этого не происходит, то предусмотрен штраф до 500 тысяч злотых, или примерно 120 тысяч евро.

Это максимальная планка. Мы не знаем, как пойдет практика, какие минимальные будут штрафы даваться, но в законе сделана оговорка, что нужно учитывать сумму сделки, возможные последствия для Польши от несоблюдения и возможного обхода санкций в связи с этой поставкой. Принимать во внимание будут и информацию в целом про экспортера, про его прежний опыт работы, насколько он ранее был замечен в подобных вещах. Все эти факторы будут оценивать для определения размераответственности.

Экспортерам приготовиться

Кроме того, теперь требуется большая осторожность от белорусских экспортеров, которые продают товар в ЕС через другие страны. Например, при продаже древесины (44 группа ТНВЭД) в страны Евросоюза. Это будет максимально отслеживаться.

Допустим, казахская компания купила пиломатериалы и дальше их продает в Европу. При импорте в Евросоюз таких товаров будет запрашиваться гораздо больше информации, в частности, таможенники будут запрашивать данные о регионе происхождения древесины, лесоизготовителе и так далее. Цель – определить страну происхождения пиломатериалов, несмотря на то, что продавцом является, например, казахская компания. Европейская таможня получает право требовать документы, подтверждающие, что действительно этот лес вырос в Казахстане, что его там вырубили, ну и, соответственно, из него произвели определенные пиломатериалы.

Это, безусловно, скажется на отгрузках пиломатериалов в Евросоюз. И какие-то варианты, которые сейчас находят участники рынка, будут пресечены. И еще одна важная новация – это возможность конфискации груза.

До сих пор основной мерой ответственности, основным риском импортера-экспортера, когда мы вывозим груз из Евросоюза или когда ввозим, был отказ в пересечении границы. Действительно, было достаточно случаев, когда по каким-то грузам, которые шли в Среднюю Азию, в другие регионы, не в Россию, не в Беларусь, европейская таможня отказывала в экспорте товара, и это не влекло каких-то дальнейших действий.

Экспортер мог сказать: «Хорошо, не пустили вы нас – пойдем через другую границу, через другую страну, через Турцию, еще как-то образом». Так и происходило, поскольку таможенный орган не имел никаких законодательных оснований для каких-либо действий с грузом, кроме отказа в экспорте или ввозе товара. Сейчас планируется ввести законодательные основания для того, чтобы конфисковать такие грузы.

Последствия такие. Допустим, европеец экспортирует товар и продает его казахской компании. Тогда необходимо предоставить декларацию со своей стороны, подтвердить готовность в течение 45 дней предоставить таможенную декларацию. И если эта сделка не вызовет больших вопросов у польской таможни, на этом основании товар будет выпущен. Если вызовет вопросы, то будет требоваться письмо производителя. Допустим, оно предоставляется.

А дальше европейская таможня вполне может решить, что, допустим, письмо поддельное. Либо есть высокие основания полагать, что, несмотря на письмо, все равно товар в конечном итоге будет доставлен в Беларусь или в Россию. В этом случае пока до конца непонятно, как будет закон работать на практике.

Худший сценарий – когда европейская, польская таможня реализует право инициировать изъятие и последующую конфискацию товара. Такая процедура установлена в законе, и в этом существенный риск.

Что проверит налоговая

Важный момент: в законе расширены полномочия не только таможенных органов, а и налоговых, поскольку много грузов идет из Польши в сторону Турции.

Турки покупают для себя, для последующей перепродажи в другие страны. И к таким операциям тоже будут возникать вопросы. По большому счету, налоговая служба сможет прийти к любому польскому экспортеру и запросить у него документы, подтверждающие, кому он в конечном итоге этот товар отправил. Предполагаем, налоговики будут более строго отслеживать торговые операции налогоплательщиков Польши.

И если какая-то компания много отгружает в Турцию, налоговики могут запросить, кому делается отгрузка, запросить подтверждение, что товар доставлен и растаможен в Турции. То есть последует достаточно серьезное влияние на торговлю Польши с другими странами – Средней Азии, Турции, прочими.

Источник: Myfin.by
Поделиться:
Комментарии (0)

Свяжитесь с нами по телефонам:

+375 29 7 956 956
+375 29 3 685 685
realbrest@gmail.com

И мы опубликуем Вашу историю.